Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Психологическое сопровождение профессионального становления личности офицера: инновационный подход |
![]() |
11 июля 2008 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
Сегодня в литературе нет однозначного подхода к понятию психологического сопровождения и его содержания. Так, Ю.В. Слюсарев рассматривает психологическое сопровождения как комплексное психологическое воздействие на личность, сверхзадачей которого является активизация саморазвития человека. Достижение поставленной задачи возможно при воздействии на структуры самосознания человека [2]. С точки зрения Э.Ф. Зеера, психологическое сопровождение профессионального становления личности — это составная часть профессионального образования, заключающаяся в психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни, коррекции деструктивных тенденций развития (кризисов, стагнаций, конфликтов, деформаций), повышении адаптированности специалиста к социально-экономическим и технологическим изменениям, развитии у него позитивной профессиональной перспективы [1]. Следует отметить, что большинство исследователей придерживаются позиции значимости психологического сопровождения на этапе обучения профессии. Однако современная действительность и темпы различного рода нововведений в научной, технологической и социальной сферах актуализируют проблему психологического сопровождения на протяжении всего профессионального становления специалиста. При этом, в зависимости от содержания профессиональной деятельности, темпов ее трансформации, степени соприкосновения с новейшими разработками и технологиями психологическое сопровождение профессионального становления личности может иметь свои специфические особенности. Психологическое сопровождение профессионального становления офицерских кадров принято рассматривать как деятельность, направленную на выявление психологических факторов и особенностей службы, поддержание необходимых психических состояний и психологической устойчивости военнослужащих при выполнении задач в любых условиях обстановки. Составными элементами психологического сопровождения являются: всестороннее изучение социально-психологических условий оперативно-служебной деятельности, оценка морально-психологического состояния военнослужащих, формирование и поддержание их готовности адаптироваться к различным условиям, психологическая поддержка при выполнении задач в условиях повышенных физических, интеллектуальных, эмоциональных нагрузках и т. д. Новые отечественные и зарубежные разработки, их внедрение в процесс жизнедеятельности человека требуют переосмысления роли психологического сопровождения и его составляющих на разных этапах профессионального становления офицера. Уровень образования, выслуга лет, занимаемая должность и иные характеристики определяют перечень и степень сложности решаемых офицером задач. Соответственно, содержание психологического сопровождения должно носить вариативный и многоуровневый характер. Основой для составления программ психологического сопровождения должно стать, с одной стороны, формирование эталонного образа современного офицера, с другой, ориентация военнослужащего на рефлексию результативности своей оперативно-служебной деятельности, выявление рассогласованности между образом «я — реальный» и эталонным образом офицера. В военно-психологической литературе при описании образа офицера внимание концентрируется на внешних (физических), внутренних (нравственных, интеллектуальных, волевых) характеристиках. В стороне остаются активизация личностного потенциала, ориентация на процессы саморазвития и самообразования, грамотное определение своей позиции в условиях насыщенной информационной среды и т. д. Сегодня перспективными направлениями саморазвития для офицера становятся: нивелирование инертности представлений, суждений, развитие креативности мышления. Широта мировоззрения позволяет человеку решать вопросы, связанные не только с его личностным и профессиональным опытом, но и приобретать навыки поиска необходимой информации, адекватного принятия решения в нестандартной ситуации, ситуации неопределенности, уметь оптимизировать в критической ситуации свой внутренний потенциал, оказать психологическую поддержку личному составу, окружающим. Важным становится осознание творчества как нормы жизни, искоренение шаблонности мышления, приобретение навыков моделирования и прогнозирования различных вариантов протекания и исхода той или иной ситуаций. При организации психологического сопровождения также следует учитывать то, что степень влияния психологической информации на различные стороны личности неоднозначна. Исследуя психологическое воздействие как фактор активизации саморазвития личности курсантов военных училищ, Ю.В. Слюсарев пришел к выводу, что в большей степени воздействию поддаются когнитивная и аффективная составляющие самосознания. Поведенческая компонента является более консервативной [2]. Эти данные следует принимать во внимание при составлении программ психологического сопровождения, ориентации личности на профессиональную успешность. Для профессионального становления одним из главных факторов являются профессионально-психологические знания, способствующие более предметному изучению человеком себя как специалиста и формированию необходимых профессионально значимых черт личности. Изучение психологии человека и группы только на теоретическом уровне является недостаточной профессионально-психологической подготовкой специалистов. Психологическое сопровождение профессионального становления личности офицера должно включать такие формы работы, как анализ сложных ситуаций оперативно-служебной деятельности, психологические тренинги, дискуссии и сюжетно-ролевые игры, обмен опытом и т. д. Критерием эффективности программ психологического сопровождения профессионального становления личности офицеров должна стать не только разовая успешность выполнения ими поставленных задач, но и уровень их активности, ориентации на процессы саморазвития, профессионального роста, особенности мышления (креативность, принятие инноваций, ориентация в информационном пространстве и т. д.), осознание детерминант профессиональной успешности.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |