Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Геоинформационное образование как фактор инновационного развития
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2009/kadr09_42.html

 
 

29 октября 2009 г.

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]


Л.В. Гурьянова
Белорусский государственный университет,
Минск, Республика Беларусь


В настоящее время в качестве одного из факторов инновационного развития экономики Беларуси можно рассматривать геоинформационное образование, как всеобщее для специалистов высшей квалификации и управленческих кадров. Для доказательства данного утверждения подчеркнем основные отличительные особенности развития современного рынка технологий и услуг в области геоинформатики и рассмотрим основные проблемы при постановке всеобщего и непрерывного геоинформационного образования.

В секторе информационно-коммуникационных технологий совершенствование инструментов обработки и анализа пространственных данных позволяет использовать их в самых различных отраслях деятельности человека, например, в военном деле, управлении земельными ресурсами и недвижимостью, транспортом и инженерными коммуникациями, нефтяной и газовой промышленности, сельском хозяйстве и урбанистике, криминалистике и бизнесе, управлении корпорациями и др. Автоматизация визуализации пространственных объектов на базе анализа аэрокосмической информации с синхронизацией обработки тематической информации и выполнения мультикритериальных запросов позволяют в режиме реального времени выполнять работы по территориальному планированию и управлению.

Примерами решения отдельных прикладных задач средствами геоинформационных технологий (или технологий географических информационных систем — ГИС) являются: земельная информационная система (http://landgis.by), оценочное зонирование недвижимости поселений (http://nca.by) в Республики Беларусь и другие отраслевые проекты.

Интеграционная роль геоинформационных технологий на основе международных телекоммуникационных сетей присутствует как на глобальном уровне управления территориями, например, политические стратегии стран Балтийского региона, Придунайских стран, стран Средиземноморья и др., так и развития региональных внутригосударственных проектов различного территориального охвата. Примером решения интеграционных геоинформационных задач могут являться создание общегосударственного портала FedStat для современной администрации США (http://www.dataplus.ru/News/2009/May/Jeck.html), целью которого является сделать работу правительства более открытой и прозрачной.

Подготовка управленческих кадров должна включать возможности получения знаний и опыта в сфере применения географической информации на всех уровнях государственного и местного управления для развития производства и бизнеса, а также пути практической реализации многочисленных преимуществ, которые предоставляют геоинформационные технологии для правительственных и отраслевых органов, частных компаний. В процессе обучения геоинформационным технологиям акцент должен быть сделан на становление практических навыков работы при решении типовых задач географического анализа с пониманием последующих преимуществ повышения производительности и качества труда, эффективности планирования, выполнения повседневной работы.

Для управленческих кадров необходимо понимание аналитических возможностей технологий ГИС. Отображение информации на карте открывает новые возможности ситуационного анализа, например, для работы правоохранительных органов или мониторинга строительства в целях контроля за инвестициями. Оперативное построение карт продаж потребительских товаров и их анализ с позиций размещения торговых объектов, транспортной доступности и покупательных возможностей проживающих жителей, позволит разработать мероприятия по оптимизации товаропроводящих сетей.

Развитие технологий социальных сетей с пространственной привязкой, позволяющих контролировать и управлять социальными группами общества, имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Пространственная визуализация взаимодействия между людьми начинается с разработки простых сервисов, таких как твиттеры (т. е. бесплатные социальные сети, которые позволяют пользователям отправлять короткие текстовые заметки через веб-интерфейс) с пространственной привязкой участников общения. Последующий анализ социальных сетей позволяет выявить пространственное распределение отдельных социальных групп с разными интересами, лучше понять мотивы и закономерности поведения и общения этих людей и выработать соответствующие управленческие рекомендации по решению проблем их труда, быта и отдыха.

ГИС может помочь в понимании социальных запросов, основных потребностей и приоритетов людей, проанализировать собранные данные и принять лучшие решения: где расположить аптеки, почтовые отделения, пункты питания, магазины, т. е. провести важные социальные, демографические и геомаркетинговые исследования. Геонформационное образование для управленческих кадров должно сформировать понимание того, что аналитические возможности ГИС позволяют выявлять скрытые пространственные закономерности между объектами и явлениями, которые невозможно было себе представить до появления этих систем.

Управленческие кадры смогут лучше рассчитать и предугадать последствия всех своих решений по территориальному планированию, управлению инвестиционными потоками еще до того, как они будут совершены. Они также могут моделировать эти действия, отображать необходимые данные и результаты их предварительного анализа для коллективного и открытого обсуждения данных вопросов.

Таким образом, на конкретных примерах практического и доступного решения типовых ГИС-задач можно способствовать формированию новых компетенций современных управленческих кадров.

Однако процесс обучения ГИС-технологиям является достаточно сложным и сдерживается такими факторами как приобретение дорогостоящего аппаратного обеспечения, лицензионность программных ГИС-продуктов, необходимость работы в вычислительной среде, малодоступность учебных пособий и квалифицированных преподавателей-экспертов по ГИС, отсутствие необходимой топогеодезической и аэрокосмической информации и сетевой инфраструктуры пространственных данных, режимность геоданных. Сложность понятийного аппарата ГИС делает необходимым координацию усилий по развитию системы всеобщего и непрерывного геоинформационного образования, включающей систему школ и вузов, а также учреждений по переподготовке кадров.

К настоящему времени в Беларуси накоплен определенный опыт обучения по использованию геоинформационных технологий в вузе. В Беларуси подготовка географов ГИС-специалистов с углубленным изучением ГИС-технологий на базе программных продуктов ESRI Inc. и ERDAS Inc. производится на географическом факультете БГУ с 1997 г. Одновременно ежегодно около 100 географов в рамках общеобразовательных курсов географического факультета изучают ГИС-технологии на уровне настольных ГИС (ArcView 3x). На географическом факультете БГУ выполнен цикл работ по использованию возможностей сети интранет для организации учебного процесса по ГИС-технологиям. Компьютеризированные рабочие места преподавателя и студентов объединены в местную локальную сеть факультета, а также в сеть БГУ с выходом в интернет в рамках сетевой образовательной платформы БГУ eUniversity. Разработанная методика теоретической подготовки и обучения решению типовых ГИС-задач может быть оперативно скорректирована и адаптирована с учетом профессиональных интересов слушателей.


Ссылки по теме:
  

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.