Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Подготовка научных кадров высшей квалификации через магистратуру: опыт стран СНГ
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2009/kadr09_67.html

 
 

06 ноября 2009 г.

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]


В.А. Капранова
Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка,
Минск, Республика Беларусь


Институт магистратуры на постсоветском образовательном пространстве появился  в начале 90-х гг. ХХ в. По мнению специалистов, его становление в странах СНГ осуществлялось в результате освоения зарубежного опыта многоуровневой подготовки специалистов, прежде всего США, и имело много общих черт. Рассмотрим процесс становления магистратуры на примере Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь.

В России подготовка к введению многоуровневой структуры образования была начата в 1991 г. Постановлением Комитета по высшей школе № 13 от 13 марта 1992 г. «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» было утверждено Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. В 1992 г. такая система была введена в 52 вузах, в том числе в 14 университетах и 36 технических институтах [2]. Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 г., ввел такие понятия, как «многоуровневая система», «бакалавриат», «магистратура». На рубеже ХХ–ХХI в. в России существовали параллельно две системы подготовки специалистов: старая (одноступенчатая) и новая (многоступенчатая). Вузам было предоставлено право самостоятельного выбора одной из систем подготовки кадров.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования образовательная программа  магистерской подготовки  предполагает срок обучения не менее 6 лет по любому из направлений. Она состоит из 4-летней программы обучения бакалавров по соответствующему направлению и не менее 2-летней специализированной магистерской подготовки, ориентированной на научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность. Образовательная программа подготовки магистров завершается итоговой аттестацией, включая защиту выпускной работы (магистерской диссертации).

Степень магистра фиксирует образовательный уровень, направленность полученного образования на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, наличие умений и навыков, необходимых начинающему научному работнику или преподавателю. В рамках отдельных вузов содержание магистерской подготовки было смещено в направлении узкоспециализированной прикладной подготовки. Летом 2009 г. в России было выставлено на конкурс 33 тыс. бюджетных мест в магистратуру. Из них в ВШЭ — 1010, в МГУ и МГИМО — примерно по 500, в других крупных вузах — от нескольких десятков до нескольких сотен. Поступить в российскую магистратуру можно двумя путями: через конкурсный отбор по результатам вступительных экзаменов или  через олимпиады бакалавров, проводимых ведущими университетами. Победители этих олимпиад имеют право зачисления в магистратуру без экзаменов.  Следует отметить, что 2009 г. — последний, когда выпускники вузов с дипломом специалиста имеют право быть зачисленными на бюджетное обучение в магистратуру. Со следующего года это будет возможно только для бакалавров в связи с переходом российской высшей школы на многоуровневую систему подготовки кадров [3].

Общепризнанно, что подготовка по образовательной траектории «бакалавр-магистр» существенно отличается от подготовки специалиста. Во-первых, есть возможность переключения, т. е. получения образования бакалавра по одному направлению, а последующей магистерской подготовки по другому образовательному направлению. Во-вторых, бакалавриат обеспечивает общие знания и навыки, которые потом углубляются на уровне магистратуры. При 5-летней подготовке специалиста возможности сочетания общей фундаментальной подготовки и специальных знаний, востребованных в настоящий момент на рынке труда, гораздо более ограничены. Диада «бакалавриат-магистратура» позволяет гибко и оперативно настраивать подготовку на уровне магистратуры под актуальные потребности. Подготовка специалистов инерционна и не позволяет оперативно перестраивать образовательные программы в условиях значительных технологических и институциональных изменений, характерных для современной экономики.

За годы независимости Украина не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который затронул и  систему высшего образования. Реформы университетского образования, начатые еще в 90-е гг. ХХ в., не решили насущных проблем, таких как остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы вузов, снижение качества подготовки специалистов, разрыв информационных связей,  девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров. Эксперты называют причины неудачного реформирования:  поверхностность проводимых преобразований и  их недостаточная скоординированность. В итоге, высшее образование в Украине по своему уровню уступает  развитым странам и не признается европейским сообществом. В мае 2005 г. Украина присоединилась к Болонскому процессу, который в числе других задач направлен на взаимное признание странами-участниками дипломов, введение двухступенчатой системы подготовки специалистов («бакалаврат» и «магистратура»). С момента своего появления в украинских вузах   магистратура была годичной.  В последние годы  в Министерство образования и науки поступало большое количество обращений вузов о продлении срока обучения в магистратуре с одного до двух лет. В ответ на просьбу вузов летом 2009 г. Минобразования инициировало увеличение вдвое срока учебы в магистратуре. Это решение мотивируется тем, что, во-первых,  за рубежом преобладает двухлетняя практика обучения в магистратуре, во-вторых, один год  — слишком короткий срок для получения необходимых знаний,  знакомства с базовыми научными исследованиями в выбранной отрасли и определения своей научной специализации. Ввиду того, что к двухлетней системе готовы не все вузы, Минобразования обещает начать эксперимент в отдельных учебных заведениях и двигаться далее в зависимости от полученных результатов. Помимо этого, Министерство однозначно выступает против  имеющей место практики  чтения в магистратуре  программ 5 курса того или иного факультета, т. е. фактически повторения и продолжения изучения дисциплин, пройденных в бакалавриате. Данные издержки переходного периода в украинской системе образования характерны для отдельных вузов. Между тем общепризнанно, что обучение в магистратуре должно качественно отличаться как новыми дисциплинами, так и уровнем их преподавания [4].

В Республике Беларусь институт магистратуры появился в 1994 г., когда в  экспериментальном порядке на базе университетов открываются отделения магистратуры. В 1997 г. утверждается положение о магистерской подготовке (магистратуре), в которой закреплены основные принципы ее деятельности. В настоящее время в стране официально установлены две ступени высшего образования: подготовка дипломированных специалистов со сроком обучения 4–5 лет на дневной форме и магистратура со сроком обучения 1–2 года в зависимости от специальности [1]. В связи с тем, что менее 10% поступающих в аспирантуру заканчивают ее представлением диссертации, было решено исправить существующее положение с помощью магистратуры — новой образовательной ступени, которая создана в вузах. Магистратура рассматривается как преддверие аспирантуры, куда идут молодые люди, ориентированные на научную деятельность. В процессе годового обучения в магистратуре соискатель сдает все кандидатские экзамены, а по ее окончании он уже фактически подготовлен для научной работы.

Таким образом, магистратура в странах СНГ находится в стадии становления. Существует множество проблем, как в организации ее функционирования, так и в формировании содержания соответствующих образовательных программ, их методического обеспечения. В целом вся совокупность проблем становления системы подготовки магистров может быть представлена следующим образом:

  • нормативно-организационное обеспечение,
  • учебно-методическое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение;
  • межвузовское и международное сотрудничество.


Литература:

1. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании», 11 июля 2007 г. № 252-З // Нац. реестр правовых актов. 19 июля 2007 г. № 171 (№ 2/1349). — Минск, 2007.
2. Магистратура в вузах России / В.В. Балашов и др. — М.: Экономическое образование, 1999.  — 132 с.
3. www.hse.ru/neus/7149518.html.
4. www.proua.com/002934.html.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.