Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности на основе профессиональной компетенции |
![]() |
15 апреля 2008 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
Вместе с тем именно образование как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества [1]. Особую актуальность приобретает проблема саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования студентов высшей школы, обладающих профессиональной компетентностью, предметными знаниями по избранной специальности, развитыми способностями к самостоятельности и творчеству. Однако в настоящее время как в средней, так и в высшей школе наблюдается дефицит самостоятельности, который характеризуется не только умением познающей личности овладевать знаниями и способностями деятельности без посторонней помощи, но и наличием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования. В свою очередь, многие ученые считают, что учет взаимосвязи со стороны общества и государства и со стороны личности невозможна, если у студентов не сформированы умения самообразовательной деятельности, в процессе которой происходит самовоспитание и саморазвитие. По мнению многих педагогов, это такая составляющая учебной деятельности, в которой студент, оставаясь объектом управления со стороны педагога, действует как субъект, реализующий полностью самостоятельную деятельность в процессе самообучения [2]. Поэтому появилась необходимость обозначить самообразовательную деятельность в стенах вуза как специальную профессиональную задачу педагога. С этой целью была определена взаимосвязь качества профессиональной подготовки и цели формирования готовности студентов к самообразовательной деятельности, их адаптивных и личностно-значимых качеств. Одной из целей образования является готовность студентов к профессиональной деятельности. Практика показывает, что специалист овладевает только знаниями и умениями, но не развивает потребности в творческой и профессиональной деятельности. Условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности. В свою очередь, формирование адаптивных качеств личности выражает уровень активности личности, определяет ее отношение с окружающим миром, позволяет реализовать все наиболее личностно-значимые потребности и качества. Профессиональную деятельность многие ученые рассматривают как вид социальной деятельности, способствующей самореализации личности, раскрытию личностного потенциала в процессе выполнения социально значимой и социально одобряемой деятельности [3]. Поэтому формирование потребности в саморазвитии, познании, самоорганизации, самореализации и проявление этих потребностей в соответствующих мотивах, отношениях, убеждениях и личностных установках во многом определяет и способности к профессиональной деятельности и профессиональные знания и умения как личностно-значимые. Многие ученые отмечают также и тот факт, что студент в процессе профессиональной подготовки добивается так называемого достигаемого статуса, т. е. находится под контролем самой личности [4]. А это значит, что самоконтроль, самопознание, самообразование и саморегуляция выступают как средство формирования личности, ее направленности на профессиональную подготовку. Важнейшим новообразованием личности студента, способствующим формированию его самообразовательной деятельности является профессиональная компетентность. Авторами толкового словаря раскрыто следующее понятие компетентности: «Компетентность — осведомленность, эрудированность». В свою очередь, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности». Если под профессиональной компетентностью понимают совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда, объем навыков выполнения задачи, комплекс знаний профессионально значимых личностных качеств, единство теоретической и практической готовности к труду, то профессиональную компетентность рассматривают как коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности. Коммуникативная компетентность — профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: социальная устойчивость, способность конструировать прямую и обратную связь. Информационная компетентность включает объем информации (знания) о себе, об опыте работе других педагогов. Регулятивная компетентность предполагает наличие умений, управлять собственным поведением, т. е. сюда относится целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность, оценка результатов деятельности, рефлексия. Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качество интеллекта. Рассматривая все эти определения, хотелось бы отметить, что действительно профессиональная компетентность выражается в преобразующей и управляющей деятельности педагога, направленной на такую деятельность студентов, которая стимулирует развитие их личности, формирует творческие способности и готовность к формированию адаптивных качеств личности, личностно-значимых качеств. Все это позволяет раскрыть основные элементы профессиональной компетентности:
Первые пять элементов профессиональной компетентности находятся в поле зрения администрации учебного заведения, органов образования и легко проверяемы по педагогической документации педагога и продуктам деятельности студентов. Пятый элемент — это новообразование личности профессионала, которое устанавливается по определенным признакам:
Отсюда следует, что профессиональная компетентность позволяет выстроить индивидуальную траекторию самосовершенствования, предполагает изменение значимых качеств в результате осознанной целенаправленной активности, которая обеспечивает повышение профессиональной деятельности. Основным значением развития высшего образования на современном этапе является формирование самообразовательной деятельности студентов на основе профессиональной деятельности через компетентность. Именно эта задача была поставлена перед профессорско-преподавательским составом Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова при обучении студентов по кредитной и дистанционной системе, т. е. ими была проделана большая работа в области разработок лекционных и практических заданий, условий самостоятельной работы и т. д. На основании вышеперечисленных вопросов готовности студентов к самообразовательной деятельности разработаны учебно-методичекие комплексы, учебные пособия, методические рекомендации по следующим дисциплинам: «Моделирование и макетирование в техническом творчестве», «Промышленный дизайн», «Промышленная эстетика», «Эргономика».
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |