Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Управленческие компетенции руководителя инновационной организации |
![]() |
28 октября 2009 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]
Нововведение (инновация) понимается А.И. Пригожиным как целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в ее цели, технологию, организационный порядок и т. д.) относительно стабильные элементы, и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах. Как подчеркивает С.Д. Ильенкова, инновационный процесс связан с переходом в качественно новое состояние с ревизией устаревших норм, положений и ролей, а зачастую и с их пересмотром. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Отдельными учеными дифференцируются такие понятия, как «инновация» и «новшество». Р. Фатхутдинов «новшество» рассматривает как оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности, а «инновацию» — как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта. Методология инновационных процессов отражается с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений. Необходимо выделить концепцию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс, протекающий во времени. В этом процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. С.Д. Ильенкова, В.И. Кузнецов, С.Ю. Ягудин рассматривают этапы внедрения инноваций и процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам и распределяется между членами социальной системы во времени, называемый диффузией инновации. Очевидно, что определяющим фактором эффективности управления инновационной организацией являются субъекты управляющей системы. Как и любая другая деятельность, управление инновационной организацией может осуществляться на основе разных подходов. Как подчеркивают исследователи, выбор подхода управления, определяющего эффективность управления в конкретных условиях, является одной из первоочередных задач руководства. При реализации управленческих функций руководитель должен различать два основных режима жизнедеятельности организации: функционирование и развитие. Так как инновационный процесс ориентирован на преобладание режима развития над режимом функционирования, то управленческие функции режима развития преобладают в деятельности управляющей системы, но не исключают управленческие функции режима функционирования. Важное место занимает теоретическая готовность к инновационной деятельности — это способность к инновационной деятельности на уровне целеполагания, предполагающая овладение аналитико-прогностическими, проективными и рефлексивными умениями на основе теоретических знаний, их реализацию в условиях новой управленческой ситуации. К внутренним психологическим факторам формирования готовности к инновационной деятельности можно отнести следующие: активность; направленность на инновационную деятельность; индивидуально-типологические особенности личности руководителя; индивидуальный стиль деятельности; установку на инновационную деятельность; ценностные ориентации и ценностные отношения; способность к творческой деятельности; инновационные качества личности; профессионализм; готовность к риску. А.И. Пригожин особенно подчеркивает важность в инновационных условиях таких управленческих компетенций менеджера, как:
По мнению исследователей В.И. Кошкина, Л.П. Белых, С.Г. Беляева и др., необходимо выделить следующие задачи, стоящие перед менеджером организации в условиях изменений:
Анализируя успешный инновационный американский управленческий опыт, О. Хотяшева выделяет принципы, обеспечивающие успешность инновационной деятельности: необходимость установить коллективное принятие решений по выполнению задач инновационного проекта, определить ответственность каждого участника проекта, ввести особую систему стимулирования и вознаграждения, ориентированную на достижение конечного результата и создание инновационной культуры; создание множественной структуры управления, когда наряду с основной создаются временные вторичные структуры, временные целевые группы. Р. Фатхутдинов предлагает комплексный подход к организации процесса управления инновационной деятельностью, который состоит из следующих этапов:
Таким образом, деятельность руководителя в сложных инновационных условиях предъявляет определенные требования к личности, т. е. наличие следующих управленческих компетенций: мотивация сотрудников к инновационной деятельности; создание благоприятной среды для личностного роста каждого сотрудника; способность формировать и развивать эффективные творческие группы и др. Данные условия, в свою очередь, предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке и психологическому сопровождению становления будущих руководителей, внедрению в процесс их подготовки моделей компетенций и способов их развития. Ссылки по теме: |
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |