Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Организация второй ступени высшего медицинского образования
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2008/kadr08_15.html

 
 

29 апреля 2008 г.

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]


С.Л. Кабак, А.И. Гвардиян
Белорусский государственный медицинский университет,
Минск, Республика Беларусь


В Республике Беларусь в 2007 г. принят Закон «О высшем образовании», в соответствии с которым высшее образование подразделяется на две ступени: первая обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, вторая (магистратура) обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющего право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учетом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучения в магистратуре. Срок обучения на этой ступени — от одного до двух лет. Таким образом, обучение в магистратуре должно помочь молодому специалисту поступить в аспирантуру и успешно ее завершить с защитой кандидатской диссертации.

В связи с необходимостью реализации закона следует учитывать ряд особенностей, которые существуют в системе подготовки специалистов с высшим медицинским образованием в нашей стране и за рубежом.

После завершения обучения в медицинских школах США и Европы, а также всем выпускникам-иностранцам медицинских факультетов университетов Республики Беларусь присваивается титул (академическая ступень) «доктор медицины» (от лат. medicinae doctor). Буквальный перевод с латинского языка этого термина звучит как «учитель медицины». Магистр — транслитерация латинского слова magister, которое также переводится на русский язык как «наставник», «учитель». Таким образом, термины «магистр» и «доктор медицины» заимствованы из латинского языка и по своей сути эквивалентны.

В Российской Федерации в настоящее время также существует двухуровневая система высшего образования. К двухуровневой европейской системе «бакалавр — магистр» в России добавлена третья ступень — «специалист». Де-факто эта ступень приравнивается к степени «магистр». Ректоры технических вузов сумели доказать законодателям, что подготовка инженера и исследователя в области высоких технологий — это монопрограмма, которую нельзя разорвать на две ступени. Кроме инженеров, статус специалистов получили будущие врачи и сотрудники спецслужб.

Ни в одной стране мира звания доктора медицины не дает права заниматься практической деятельностью. Чтобы работать врачом, необходимо дополнительно пройти практическую подготовку в учреждении здравоохранения и сдать аттестационный экзамен. В Республике Беларусь такая подготовка называется стажировкой или интернатурой.

С учетом вышеизложенного обучение в магистратуре специалистов с высшим медицинским образованием может быть организовано следующим образом. Все выпускники медицинских университетов зачисляются на работу в учреждения здравоохранения на должность врача-стажера (интерна) и проходят одногодичную подготовку по соответствующей медицинской специальности. Выпускники, которые хотят в последующем поступить в аспирантуру или выполнять диссертацию, оформив соискательство, поступают в вечернюю (заочную) магистратуру. Учебный план предположительно должен включать:

  • цикл дисциплин кандидатских экзаменов и зачетов (философию и методологию науки, иностранный язык, информационные технологии);
  • цикл дисциплин профессиональной подготовки (основы педагогики и психологии высшей школы, биомедицинскую статистику и организацию клинических испытаний в рамках стандартов GCP — Good clinical practice);
  • самостоятельную научно-исследовательскую работу (выполнение пилотного исследования в рамках предполагаемой темы диссертационного исследования).

Годовой объем аудиторной работы — 386 часов, т. е. не более 2,5 часов в неделю.

Основное преимущество вечерней (заочной) магистратуры заключается в сохранении за выпускником постоянного места работы, полученного при распределении, так как завершение очной магистратуры не гарантирует автоматического зачисления в аспирантуру (в ряде случаев есть конкурс). Кроме того, обязательное совмещение выпускниками медицинских университетов стажировки (интернатуры) с магистратурой дает им возможность после завершения обучения в аспирантуре, например на медико-биологической кафедре, работать в должности врача, в том числе по совместительству.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.