Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические работы: налогообложение и льготы в 2005 году
Общие положения
Статьей 7 Закона РБ от 19.01.1993 г. № 2105–ХII «Об основах государственной научно–технической политики» (с изменениями и дополнениями) определено, что объектами государственной научно–технической политики являются:
- научная, научно–техническая и инновационная деятельность;
- отношения между участниками научной, научно–технической и инновационной деятельности;
- отношения между государственными органами и участниками научной, научно–технической и инновационной деятельности.
В соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций;
инновации (нововведения) – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно–технически е решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологии, товарной продукции и услуг на рынок;
научно–техническая деятельность – деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно–технической деятельности относятся также работы по научно–методическому, патентно–лицензионному, программному, организационно–методическ ому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения результатов;
научные исследования (научно–исследовательские работы) – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными;
опытно–конструкторские работы – комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии);
опытно–технологические работы – комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и по изготовлению технической документации на них;
разработка – деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции и технологий включает проведение опытно–конструкторских (при создании изделий) и опытно–технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ.
В целях реализации государственной научно–технической политики принимаются меры экономического стимулирования по реализации на территории Республики Беларусь научно–исследовательских, опытно–конструкторских и опытно–технологических работ. Меры экономического стимулирования включают в себя и предоставление различного рода льгот по налогообложению.
В соответствии со ст. 723 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК РБ) по договору на выполнение научно–исследовательских работ одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно–конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее.
Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).
Условия договоров на выполнение научно–исследовательских работ, опытно–конструкторских и технологических работ должны соответствовать законодательству об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
Согласно ст. 724 ГК РБ исполнитель вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно–исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика. При выполнении опытно–конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с подп. 2.31 ст. 3 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319–ХII «О налоге на добавленную стоимость» обороты по реализации на территории Республики Беларусь научно–исследовательских, опытно–конструкторских, опытно–технологических работ (далее — НИОКР), зарегистрированных в Государственном реестре в порядке, определяемом Советом Министров РБ, освобождаются от налогообложения.
Порядок регистрации НИОКР определен постановлением Совета Министров РБ от 13.05.1997 № 472 «Об осуществлении государственной регистрации научно–исследовательских, опытно–конструкторских и опытно–технологических работ» (далее – постановление).
Пунктом 1 постановления установлено, что государственная регистрация НИОКР, выполняемых объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями республики независимо от формы собственности и подчиненности, а также ведение Государственного реестра осуществляются Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно–технической сферы (БелИСА).
Представление в налоговую инспекцию официального уведомления БелИСА о регистрации указанных работ в Государственном реестре научно–исследовательских, опытно–конструкторских и опытно–технологических работ (далее – Государственный реестр) является основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации НИОКР потребителям Республики Беларусь.
Согласно п. 7 Порядка государственной регистрации НИОКР, утвержденного вышеназванным постановлением, для государственной регистрации НИОКР организация–исполнитель представляет в БелИСА регистрационную карту установленного образца. Одновременно с регистрационной картой в БелИСА представляется также техническое задание либо технико–экономическое обоснование на выполняемые работы.
БелИСА при получении регистрационной карты с приложенными документами присваивает НИОКР номер государственной регистрации, вносит сведения о ней в Государственный реестр и в 20–дневный срок направляет организации–исполнителю уведомление о регистрации работы.
При проведении работы несколькими организациями каждая организация–соисполнитель может направлять в БелИСА регистрационные документы на часть работы, которая выполняется этой организацией самостоятельно.
Таким образом, до регистрации работы в БелИСА вне зависимости от того, планируется в дальнейшем ее регистрация или нет, оснований для применения освобождения от налога на добавленную стоимость не имеется. В случае если до момента регистрации НИОКР выполнены один или несколько этапов, обороты по реализации таких работ (этапов) облагаются налогом. Впоследствии, если данные работы будут зарегистрированы в Государственном реестре, обороты по реализации работ подлежат освобождению в полном объеме.
В то же время в соответствии с п. 63 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 16 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция), суммы налога, излишне предъявленные плательщиком покупателям объектов, подлежат исчислению этим плательщиком, за исключением исправления излишне предъявленных сумм налога на основании акта сверки расчетов, подписанного покупателем.
Следовательно, если до момента регистрации НИОКР в Государственном реестре заказчику в первичных документах предъявлялся налог на добавленную стоимость, то в целях сохранения освобождения от налога необходимо наличие акта сверки расчетов, подписанного исполнителем и заказчиком. При этом налогоплательщику следует представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за те налоговые периоды, в которых осуществлялось налогообложение указанных работ.
Целевые платежи
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона РБ от 18.11.2004 № 339–3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (далее – Закон № 339–3) с организаций в 2005 г. взимаются сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно–инвестиционных фондов – по ставке 0,4%, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – по ставке 2%, налог с пользователей автомобильных дорог – по ставке 1% и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, – по ставке 0,5% от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Уплата сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно–инвестиционных фондов, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (далее – целевые платежи), производится единым платежом в размере 3,9%.
Согласно п. 5 ст. 11 Закона № 339–3 от уплаты целевых платежей освобождены организации, осуществляющие научную деятельность, в части выручки от реализации НИОКР, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджета.
Пунктом 14.7 Инструкции о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах исчисленных сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно–инвестиционных фондов, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2005 году, утвержденной постановлением МНС РБ от 25.01.2005 № 6, уточнено, что указанная льгота предоставляется в части объемов НИОКР, выполняемых на основании заключенных договоров с организациями, которым на эти цели выделено бюджетное финансирование, если в договорах указано, что указанные работы финансируются за счет бюджетных средств (в т.ч. из бюджета Союзного государства), и имеется ссылка на уведомление (дата, номер) БелИСА о регистрации данных работ в Государственном реестре.
Таким образом, для получения льготы по целевым платежам необходимо выполнение двух условий:
- работы должны финансироваться за счет бюджетных средств (в т.ч. из бюджета Союзного государства);
- работы должны быть зарегистрированы в Государственном реестре в установленном порядке.
Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 339–3 с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, взимаются чрезвычайный налог по ставке 3% и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости по ставке 1% от фонда заработной платы. Уплата чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости производится единым платежом в размере 4%.
Пунктом 2 ст. 6 Закона № 339–3 установлено, что организации, получающие средства из республиканского и местных бюджетов, в т.ч. по договорам на выполнение НИОКР, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджетных источников, освобождаются от чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости в части фонда заработной платы, исчисленного за счет указанных средств.
Основанием для получения льготы также является представление в инспекцию МНС РБ уведомления БелИСА о регистрации указанных работ в Государственном реестре.
Налог на прибыль
Пунктом 2 «б» ст. 5 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330–ХН «О налоге на доходы и прибыль» до 1 января 2005 г. было установлено, что облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно–исследовательских, опытно–конструкторских и опытно–технологических работ.
При этом общая сумма льготируемой прибыли, использованной на указанные мероприятия, не могла превышать 50% облагаемой налогом прибыли.
С 1 января 2005 г. Законом РБ от 18.11.2004 № 338–3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения» положения п. 2 «б» ст. 5 Закона исключены.
Таким образом, в 2005 г. прибыль, фактически использованная на проведение НИОКР, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Ирина Алейникова, экономист
Источник: “Главный Бухгалтер. ГБ”, 2005, №20, стр. 87–90.
|