Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Международное сотрудничество высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь с органами государственной аттестации стран СНГ
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2009/kadr09_6.html

 
 

02 октября 2009 г.

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]  


А.А. Афанасьев, Н.А. Манак, Н.В. Гулько
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь,
Минск, Республика Беларусь


В современных условиях развития производственно-экономических отношений, ориентированных на реализацию наукоемких технологий, ведущая роль принадлежит научным кадрам высшей квалификации с их нестандартным мышлением, большим объемом знаний, имеющим опыт проведения научных исследований и настойчивость в их практической реализации.

Использование научных достижений во благо развития общества, в особенности при решении масштабных задач (создание прорывных технологий, предсказание природных стихий, преодоление экологических катастроф и кризисных процессов и т. п.), оказывается наиболее успешным, когда имеет место интеграция материальных и интеллектуальных ресурсов нескольких государств. Сегодня востребован такой ученый, который, опираясь на данные анализа мировых достижений в определенной области знаний, может найти нестандартный оригинальный способ решения конкретной научной задачи и предложить пути приложения полученных новых знаний в той или иной сфере жизнедеятельности. Диалектика развития научных исследований на современном этапе состоит в том, что, с одной стороны, реальная выгода отдельных государств от реализации совместных проектов в значительной степени определяется интеллектуальным потенциалом ученых, предоставивших свой интеллектуальный продукт для совместного использования. С другой стороны, поступательное движение общества вперед обеспечивается тогда, когда становление ученого, его профессиональный рост становится государственным приоритетом. Государственная поддержка белорусской науки — характерный признак ее развития на современном этапе.

Сегодня научные кадры высшей квалификации востребованы во всех сферах социально-экономической деятельности, при этом в ходе ее реализации имеет место их перераспределение не только по регионам, но и по конкретным направлениям исследований. Поэтому в условиях, когда наращивание кадрового потенциала науки происходит без «внешней подпитки», только за счет внутренних резервов страны, единство требований к подготовке научных кадров высшей квалификации (для многих стран реализуемой через подготовку и защиту диссертаций) приобретает особую актуальность. И гарантом соблюдения единства требований к качеству такой подготовки  остается четко организованная национальная система аттестации научных кадров высшей квалификации. Она выполняет во многом специфическую и весьма значимую государственную функцию по оценке интеллектуально-творческого уровня специалистов, профессионально занимающихся наукой, и их реального вклада в развитие науки, производства, образования и культуры.

Центральным звеном национальной системы аттестации научных кадров в Республике Беларусь является Высшая аттестационная комиссии Республики Беларусь (далее — ВАК Беларуси), реализующая функции государственного управления в этой сфере деятельности. Задачи ВАК Беларуси не исчерпываются только контрольными функциями в части оценки уровня знаний соискателей ученых степеней, соблюдения публичности защиты диссертаций, компетентного и объективного подхода при их экспертизе. ВАК Беларуси вырабатывает правовые нормы процесса подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации, выполнение которых обеспечивает не только профессиональный рост научных работников, но и сопоставимость результатов их научной деятельности с мировыми научными достижениями. А это, в свою очередь, является основой международного сотрудничества, глобализации исследовательского процесса.

Развитие международного сотрудничества затрагивает не только совместное получение и использование новых научных результатов, но и оценку уровня подготовленности ученого, вовлекаемого в интеграционные процессы. ВАК Беларуси реализует свои функции в этих процессах в четырех аспектах.

Прежде всего это касается оценки зарубежными учеными результатов исследований, представленных в публикациях белорусских соискателей ученой степени. Правовыми актами, регулирующими процесс аттестации научных кадров высшей квалификации в республике, предусмотрено обязательное частичное опубликование результатов исследований, включаемых в докторские диссертации, в зарубежных научных изданиях. В отношении результатов исследований, представленных в кандидатских диссертациях, такая норма носит рекомендательный характер. Кроме того, результаты диссертационных исследований рекомендуется представлять на международных конференциях, симпозиумах, съездах. Инициатива организации такого сотрудничества целиком определяется самим соискателем ученой степени.

Вторая, более высокая ступень международного сотрудничества в системе аттестации реализуется по инициативе органов аттестации и затрагивает экспертную оценку диссертаций, подготовленных соискателями ученой степени. Законодательством предусмотрена возможность привлечения при необходимости зарубежных ученых к экспертизе диссертаций в качестве официальных оппонентов, оппонирующей организации, членов диссертационных советов, экспертов ВАК Беларуси. К дополнительной экспертизе зарубежными экспертами при необходимости прибегает как ВАК Беларуси, так и государственные органы аттестации стран — участниц СНГ. Так, на протяжении последних лет белорусские эксперты по просьбе ВАК Азербайджана и Армении оценивали уровень новизны научных результатов нескольких диссертаций, защищенных в этих странах.

На основании сопоставительного анализа требований, предъявляемых к квалификации научных кадров в разных странах, реализуется международное сотрудничество в плоскости выработки единых подходов к признанию документов об ученых степенях и ученых званиях, выданных в других странах. Тактические действия национальных органов аттестации в части взаимного признания дипломов об ученых степенях регулируются двусторонними международными соглашениями о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. На сегодняшний день Республикой Беларусь заключено 11 двусторонних соглашений о взаимном признании аттестационных документов (Азербайджан, Армения, Вьетнам, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Молдова, Польша, Россия, Таджикистан, Украина), вступивших в силу в 1999–2006 гг. Кроме того, странами — участницами Евразийского экономического сообщества подписаны многосторонние соглашения о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях государств — членов Евразийского экономического сообщества (2005, 2007 гг.).

Этими соглашениями регламентируется, что признание эквивалентности квалификационных документов об ученых степенях предоставляет право их обладателям осуществлять профессиональную деятельность на территории государств — членов ЕврАзЭС в соответствии с их законодательством, не влечет за собой безусловного распространения на их обладателей государственных гарантий, установленных государствами — членами ЕврАзЭС для своих граждан — обладателей национальных квалификационных документов. В соответствии с белорусским законодательством государственные гарантии распространяются на тех обладателей иностранных квалификационных документов, эквивалентность которых подтверждена соответствующими национальными документами. При этом выдача национальных квалификационных документов в дополнение к имеющимся у белорусских граждан иностранным дипломам в Республике Беларусь может осуществляться, в зависимости от конкретного содержания соответствующих двусторонних соглашений, путем нострификации иностранных документов либо переаттестации их обладателей.

Вышеназванные межгосударственные соглашения не предполагают взаимодействия в области совершенствования правовой базы аттестации научных кадров высшей квалификации, решения стратегических вопросов в сфере их подготовки. После распада СССР в начале 90-х годов XX в. в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, начала формироваться своя система аттестации научных кадров высшей квалификации, отправной точкой которой был успешный опыт работы ВАК СССР, положительно оцениваемый и зарубежьем, обеспечивавший высокий авторитет советской науки в мире. Несомненно, жизнь вносит коррективы, меняются политические, социальные и экономические условия, а с ними возникает необходимость пересмотра правовых норм аттестации, критериев оценки научных достижений соискателей ученых степеней.

Учитывая общие истоки национальных систем аттестации в странах — участницах СНГ и общие «истории болезней» этих систем в мае 1993 г. в г. Алматы прошло совещание представителей государственных органов аттестации научных кадров высшей квалификации, на котором была учреждена Международная ассоциация государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (МАГАТ), утвержден устав этого органа, главной задачей которого является разработка единых подходов в развитии национальных систем аттестации научных кадров, обеспечивающих их укрепление и совершенствование. Одновременно было подписано Соглашение о принципах признания и нострификации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых званий.

В повестки дня конференций МАГАТ, которые проводились регулярно, включались стратегические вопросы аттестации научных кадров высшей квалификации. На 2-й конференции МАГАТ (май 1994 г., г. Киев)обсуждалась Программа создания Международной информационной системы Международной ассоциации государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, на 3-й (сентябрь 1995 г., Бишкек — Чолпан-Ата) в качестве базовой была принята Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Миннауки России от 28 февраля 1995 г. № 24. Затем в 1996–1999 гг. на прошедших конференциях в Москве, Алматы, Ереване и Минске обсуждались принципы признания и нострификации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых степеней, вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества национальных органов аттестации и сближения нормативно-правовой базы систем аттестации. Вследствие реорганизации государственных органов аттестации, затронувших все входящие в МАГАТ органы, только в сентябре 2004 г. в г. Алматы принято решение возобновить регулярную работу этого органа. 24–25 ноября 2008 г. проведена 9-я конференция МАГАТ в г. Санкт-Петербурге. Принимавшие в работе этой конференции руководители государственных органов аттестации Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Украины единодушно признали:

  • считать целесообразным осуществлять взаимное признание и установление эквивалентности документов об ученых степенях и ученых званиях, выдаваемых только государственными органами аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации стран — членов МАГАТ;
  • рекомендовать признание и установление эквивалентности документов об ученых степенях и ученых званиях осуществлять по результатам переаттестации лиц, имеющих соответствующие ученые степени и ученые звания;
  • определить следующие общие принципы признания и установления эквивалентности документов государственного образца об ученых степенях: 1) гласность и публичность проводимых защит диссертаций; 2) сопоставимость требований к диссертациям по всем специальностям и отраслям науки; 3) публикация основных научных результатов диссертации; 4) определение уровня общенаучной и специальной подготовки соискателей ученых степеней; 5) компетентность, объективность и независимость экспертизы диссертаций.

На 10-й конференции МАГАТ, состоявшейся 7–10 июня 2009 г. в Республике Беларусь (Беловежская пуща), обсуждены актуальные с точки зрения повышения уровня научных исследований вопросы и единогласно принята резолюция, в которой констатируется:

  • одобрить Номенклатуру научных специальностей, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59, и рекомендовать государственным органам аттестации, участникам МАГАТ, оптимизировать национальные Номенклатуры. При этом считать нецелесообразным включение теологии (богословия) в перечень отраслей, по которым диссертационные (специализированные) советы или государственные органы аттестации присуждают ученые степени;
  • рекомендовать расширять практику включения в диссертационные (специализированные) советы докторов наук из других стран, ведущих специалистов в соответствующей области науки, с учетом рекомендации государственных аттестационных органов этих стран;
  • принять следующие критерии в качестве общих для включения в Перечень изданий, рекомендованных для опубликования основных результатов диссертационных исследований (далее — Перечень): 1) издания имеют научный, научно-теоретический, научно-практический, научно-технический, научно-информационный, научно-методический характер; 2) издания имеют узкую специализацию по отраслям науки, научным направлениям (не более трех); 3) периодичность издания для журналов составляет не менее двух номеров в год, для сборников научных трудов — не менее одного выпуска в год; 4) включению издания в Перечень предшествует его выпуск в течение не менее года; 5) редакционную коллегию издания возглавляет доктор наук; в ее состав входят доктора наук по каждой из отрасли, научному направлению, по которым он специализируется; 5) осуществляется рецензирование публикуемых в издании материалов; 6) тираж издания составляет не менее 100 экземпляров; 7) издание зарегистрировано в порядке, установленном национальным законодательством; 8) наличие библиографии в публикациях издания; 9) наличие резюме на одном из иностранных языков (по возможности, на двух, один из которых относится к официально признанным языкам международного общения); 10) в публикациях издания указываются даты поступления и принятия к печати;
  • рекомендовать государственным органам аттестации, участникам МАГАТ, разработать национальные Перечни зарубежных изданий, рекомендованных для опубликования основных результатов диссертационных исследований, включив в них издания, которые входят: 1) в одну из трех систем цитирования Web of Science: Science Citation Index Expanded (база по естественным наукам), Social Sciences Citation Index (база по социальным наукам), Arts and Humanities Citation Index (база по искусству и гуманитарным наукам); 2) в национальные перечни других участников МАГАТ;
  • рекомендовать государственным органам аттестации, участникам МАГАТ, разработать критерии для включения издательств в перечни издательств, рекомендованных для публикации монографий по теме диссертации, и на их основе принять такие Перечни издательств;
  • считать целесообразной выдачу итогового документа (свидетельства) об окончании аспирантуры (докторантуры) государственного образца и рекомендовать государственным органам аттестации, участникам МАГАТ, внести необходимые изменения в национальные законодательства;
  • считать целесообразным: 1) признание результатов кандидатских экзаменов и зачетов в течение 10 лет после их сдачи; 2) взаимное признание результатов кандидатских экзаменов и зачетов, сданных в установленном законодательством страны — участницы МАГАТ порядке, на основе представленного свидетельства (удостоверения), подтвержденного государственным органом аттестации данной страны или ее государственным органом управления послевузовским образованием.

Большинство рекомендаций 9-й и 10-й конференций МАГАТ реализованы ВАК Беларуси в принятых и подготовленных к принятию нормативных правовых актах Республики Беларусь.


Ссылки по теме:  

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.