Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Опыт переподготовки врачей по специальности «Общая врачебная практика» |
![]() |
27 октября 2009 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]
Переподготовка проводилась по учебным программам, составленным в соответствии с квалификационными требованиями к ВОП, хорошо сбалансированными и адаптированными к технологиям первичной медицинской помощи (ПМП). Программы неоднократно перерабатывались и совершенствовались в соответствии с инновациями в здравоохранении и потребностями времени. Соотношение учебных часов на лекции, семинары, практические занятия выдержано согласно требованиям высшей школы. Дидактическое обеспечение включает подготовку методических разработок и текстов лекций, учебно-методических пособий для практических занятий, компьютерных тестовых вопросов контроля знаний. Каждый обучающийся имеет возможность получить полную информацию по содержанию учебной программы. Лекции представляются в мультимедийном изложении. Преподаватели знакомы с принципами подготовки ВОП в европейских странах, располагают сведениями о новейших разработках в области медицины и педагогики благодаря использованию сети «Медлайн», «Интернет» и внедряют их на практике. К подготовке врача общей практики предъявляются особые требования, так как в отличие от других специалистов ВОП должен оказывать универсальную медицинскую помощь, комплексные медицинские услуги по охране здоровья людей всех возрастов и обоих полов, координировать лечебно-диагностический процесс на протяжении всей жизни пациента или длительно, нести ответственность за здоровье здорового и больного члена семьи. ВОП не ограничивается эпизодом болезни, а интегрально оценивает состояние здоровья, исходя из социальных и экологических условий, семейного окружения. Орудием ВОП являются простые технологии, клиническое мышление и искусство общения. В зарубежных странах, например, в Нидерландах, искусство общения учитывается в качестве основного критерия профессиональной пригодности при конкурсном отборе выпускников медицинских университетов на возможность переподготовки по специальности «Общая врачебная практика/семейная медицина». Поэтому особую значимость в подготовке ВОП имеет медицинская психология, обучение навыкам коммуникаций врач–пациент. ВОП сегодня должен иметь достаточно глубокие знания по информатике, оценке общественного здоровья, функционированию и анализу деятельности медицинских организаций в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развитию медицинского страхования и альтернативных источников финансирования. Требуется повышение экономического образования, так как ВОП должен уметь рассчитать стоимость медицинских услуг, оценить экономическую эффективность своей деятельности, провести анализ своей работы и работы членов команды, знать стандарты качества медицинской помощи, владеть вопросами фармэкономики. Учитывая инновации XXI в., ВОП, как и врачи других специальностей, должен знать права и обязанности пациента, владеть основами медицинского права по организации системы здравоохранения, проведению лицензирования медицинских организаций, экспертизе качества медицинской помощи; по уголовной, административной, материальной и дисциплинарной, гражданской правовой ответственности; правовому регулированию трудовых отношений. Целью обучения является подготовка высокопрофессионального, делового, высоконравственного, ответственного, дисциплинированного, доброжелательного врача общей практики/семейного врача. Так, согласно учебной программе переподготовки ВОП в клинической ординатуре, на освоение гуманитарных и социально-экономических дисциплин (основы идеологии белорусского государства, охрана труда в учреждениях здравоохранения и основы менеджмента) отводится 60 ч. В рамках 217 ч предусмотрено освоение общенаучных и общепрофессиональных дисциплин: медицинская этика и деонтология — 21 ч, медицинская статистика — 36 ч, информатика — 70 ч, иностранный язык — 70 ч, экономическая эффективность и маркетинг в здравоохранении — 20 ч. На протяжении 2663 ч проводится подготовка по специальности: основы общей врачебной практики, внутренние болезни, неврология, детские болезни, психиатрия, хирургические болезни, детская психология и психиатрия, медицинская психология и психотерапия, физиотерапия. Удельная доля медицинской психологии в дисциплинах специальности составляет 15,4%. Кроме этого, на обучение навыкам коммуникаций, структурированного и мотивационного консультирования выделяется еще 100 ч (4,1%). Клинический ординатор составляет индивидуальный план обучения, включающий теоретический и практический разделы в соответствии с учебным планом и программой. Теоретическая подготовка состоит из посещения лекций; чтения литературы, в том числе в сети Интернет; написания рефератов и контрольных работ; сдачи зачетов; участия в научно-практических конференциях, семинарах, съездах. Практическая подготовка включает: курацию 5–8 больных в отделении под руководством преподавателя или заведующего отделением; работу с пациентами на уровне приемного отделения БСМП, РНПЦ «Онкология», отделения «Травма глаза» 10-й городской клинической больницы, консультативного центра Лор-клиники, амбулатории № 1 г. Минска и др.; отработку до автоматизма навыков по заключениям ЭКГ, ото– и офтальмоскопии, «малой хирургии», сердечно-легочной реанимации на тренажерах; дежурство в роддоме; участие в клинико-анатомических конференциях; работу с автоматизированной информационной системой «Врач общей практики». Клинические ординаторы, занимающиеся по очной форме обучения проходят производственную практику по 1 месяцу ежегодно на базе лучших врачебных амбулаторий, работающих по принципу ВОП: амбулатория № 1 г. Минска, Крупицкая и Пережирская врачебные амбулатории Минской области, Покалюбичская — Гомельской области и др. В конце каждого года обучения проводится аттестация по всем видам подготовки, по окончанию обучения — государственный экзамен. На государственный экзамен выносятся детские, внутренние и хирургические болезни, проводится защита дипломной работы. Некоторые клинические ординаторы привлекались к научным исследованиям. Двое окончили аспирантуру, написали и подготовили к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук: Л.С. Богуш работает преподавателем на кафедре общей врачебной практики, Т.Т. Геворкян — в РНПЦ «Кардиология». Бывший клинический ординатор Л.С. Сикиржицкая в течение 5 лет работала ассистентом кафедры общей врачебной практики. Двое клинических ординаторов Е.А. Азарова и Л.И. Кошелева участвуют в подготовке врачей общей практики в качестве ассистентов кафедры на принципах почасовой оплаты. В подготовке ординаторов кафедра сотрудничает со смежными кафедрами БелМАПО: общественного здоровья и здравоохранения, гематологии, онкологии, офтальмологии, оториноларингологии, дерматовенерологии, психиатрии и наркологии, физиотерапии, медицинской психологии и психотерапии, деткой психологии и психиатрии, детских инфекционных болезней. Благодаря мощным клиническим базам, единству научных и педагогических школ БелМАПО, координирующей и контролирующей роли кафедры общей врачебной практики осуществляется многопрофильная, адаптированная к технологиям ПМП подготовка семейного врача. Переподготовка и специализация ВОП на курсах проводилась по 936-часовой с 624-часовой очной подготовкой (1998–2002 гг.), 312-часовой (2002–2006 гг.), 612-часовой учебной программе с 2007 г. На освоение гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, в том числе информатики и основ медицинского права, в программе 2009 г. отводится 33 ч. Освоение дисциплин специальности занимает 579 ч, в том числе 35 ч семинарских занятий. Удельная доля лекций в дисциплинах специальности составляет всего 20%. На практических занятиях слушатели работают в малых группах (по 5 чел.). Входной тестовый контроль знаний с использованием компьютерных технологий позволяет определить исходный уровень подготовки слушателя. При отработке практических навыков используются муляжи, тренажеры, видеофильмы, банк ЭКГ. На амбулаторном приеме, в смотровых кабинетах, роддоме, у постели пациента отрабатываются скрининговые методы на онкозаболевания и ИППП; навыки по исследованию неврологического статуса, оценке психомоторного и физического развития ребенка, сердцебиения плода, ведению физиологических родов, оценке состояния последа и новорожденного; двуручному влагалищному и ректо-вагинальному исследованию; рино–, ото–, и офтальмоскопии; клинической интерпретации анализов и инструментальных исследований; диагностике и дифференциальной диагностике, оказанию медицинской помощи при наиболее распространенной патологии, реабилитации пациентов. В учебной комнате подводятся итоги занятия. Слушатели в присутствии преподавателя и коллег высказывают свои соображения по поводу конкретного диагностического случая. Это стимулирует творческое мышление и помогает ликвидировать причину неусвоения теоретического материала. Учитывая демографическую ситуацию в стране и необходимость увеличения профилактической составляющей в работе ВОП, на занятиях большое внимание уделяется рассмотрению факторов риска заболеваний и формированию групп риска, другим технологиям первичной профилактики, экстренной и неотложной медицинской помощи. В процессе отработки навыков структурированного и мотивационного консультирования используются деловые игры с распределением ролей: врач–пациент–эксперт. Проводится разбор игры с оценкой деятельности каждого и группы в целом. Активно участвуют слушатели в семинарских занятиях, которые проводятся по типу семинар-дискуссия и семинар-конференция, на которых обсуждаются наиболее актуальные практические вопросы ПМП. Итогом работы преподавания каждого раздела является семинар-коллоквиум. Слушатели, не удовлетворившие требования итогового занятия, привлекаются к проработке этого материала повторно. Важным инструментом контроля знаний являются реферативные работы и их защита, контрольные работы, этапное и заключительное тестирование с использованием компьютерной программы «Автоматическая система аттестации» по разработанным на кафедре около 2000 тестовым вопросам, государственный экзамен. Предварительное знакомство слушателя с курсом лекций по специальности «Общая врачебная практика», подготовленных преподавателями и представленных в сети Интернет в 2008 г., позволило внедрить интерактивный метод обучения и при изложении лекционного материала. Интерактивное инновационное обучение на курсах и в клинической ординатуре оценивается нами и слушателями позитивно. В конце обучения слушатели демонстрируют усвоение знаний в среднем на 83% при обучении на курсах переподготовки и 95% — при обучении в клинической ординатуре. Опыт свидетельствует, что оптимальной формой переподготовки врача является клиническая ординатура, позволяющая довести практические умения и навыки до автоматизма и воспитать высоконравственного, интегрально мыслящего врача общей практики. Однако, учитывая экономическую ситуацию, курсы переподготовки с инновационным интерактивным обучением, ориентацией слушателей на увеличение удельной доли самостоятельной работы имеют право на жизнь.
Ссылки по теме: |
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |