Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Интердисциплинарные методы обучения деловому иностранному языку студентов экономических специальностей |
![]() |
05 ноября 2009 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]
Основная сложность создания речевых ситуаций при обучении деловому ИЯ заключается в использовании не бытовой, а профессиональной лексики, которая, в свою очередь, большей части употребляется профессионалами в беседах на профессиональные темы. К сферам употребления экономической лексики относятся финансы, макро— и микроэкономика, маркетинг, менеджмент, бухгалтерия, управление проектом и др. Поскольку преподаватель ИЯ не является экспертом в этих областях, то за помощью в создании речевых ситуаций при обучении профессиональной лексике, на наш взгляд, является целесообразным обратиться к профессионалам — преподавателям экономических дисциплин. В противном случае ситуации могут выглядеть неестественными и надуманными, а поле обсуждения будет ограничено экономическим кругозором самого преподавателя ИЯ, у которого нет экономического образования. Специфика же экономических дисциплин направлена на изучение того, как в зависимости от условий рынка тот или иной субъект действует, видоизменяет и модифицирует свои действия, и, в свою очередь, как какой-либо объект, реагируя, также изменит свою модель поведения и присущие ему характеристики. Качественное обучение таким дисциплинам не может быть достигнуто посредством использования традиционных видов работы (лекции и семинары), поэтому в экономическое образование широко вошли новые приемы и методы, которые можно назвать интерактивные методы. Рассмотрим возможность применения некоторых из них при обучении студентов экономических специальностей деловому ИЯ, а именно метода «кейса» и метода «симуляции». Метод «кейса» (case study) представляет собой развернутую ситуационную задачу с большим количеством сопутствующих данных. В основе любого «кейса», т. е. конкретного случая, лежит реальное описание, например, компании, ее стратегии, аутентичные финансовые отчеты, данные исследования рынка и т. д. — целый спектр сопутствующих обстоятельств, в котором функционирует предприятие, отрасль или экономика в целом. Основными содержательными блоками при составлении «кейсов» являются следующие:
«Кейс» может также включать в себя более детальные составляющие, такие как «фон», история развития предприятия, презентация продукта, сведения о производстве, ситуация на рынке, организация предприятия, финансы, конкурентная активность и др. Просчет вариантов решения задачи требует определенного времени с использованием знаний по другим, а именно экономическим дисциплинам, то целесообразным является задать ситуацию заблаговременно, возможно даже в самом начале прохождения темы, создавая таким образом дополнительную мотивацию к освоению новой лексики. Применяя данный метод, не стоит бояться того, что преподаватель сам не владеет тематикой на должном уровне. Во-первых, не стоит недооценивать знания студентов по профильным дисциплинам. Во-вторых, можно попросить самих студентов пояснить непонятные экономические моменты, что само по себе будет мотивировать к разговору на ИЯ. Метод симуляций представляет собой развернутую форму работы с «кейсом», где студент не только решает задачу согласно представленным параметрам, но и прогнозирует вероятные последствия принятого решения, прослеживает причинно-следственные связи. Принятие варианта решения может меняться с симулированным изменением одного из параметров, и, наоборот, решение может изменить определенный параметр. Преимущества метода работы с «кейсами» и «симуляциями»:
При работе с «кейсами» можно применять следующие формы работы. 1. Обсуждение. Выделяют обычное, которое проходит как в режиме «преподаватель–студент», так и «студент–студент», и «снежный ком», где обсуждение сначала проходит в парах, потом по 4 чел. и т. д. Затем представитель группы делает общие выводы и заключения, а остальные конспектируют его выступление, что способствует как запоминанию информации, так и развитию навыков письменной речи на ИЯ. 2. Дебаты. Существуют как в форме индивидуальных высказываний, так и в форме работы командами. Необходимо различать работу группой и работу командой. Команда — это группа более высокого уровня организации, предполагающая распределение среди студентов различных функций, отвечающих их психологическим склонностям («инициатор», «организатор», «помощник», «контролер»). Преподавателю ИЯ необходимо обратить внимание на особенности подбора команды с целью максимального вовлечения в игру каждого студента, что, в свою очередь, будет способствовать его личностной реализации. 3. Моделирование ситуации. Эта игра отличается от предыдущих тем, что здесь не проигрывается само решение задачи, а моделируется определенная деловая ситуация работы предприятия с учетом изучения «кейса». Примером такой игры может являться игра «продавец–покупатель» (реклама продукции, заключение контракта и т. д.). Преимущества использования «кейса» в данном случае заключаются в том, что студенты не только проговаривают активную лексику, но и знакомятся с реальными экономическими ситуациями. В стиле современной концепции образования внедрение «симуляций» и «кейсов» в учебный процесс на занятиях по ИЯ может рассматриваться как более высокий и качественно новый уровень использования активных и проблемного методов обучения.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |