Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Ценностная мотивация ученого
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2009/kadr09_110.html

 
 

23 ноября 2009 г.

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — 288 с.]


А.И. Осипов
Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси,
Минск, Республика Беларусь


Научная деятельность, как и всякая деятельность, всегда ценностно ориентирована. Ценностным содержанием пронизаны как целевые, так и мотивационные аспекты научной деятельности. Выбор целей, средств научной деятельности, путей ее осуществления всегда ценностно обусловлен. Рассмотрим ценностно-целевые и ценностно-мотивационные аспекты научной деятельности.

Для настоящего ученого поиск истины, открытие нового является главной целью. В своем творчестве он стремится не только реализовать себя как личность, раскрыть свои возможности, способности и таланты, но и принести пользу людям. Это рождает у него чувство значимости своей деятельности, приносит глубокое внутреннее удовлетворение. Главная цель является для ученого одновременно фундаментальной ценностью, обеспечивающей в конечном итоге стратегическую мотивацию его деятельности. Но для достижения этой цели идеала одной стратегической мотивации не достаточно. Чтобы стремление к достижению отмеченной цели не угасло, его нужно постоянно поддерживать, подпитывать, «подогревать». Иными словами, необходим постоянно действующий ценностно-мотивационный механизм, обеспечивающий осуществление фундаментальной цели — идеала.

Феномен признания является одним из таких эффективных факторов в мотивации научно-исследовательской деятельности. Ученому необходимо признание коллег (минимум) и научного сообщества (максимум). Признание — есть подтверждение не только высокого статуса ученого как специалиста, но и его профессионального и карьерного роста.

Профессиональный и карьерный рост научного работника — это не одно и то же. Ученый может быть профессионалом высочайшего класса с весьма скромным карьерным статусом. И наоборот, он может достичь вершин карьеры в плане административно-чиновничьего статуса, но при этом не будет настоящим ученым — профессионалом. А если ученый им и был, то карьерный рост (в административном плане) может мешать его профессиональному росту, а может и вовсе привести к деградации ученого как профессионала. Признание в первом смысле (высокий статус) начинается с уважения коллег, со ссылок на ученого и его труды и достигается в высшей степени в лауреатстве. Признание во втором смысле (профессиональный и карьерный рост) состоит в присуждении ученому различного рода наград, степеней и званий, представлении ему должностей в академической иерархии и т. п. Признание выражается и в том, что ученый становится заметным, влиятельным лицом не только в научном сообществе, но и в обществе. Он получает возможность приобретать субсидии, гранты. Его приглашают к участию в качестве эксперта в различного рода научно и социально значимых проектах.

Феномен признания базируется на понятии личного вклада ученого, который, в свою очередь, опирается на представления о дискретном массиве научного знания, который может быть увеличен за счет отдельного «вклада» — кванта нового знания. В основе понятия «личный вклад» лежит представление о «решенной проблеме» — принципиальной инновации, зафиксированной и принятой научным сообществом.

Феномен признания в науке тесно связан с феноменом приоритета. Само понятие приоритета порождено скорее человеческим тщеславием, стремлением к самоутверждению, желанием продемонстрировать перед другими свои успехи в науке и особые заслуги перед человечеством. Много нравственных и юридических коллизий связано с проблемой приоритета. Стремление любой ценой утвердить свое первенство, страх не опоздать, ведут нередко к нарушению норм научной и человеческой этики (фальсификация результатов и т. п.).

С понятием признания также связано понятие карьеры, которое не несет в себе отрицательного смысла, в отличие от понятия карьеризма. Карьера — это профессиональный рост ученого (который нельзя сводить к административно-бюрократическому продвижению по службе чиновников от науки), повышение его профессионального статуса. Когда человек, например, становится доктором наук — это продвижение в его профессиональной карьере, признание его зрелости, способности решать серьезные научные проблемы. Карьера, понимаемая в таком смысле, является нормальным и естественным следствием его работы в сфере науки и над собой. При этом карьерный рост не рассматривается ученым как главная, а тем более единственная цель его деятельности, хотя и может занимать достаточно важное место в системе его ценностных приоритетов.

Карьеризм начинается тогда, когда ученый главной и единственной целью ставит свой карьерный рост (причем чаще всего именно в бюрократическом, командно-административном смысле). Карьерист готов добиваться этой цели любой ценой, любыми средствами, не останавливаясь ни перед чем. Маркс в свое время говорил, что есть люди, которые любят науку в себе, а есть которые любят себя в науке. Для карьеристов наука не более чем поле, где они сполна могут удовлетворять свое честолюбие и тщеславие. Карьеризм смыкается с нравственным релятивизмом, легко переходящим в откровенный аморализм, беспринципность и цинизм.

К сожалению, реальная научная практика не всегда соответствует этим высоким нравственным нормам. Рыночные отношения, в которые включена наука, накладывают свой отпечаток на систему ценностей в науке, влияют на стиль поведения ученых. В странах с развитой рыночной экономикой и развитой наукой широко распространен так называемый презентационный стиль научного поведения. В условиях рынка научное знание это не просто конечный продукт научной деятельности. Этот продукт должен стать товаром, который нужно уметь продать. Поэтому в современной науке наряду с главной целью становится промежуточная —презентация научного знания, причем не только научному сообществу, но и не специалистам — обществу или его референтным представителям.

Презентация должна рассматриваться не как самоцель, а как средство для получения возможности для реализации главной цели — получения нового знания. Однако существует опасность превращения презентации в самоцель. В таком случае могут произойти деформации ценностных ориентаций ученого, проявляющиеся в забвении традиционных ценностей науки, что может привести к нравственному релятивизму или даже откровенному цинизму и аморализму.

В науке должен быть здоровый консерватизм не только как барьер для «скороспелых» открытий или наукообразного шарлатанства. Должен быть консерватизм нравственный. Консерватизм можно рассматривать как косность, заскорузлость и догматизм. А можно рассматривать консерватизм как верность традиции, сохранение нравственных норм (научных и общечеловеческих). В этой сфере динамизм, антидогматизм, «прогрессизм» — опасная вещь. Сохранение нравственных инвариантов совершенно необходимо в науке и в обществе для того, чтобы ученый не перестал быть ученым, а человек — человеком.


Ссылки по теме:  

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.