Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Управленческие компетенции руководителя инновационной организации
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2009/kadr09_36.html

 
 

28 октября 2009 г.

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]


А.Е. Горобченко
Академия управления при Президенте Республики Беларусь,
Минск, Республика Беларусь


В современных условиях введение инноваций рассматривается как основной путь повышения эффективности работы организации и один из способов выживания.

Нововведение (инновация) понимается А.И. Пригожиным как целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в ее цели, технологию, организационный порядок и т. д.) относительно стабильные элементы, и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах. Как подчеркивает С.Д. Ильенкова, инновационный процесс связан с переходом в качественно новое состояние с ревизией устаревших норм, положений и ролей, а зачастую и с их пересмотром. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Отдельными учеными дифференцируются такие понятия, как «инновация» и «новшество». Р. Фатхутдинов «новшество» рассматривает как оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности, а «инновацию» — как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта.

Методология инновационных процессов отражается с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Необходимо выделить концепцию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс, протекающий во времени. В этом процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. С.Д. Ильенкова, В.И. Кузнецов, С.Ю. Ягудин рассматривают этапы внедрения инноваций и процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам и распределяется между членами социальной системы во времени, называемый диффузией инновации.

Очевидно, что определяющим фактором эффективности управления инновационной организацией являются субъекты управляющей системы.

Как и любая другая деятельность, управление инновационной организацией может осуществляться на основе разных подходов. Как подчеркивают исследователи, выбор подхода управления, определяющего эффективность управления в конкретных условиях, является одной из первоочередных задач руководства.

При реализации управленческих функций руководитель должен различать два основных режима жизнедеятельности организации: функционирование и развитие. Так как инновационный процесс ориентирован на преобладание режима развития над режимом функционирования, то управленческие функции режима развития преобладают в деятельности управляющей системы, но не исключают управленческие функции режима функционирования.

Важное место занимает теоретическая готовность к инновационной деятельности — это способность к инновационной деятельности на уровне целеполагания, предполагающая овладение аналитико-прогностическими, проективными и рефлексивными умениями на основе теоретических знаний, их реализацию в условиях новой управленческой ситуации.

К внутренним психологическим факторам формирования готовности к инновационной деятельности можно отнести следующие: активность; направленность на инновационную деятельность; индивидуально-типологические особенности личности руководителя; индивидуальный стиль деятельности; установку на инновационную деятельность; ценностные ориентации и ценностные отношения; способность к творческой деятельности; инновационные качества личности; профессионализм; готовность к риску.

А.И. Пригожин особенно подчеркивает важность в инновационных условиях таких управленческих компетенций менеджера, как:

  • умение создать инновационную мотивацию в коллективе;
  • способность создать управленческую команду;
  • способность создавать временные целевые группы.

По мнению исследователей В.И. Кошкина, Л.П. Белых, С.Г. Беляева и др., необходимо выделить следующие задачи, стоящие перед менеджером организации в условиях изменений:

  • выявление специалистов, профессионально способных и готовых к командной работе для внедрения инноваций;
  • приведение в согласование личных интересов членов команды и общих целей организации;
  • организация ускоренной целевой подготовки специалистов, ориентированной на инновационную деятельность;
  • выявление расхождений в профессиональной оценке проблем и путей их решения, использование механизма согласования и коллективного процесса принятия решений;
  • мобилизация членов команды на достижение общих инновационных целей.

Анализируя успешный инновационный американский управленческий опыт, О. Хотяшева выделяет принципы, обеспечивающие успешность инновационной деятельности: необходимость установить коллективное принятие решений по выполнению задач инновационного проекта, определить ответственность каждого участника проекта, ввести особую систему стимулирования и вознаграждения, ориентированную на достижение конечного результата и создание инновационной культуры; создание множественной структуры управления, когда наряду с основной создаются временные вторичные структуры, временные целевые группы.

Р. Фатхутдинов предлагает комплексный подход к организации процесса управления инновационной деятельностью, который состоит из следующих этапов:

  • четкая формулировка инновационной цели;
  • оценка своих возможностей, которая заключается в анализе сильных и слабых сторон;
  • подбор необходимых методов управления;
  • разработка организационной и производственной структуры для реализации нововведения.

Таким образом, деятельность руководителя в сложных инновационных условиях предъявляет определенные требования к личности, т. е. наличие следующих управленческих компетенций: мотивация сотрудников к инновационной деятельности; создание благоприятной среды для личностного роста каждого сотрудника; способность формировать и развивать эффективные творческие группы и др. Данные условия, в свою очередь, предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке и психологическому сопровождению становления будущих руководителей, внедрению в процесс их подготовки моделей компетенций и способов их развития.


Ссылки по теме:
 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.