Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Совершенствование деятельности магистратуры: SWOT-анализ |
![]() |
05 ноября 2009 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]
Анализ ситуации, сложившейся при подготовке магистрантов, выполнен по схеме SWOT (Strengths — сильные стороны, Weakness — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы). Сильные стороны (S):
Слабые стороны (W):
Возможности (O):
Угрозы (T):
Анализ и агрегирование выявленных SWOT-аспектов позволяет сделать следующие основные выводы. Прежде всего речь должна идти не об экстенсивном, а об интенсивном пути развития магистерской подготовки, то есть повышении ее качества без существенного увеличения материальных и иных затрат. Для преодоления выявленных слабых сторон необходимо предпринять шаги, позволяющие рассматривать обучение в магистратуре как подготовку к следующим видам деятельности: научно-исследовательской, научно-педагогической, аналитической, организационно-управленческой, инновационной, предпринимательской. В настоящий момент «Систематизированный указатель специальностей и степеней второй ступени высшего образования (магистратуры)» лишь для направления «Управление» предусматривает подготовку специалистов не только для научно-исследовательской и научно-педагогической, но и инновационной деятельности. Однако модель магистерской подготовки должна быть вариативной для всех направлений образования и включать два вида обучения — классическую (научную) магистратуру и образовательные магистерские программы. Во втором случае обучение должно быть гибким, реализованным по модульному принципу с применением междисциплинарных программ обучения. Как показывает российский опыт, попытки совместить в рамках одной и той же магистерской программы углубленное специализированное образование и подготовку к научно-исследовательской деятельности превращает магистратуру в пролонгированную еще на один год образовательную программу подготовки дипломированного специалиста [1]. При вариативной модели магистерской подготовки ограничение при зачислении в магистратуру (7%) нуждается в пересмотре в сторону увеличения. При подготовке в дневной форме обучения простой расчет показывает, что общее количество учебных часов с учетом самостоятельной работы составляет более 60 ч в неделю. Требуется поиск путей интенсификации работы при сокращении временных затрат магистрантов, а также трудовых и материальных ресурсов вуза. Одним из путей решения данной проблемы является разработка электронных курсов магистерской подготовки и организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; создание информационных ресурсов по дисциплинам, содержащих списки веб-ресурсов Интранет/Интернет сети; использование электронных учебников. К перспективным, на наш взгляд, можно отнести следующие предложения для совершенствования деятельности магистратуры:
1. Сенашенко В., Халин В. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы // Высшее образование в России. — 2008. — № 3. — С. 9–21.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |