Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Связи тематики диссертационных работ с планами отраслевой и вузовской науки |
![]() |
12 ноября 2009 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]
Эти проблемы невозможно разрешить, продолжая работать с использованием только традиционных технологий, материалов, форм и методов организации производства. Одним из основных выходов в данной ситуации является скорейший переход на путь инновационного развития. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития любой отрасли и любой страны. Во всем мире общественное мнение связывает инновации с проведением научно-исследовательских работ. Считается, что если есть НИР, значит есть инновации и, следовательно, эффект от них. Такая ситуация действительно имеет место, но в развитых странах. Ведущие мировые державы борются за технологическое лидерство и повышение эффективности своих инновационных систем. При этом ни одна страна, включая США и Японию, расходующие на науку сотни миллионов долларов в год, не может сегодня вести полномасштабные исследования по всем научным направлениям, поскольку получение новых знаний требует сверхрасходов на оборудование и подготовку специалистов. В этих условиях они научились эффективно определять приоритеты своего научно-технического и инновационного развития, сохраняя лидирующие позиции в наиболее перспективных областях [1]. Это справедливо и для отдельной отрасли промышленности. В настоящее время в отраслевой и вузовской науке тематика диссертационных работ, в первую очередь кандидатских, не выходит за рамки научной школы руководителя исследований. Такой подход позволяет обеспечить достаточно глубокую проработку научной темы. Однако в целом он не носит системного характера и не способствует достижению значимых результатов для экономики в долгосрочной перспективе. Кроме того, при этом не в полной мере учитываются тенденции и закономерности развития народного хозяйства. Для преодоления этой негативной тенденции требуется стратегическое планирование научных исследований и инновационного развития, осуществляемое совместно для вузовской и отраслевой науки. Методика подобного планирования в настоящее время хорошо разработана. Пионерами в этой области были США и Япония, а примерно с середины 90-х годов XX в. ее активно используют многие страны Европы, Азии, Латинской Америки. Большой интерес к проблеме проявляют отдельные регионы и отрасли в России. Методы, используемые в таких работах, чаще всего называют общим термином «технологическое предвидение» или форсайт (от английского Foresight — «предвидение»). Высокая эффективность форсайта при выборе приоритетов в сфере науки и технологий ныне не подвергается сомнению. В основе технологического предвидения лежат экспертные оценки. Методов их использования насчитывается не один десяток. При этом методы постоянно совершенствуются, происходит отработка приемов и процедур, что позволяет повысить обоснованность результатов предвидения. К числу используемых для форсайта аналитических инструментов и методов относятся метод Дельфи, логические диаграммы, SWOT– и PEST-анализ, патентный анализ, морфологический анализ, экспертные панели, «технологические дорожные карты», экспертные обсуждения и целый ряд других. Основное внимание при совершенствовании методологии форсайта направлено на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, принимающих участие в форсайт-проектах. Для максимально полного учета возможных вариантов развития к проекту привлекается значительное количество экспертов. Здесь популярным примером является форсайт-проект, осуществленный в Южной Корее, в котором приняло участие более 10 тыс. экспертов. Следует отметить, что в отличие от традиционно понимаемого прогнозирования, в форсайте принимают участие в качестве экспертов различные слои общества. Исходя из сложившейся мировой практики, в этом качестве выступают не только представители науки, но и представители деловых структур, общественных организаций и власти, муниципальных образований, общественных объединений, сообщества ученых и экспертов. Форсайт содержит элементы активного влияния на будущее в виде согласования интересов различных социальных слоев гражданского общества, их запросов как непосредственных участников этих процессов [2]. Кроме этого форсайт отличает направленность на исследование, разработку и получение позитивного эффекта в решении наиболее важных проблем. Немаловажным является правильное определение перспективных технологий (равно как и уходящих). Форсайт все в большей степени становится технологией переговоров элит, создания консенсуса по поводу взгляда на разные аспекты будущего [2]. В наше время, столкнувшись с растущей конкуренцией в промышленности и жесткими финансовыми ограничениями, правительства отдельных стран, руководства отдельных отраслей ожидают более конкретных результатов от науки в ответ на капиталовложения в эту сферу. Поэтому форсайт является одним из подходов к согласованию интересов научной общественности при проведении наиболее перспективных исследований с потребностями промышленности и общества в целом по отношению к новым технологиям и инновациям. В масштабах отдельной отрасли форсайт способствует и согласованию инновационных систем отрасли и отдельных предприятий, повышая их эффективность. Доказано, что технологическое предвидение становится средством активизации национальной и региональных систем инновационного развития. В настоящее время научный потенциал высшей школы достаточно высок. Однако научные исследования, проводимые в вузах, зачастую не учитывают в полной мере тенденции и программы развития соответствующих отраслей экономики и практически не состыкованы между собой. В результате общая эффективность научных разработок недостаточна. Задачей государственной значимости является осуществление в республике отраслевых форсайт-проектов на перспективу не менее 10 лет с периодической оценкой достигнутого и уточнением результатов форсайта при необходимости. Планы вузовской и отраслевой науки и, соответственно, тематика диссертационных работ должны формироваться с учетом результатов технологического предвидения.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |