Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Совершенствование деятельности магистратуры: SWOT-анализ
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2009/kadr09_59.html

 
 

05 ноября 2009 г.

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]


А.М. Зеневич, З.В. Пунчик
Академия управления при Президенте Республики Беларусь,
Минск, Республика Беларусь


Магистратура, как известно, вторая ступень получения высшего образования. Задача магистратуры — выработать у специалиста универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. В Республике Беларусь считается, что магистратура — это подготовка научных кадров. Но научную карьеру выбирает лишь часть выпускников-специалистов.

Анализ ситуации, сложившейся при подготовке магистрантов, выполнен по схеме SWOT (Strengths — сильные стороны, Weakness — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы).

Сильные стороны (S):

  • востребованность второй ступени образования со стороны обучающихся, что подтверждается наличием конкурса при поступлении в магистратуру;
  • спектр специальностей магистерской подготовки достаточно широк;
  • наличие привлекательных специальностей для обучения;
  • рост престижа степени магистра на рынке образовательных услуг;
  • существующая система распределения позволяет обеспечить преемственность подготовки кадров высшей квалификации в учебном заведении;
  • небольшие учебные группы позволяют обеспечить высокое качество обучения;
  • каждый магистрант имеет научного руководителя в течение всего времени обучения.

Слабые стороны (W):

  • существующее ограничение (до 7% от количества выпускников первой ступени высшего образования текущего года соответствующей формы получения образования) при приеме на бюджетную форму обучения;
  • отсутствие прикладных магистерских программ;
  • жесткая регламентация учебных программ магистерской подготовки;
  • нехватка квалифицированных научных руководителей магистрантов;
  • недостаточная обеспеченность учебно-методической литературой по дисциплинам магистратуры;
  • ограниченность выбора специальностей при поступлении в магистратуру специальностью, полученной на первой ступени высшего образования;
  • низкий конкурс на специальности дневной формы обучения;
  • большие затраты трудовых и материальных ресурсов учебного заведения на подготовку магистров.

Возможности (O):

  • система зачисления в магистратуру с помощью экзамена (дополнительно может проводиться собеседование, имеющее рекомендательный характер, целью которого является уточнение сферы научных интересов поступающего);
  • равные шансы для поступления в магистратуру вуза имеют специалисты, окончившие другие вузы;
  • предоставляется возможность учиться за счет средств республиканского бюджета;
  • получение магистерской степени способствует карьерному росту;
  • обеспечение непрерывности подготовки кадров высшей квалификации;
  • конкуренция между государственными и частными вузами по специальностям магистратуры.

Угрозы (T):

  • в действующем справочнике «Специальности и квалификации» не определены первичные должности, которые может занимать специалист, имеющий степень магистра;
  • национальная система образования не встроена в международный контекст;
  • относительно высокая стоимость обучения;
  • отсутствие должного статуса магистратуры в глазах общественности и работодателей;
  • приближающаяся «демографическая яма».

Анализ и агрегирование выявленных SWOT-аспектов позволяет сделать следующие основные выводы. Прежде всего речь должна идти не об экстенсивном, а об интенсивном пути развития магистерской подготовки, то есть повышении ее качества без существенного увеличения материальных и иных затрат.

Для преодоления выявленных слабых сторон необходимо предпринять шаги, позволяющие рассматривать обучение в магистратуре как подготовку к следующим видам деятельности: научно-исследовательской, научно-педагогической, аналитической, организационно-управленческой, инновационной, предпринимательской.

В настоящий момент «Систематизированный указатель специальностей и степеней второй ступени высшего образования (магистратуры)» лишь для направления «Управление» предусматривает подготовку специалистов не только для научно-исследовательской и научно-педагогической, но и инновационной деятельности. Однако модель магистерской подготовки должна быть вариативной для всех направлений образования и включать два вида обучения — классическую (научную) магистратуру и образовательные магистерские программы. Во втором случае обучение должно быть гибким, реализованным по модульному принципу с применением междисциплинарных программ обучения. Как показывает российский опыт, попытки совместить в рамках одной и той же магистерской программы углубленное специализированное образование и подготовку к научно-исследовательской деятельности превращает магистратуру в пролонгированную еще на один год образовательную программу подготовки дипломированного специалиста [1]. При вариативной модели магистерской подготовки ограничение при зачислении в магистратуру (7%) нуждается в пересмотре в сторону увеличения.

При подготовке в дневной форме обучения простой расчет показывает, что общее количество учебных часов с учетом самостоятельной работы составляет более 60 ч в неделю. Требуется поиск путей интенсификации работы при сокращении временных затрат магистрантов, а также трудовых и материальных ресурсов вуза. Одним из путей решения данной проблемы является разработка электронных курсов магистерской подготовки и организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; создание информационных ресурсов по дисциплинам, содержащих списки веб-ресурсов Интранет/Интернет сети; использование электронных учебников.

К перспективным, на наш взгляд, можно отнести следующие предложения для совершенствования деятельности магистратуры:

  • разработка и издание электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам магистратуры;
  • разработка и внедрение адаптационных курсов по базовым дисциплинам соответствующего направления, позволяющих приобрести углубленные знания по профилю подготовки, несовпадающему с полученным на первой ступени образованием;
  • привлечение к руководству ученых из учреждений и организаций, занимающихся научно-исследовательскими разработками.


Литература:

1. Сенашенко В., Халин В. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы // Высшее образование в России. — 2008. — № 3. — С. 9–21.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.