Инновационная инфраструктура Республики Беларусь
Деятельность субъектов инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» и Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности». В указанных документах инновационная инфраструктура определяется как совокупность юридических лиц, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение деятельности по созданию и реализации инноваций.
На 13 октября 2025 г. в Республике Беларусь функционирует 22 субъекта инновационной инфраструктуры, в число которых входят:
- 15 научно-технологических парков (далее – технопарк);
 - 5 центров трансфера технологий (далее – ЦТТ);
 - Белорусский инновационный фонд;
 - Национальный центр интеллектуальной собственности.
 
Технопарки как субъекты инновационной инфраструктуры занимают ключевую позицию в развитии инновационного предпринимательства Республики Беларусь. Технопарки активно содействуют усилению интеграционных процессов между учреждениями образования и инновационными предприятиями в производственной, кадровой, научно-исследовательской сферах. С данной целью белорусскими технопарками оказываются услуги по следующим направлениям:
- техническая и консультационная помощь в производстве высокотехнологичных товаров и услуг;
 - содействие коммерциализации высокотехнологичных разработок;
 - помощь в составлении бизнес-планов и поиске финансирования;
 - аренда офисных помещений и физического оборудования;
 - содействие осуществлению внешнеэкономической деятельности и продвижению производимой продукции высоких технологий на зарубежные рынки;
 - содействие реализации инновационных проектов через образовательные услуги, мероприятия и совместное использование оборудования, а также развитие сферы высоких технологий;
 - маркетинговые и инженерные услуги;
 - оказание консультативных услуг, содействие в налаживании связей с инвесторами, запуске стартап мероприятий;
 - бизнес-инкубация научных проектов;
 - разработка программного и аппаратного обеспечения, коммерческие НИОКР;
 - обеспечение студентов университетов современной инфраструктурой и оборудованием.
 
Следует отметить значительную роль технопарков в развитии стартап-движения и инновационного предпринимательства в регионах республики. Технопарками на постоянной основе организуются и проводятся стартап-мероприятия, в том числе форумы, инвест-уикенды, мастер-классы, семинары и др. Технопарки активно участвуют в развитии локальных стартап-школ. ООО «Технопарк «Горки» выступает в качестве ядра формирующего кластера в области биоинформатики, аграрных биотехнологий и «зеленой» экономики.
Успешная деятельность технопарков масштабируется через филиальную сеть: в филиал технопарка ЗАО ”БНТП“ в г. Барановичи , филиалы технопарка ООО ”ИнКата“ действуют в городах Бобруйск и Молодечно.
Для центров трансфера технологий основными направлениями деятельности являются:
- консультационные услуги;
 - исследования конъюнктуры рынка по выявлению возможности введения новшества, правовая защита и информационное продвижение новшеств;
 - помощь в составлении бизнес-планов и поиске финансирования;
 - инжиниринговые услуги;
 - содействие в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и (или) деловых партнеров;
 - управление инновационными проектами и подготовка бизнес-планов;
 - образовательные услуги (для осуществления трансфера технологий)
 
Отдельно стоит выделить роль налоговых льгот для субъектов инновационной инфраструктуры. Так, для ЦТТ предусмотрена сниженная ставка налога на прибыль – 10% вместо 20%, а также освобождение от уплаты налогов на недвижимость и землю.
С целью обеспечения развития научно-технологических парков, действующим законодательством предусмотрена система налоговых льгот по следующим налогам:
- налог на прибыль — 10%;
 - налог на недвижимость – 0%;
 - земельный налог – 0%;
 - понижающий коэффициент арендной ставки — 0,1.
 
Для резидентов предусмотрены следующие льготы:
- налог на прибыль: 10% (обычная ставка – 20%);
 - понижающий коэффициент арендной ставки – от 0,1 до 0,9;
 - освобождение от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемым в местные бюджеты (налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, налог при УСН) — предусмотрено в соответствии с п.4 Указа от 3 января 2007 г. № 1 решениями местных Советов депутатов для технопарков и резидентов таких городов как Брест, Витебск, Гомель, Горки и Могилев.
 
Кроме того, в рамках инвестиционного проекта на производственной площадке по просп. Партизанскому 8, в г. Минске устанавливается специальный правовой режим для резидентов ООО «МГТ». Участники проекта освобождаются сроком до 31 декабря 2030 г. от уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и таможенных сборов на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, для целей реализации резидентами ООО «МГТ» инвестиционных проектов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе применять освобождение от уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет со дня регистрации в качестве резидента ООО «МГТ». Применяются понижающие ставки оплаты за электроэнергию.
Развитие инфраструктуры в сферах научно-технической и инновационной деятельности является одним из основных направлений государственной инновационной политики Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы. Целью развития инфраструктуры в сферах научно-технической и инновационной деятельности является повышение вклада субъектов данной инфраструктуры в инновационное развитие Республики Беларусь. Для достижения указанной цели Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы (далее – Государственная программа) предусмотрена реализация мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. В настоящее время в рамках Государственной программы реализуется 23 мероприятия, направленные на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры. В рамках реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры осуществляется выделение бюджетных средств, направляемых на:
- приобретение основных средств (научного, технологического и иного оборудования, приборов и комплектующих изделий);
 - капитальное строительство (строительно-монтажные работы);
 - капитальный ремонт зданий, помещений, сооружений.
 
Достигнутые за последние годы результаты в определенной мере являются следствием внедрения новых инструментов содействия и поддержки инновационной деятельности технопарков и их резидентов.
В рамках реализации Государственной программы в части развития инновационной инфраструктуры планируется:
создание и организация деятельности технопарков (их филиалов) в крупных районных центрах;
формирование и развитие в технопарках технологической инфраструктуры для оказания соответствующих услуг резидентам (центры прототипирования и промышленного дизайна, центры коллективного пользования оборудованием, инжиниринговые центры, лабораторные комплексы, коворкинг-центры и другое);
обеспечение привлечения внебюджетных источников финансирования развития субъектов инновационной инфраструктуры;
организация реализации в технопарках образовательных программ дополнительного образования взрослых по вопросам инновационной деятельности;
создание и организация эффективного использования целевых фондов инновационного развития технопарков;
обеспечение повышения квалификации сотрудников субъектов инновационной инфраструктуры;
развитие международного сотрудничества субъектами инновационной инфраструктуры.
 
Динамика изменения количества субъектов инновационной инфраструктуры (по итогам календарного года)
| 
		 Показатель  | 
	
		 2011  | 
	
		 2012  | 
	
		 2013  | 
	
		 2014  | 
	
		 2015  | 
	
		 2016  | 
	
		 2017  | 
	
		 2018  | 
	
		 2019  | 
	
		 2020  | 
	
		 2021  | 
	
		 2022  | 
	
		 2023  | 
	
		 2024  | 
| 
		 Количество субъектов инновационной инфраструктуры  | 
	
		 14  | 
	
		 16  | 
	
		 16  | 
	
		 14  | 
	
		 13  | 
	
		 18  | 
	
		 24  | 
	
		 25  | 
	
		 25  | 
	
		 25  | 
	
		 26  | 
	
		 24  | 
	
		 24  | 
	
		 23  | 
| 
		 Количество технопарков  | 
	
		 9  | 
	
		 11  | 
	
		 13  | 
	
		 12  | 
	
		 9  | 
	
		 10  | 
	
		 14  | 
	
		 15  | 
	
		 16  | 
	
		 17  | 
	
		 17  | 
	
		 17  | 
	
		 16  | 
	
		 16  | 
| 
		 Количество центров трансфера технологий  | 
	
		 5  | 
	
		 5  | 
	
		 3  | 
	
		 2  | 
	
		 4  | 
	
		 7  | 
	
		 9  | 
	
		 9  | 
	
		 8  | 
	
		 7  | 
	
		 7  | 
	
		 5  | 
	
		 6  | 
	
		 5  | 
| 
		 Количество иных организаций, имеющих статус субъекта инновационной инфраструктуры  | 
	
		 -  | 
	
		 -  | 
	
		 -  | 
	
		 -  | 
	
		 -  | 
	
		 1  | 
	
		 1  | 
	
		 1  | 
	
		 1  | 
	
		 1  | 
	
		 2  | 
	
		 2  | 
	
		 2  | 
	
		 2  | 

Расположение субъектов инновационной инфраструктуры (по состоянию на 13 октября 2025)
| 
		 Регион  | 
	
		 Количество субъектов инновационной инфраструктуры  | 
| 
		 Брестская область  | 
	
		 3  | 
| 
		 Витебская область  | 
	
		 4  | 
| 
		 Гомельская область  | 
	
		 1  | 
| 
		 Гродненская область  | 
	
		 3  | 
| 
		 Минская область  | 
	
		 3  | 
| 
		 Могилевская область  | 
	
		 2  | 
| 
		 г.Минск  | 
	
		 6  |