Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Инновации в художественном образовании как отражение процесса интеграции искусств
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2006/kadr42.html

 
 

14 июня 2006 г.

 

[Международная научно-практическая конференция «Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики». Материалы конференции / Под ред. Войтова И.В. и др. — Мн.: ГУ «БелИСА», 2006. — 146 с.]


В.П. Прокопцова
Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск, Республика Беларусь


Процесс историко-культурного становления системы художественного образования в Беларуси отражает принципы формирования художественной культуры в целом. На протяжении многих веков шло накопление опыта, совершенствование методов и форм обучения в каждом из видов искусств. Такая относительная самостоятельность образования в области музыкального, театрального и изобразительного искусства неизбежна. Ведь стремление к специализации, дифференциации — один из краеугольных камней развития знания. Однако знанию, в равной степени, присуща и другая тенденция — к интеграции.

До недавнего времени художественное образование в Беларуси было в стороне от указанного интегративного процесса. Тем не менее, сама художественная культура, искусство, особенно искусство ХХ в., дает многочисленные примеры межвидовой, внутривидовой, межродовой, межжанровой, формообразующей интеграции.

Ретроспективный и актуальный опыт интеграции искусств обуславливает необходимость определения новых форм и выработки новых методов в художественном образовании. В ХХ в. кульминационной точкой в развитии художественного образования стала виртуозная сконцентрированность на своем виде искусства, даже не столько на отдельном виде, сколько на конкретной специальности в рамках этого вида. На примере музыкального искусства этот тезис можно подтвердить тем, что при подготовке специалиста-пианиста во второй половине ХХ в. стала практиковаться строгая дифференциация пианистов — солистов, ансамблистов, концертмейстеров. Это наблюдается не только на практике, но и в образовательной системе, когда учебный процесс и профиль диплома соответственно утверждают такой принцип и направляют деятельность музыканта и его мировоззрение на узкую ориентацию. В этом случае общая культура, выходящая за рамки специализации, утрачивает свою интенсивность. Участие музыканта в непрофессиональной (выходящей за рамки узкой специализации) исполнительской практике часто отходит на второй план.

Такая тенденция воспитания узкопрофессионального специалиста в 80–90-е гг. ХХ в. достигла своего апогея. Совершенствование мастерства по пути сужения задач и ограничения профессионального назначения может привести к абсурду. Понимание такого положения (может быть и не совсем осознанное) обусловило стремление художников во второй половине ХХ в. синтетично войти, проникнуть в смежные области (виды) искусства. Этот процесс получил свое отражение и в художественном образовании.

На рубеже ХХ–ХХІ вв. наблюдаются новые тенденции в организации художественного образования, в интерпретации смысла специализаций. Через современное художественное образование реализуются социально-функциональные потребности общества, в соответствии с которыми не только совершенствуются традиционные специальности (в области музыкального, театрального, изобразительного искусств), но и формируются новые, техногенные, аудиовизуальные: кино— и телережиссер, кино— и телеоператор, актер экрана, телеведущий, дизайнер, менеджер в области искусства, компьютерный аранжировщик музыкального произведения, компьютерный график и др.

Появление и распространение инновационных специальностей в системе художественного образования демонстрируют ее большие творческие возможности, с помощью которых приобретается новый профессиональный опыт, переосмысливаются художественные проблемы, реализуются инновационные образовательные возможности, совершенствуются формы.

Тенденция к синтезированию художественных знаний обусловила введение в практику средних учебных заведений в начале 90-х годов ХХ в. такой дисциплины, как мировая художественная культура. Соответственно началась подготовка преподавательских кадров в вузах, где изучаются история, теория и анализ всех видов искусства. В итоге в теоретических дипломных работах, магистерских, кандидатских и докторских диссертациях всё шире используются аналитические принципы, методы, формы изучения разных видов искусства в их сопоставлении и сравнении.

Современные тенденции в развитии искусства (общий синтетизм и синкретическая природа образности) способствуют разработке новых методологических подходов в искусствоведческой науке, одним из которых является компаративизм — метод сравнительного изучения связей, сходств или отличий в разнообразных художественных явлениях.

Интеграционные процессы в реалиях современного искусства приводят к расширению, динамике системы художественного образования, внедрению инновационных форм и методов. Примером тому стало открытие в Белорусском государственном университете культуры и искусств новой специализации «Компаративное искусствоведение» в специальности «Искусствоведение». Впервые в нашей республике (а вероятно и в СНГ) стали готовиться специалисты, глубоко изучающие историю и теорию всех видов искусств. Имея практические навыки в разных видах искусства (принимаются на эту специализацию только лица, окончившие среднее специальное художественное учебное заведение), студенты вместе с преподавателями достигают главной цели — овладевают инновационным методом компаративного анализа, вырабатывают навыки комплексного исследования интеграционных процессов в искусстве.

Компаративное искусствоведение, акцентируя метод, проецирует его на несколько видов искусств, избирая для анализа единый подход, стержень, структуру. Это дает возможность найти нечто общее для всех и то особенное, что свойственно тому или иному виду искусства. Таким образом, появляется возможность сравнения, компаративного сопоставления форм и выразительных средств, жанров и видов.

Подобные приемы приводят к расширению ассоциативного мышления, к обогащению трактовки и восприятия художественного текста, приданию ему дополнительных интерпретационных обертонов. На основе сплава аналитических принципов, академических и инновационных формируется новое, во многом приоритетное направление в искусствознании.

Опыт организации инновационных форм и методов художественного образования часто вызывает сопротивление со стороны «традиционалистов», продолжающих углубляться в дифференцированное, узкоспециальное образование. Такая позиция также правомерна в художественном образовании, но лишь как часть образовательного процесса, как один из принципов, не отрицающий инноваций. Подтверждая уникальность классического образования в каждом виде искусства, одновременно нельзя отрицать процесс их интеграции. Сама жизнь, современные социокультурные условия, интеграционные процессы в искусстве обуславливают, востребуют инновационные подходы к организации художественного образования.

Если рассматривать систему художественного образования в целом (школа — среднее специальное учебное заведение — вуз), то в ней может присутствовать не только традиционное классическое разновидовое (в соответствии с разными видами искусства) дифференцированное образование, но и инновации, базирующиеся на практике художественного синтеза искусств. Всегда есть выбор, на каком материале и как воспитывать. Современное искусство «многоканально», соответственно «многоканальным» должно быть и художественное образование. Одним из ракурсов его организации становится принцип: в средних специальных учебных заведениях дается узкопрофессиональное классическое образование, в вузах образование обеспечивается на новом уровне, обобщающем и синтезирующем знания, образование инновационное по смыслу (содержанию) и форме подачи материала (технологиям).

В связи с вышесказанным можно сделать следующий вывод: в искусстве возникли новые унифицирующие тенденции, новые направления, которые либо сами по себе являются интегрированными, либо способствуют и определяют необходимость выработки компаративного анализа различных явлений в искусстве. Такие реалии современной художественной культуры дают основания для инновационного расширения возможностей системы художественного образования.

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.