Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Организация второй ступени высшего медицинского образования |
![]() |
29 апреля 2008 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
В связи с необходимостью реализации закона следует учитывать ряд особенностей, которые существуют в системе подготовки специалистов с высшим медицинским образованием в нашей стране и за рубежом. После завершения обучения в медицинских школах США и Европы, а также всем выпускникам-иностранцам медицинских факультетов университетов Республики Беларусь присваивается титул (академическая ступень) «доктор медицины» (от лат. medicinae doctor). Буквальный перевод с латинского языка этого термина звучит как «учитель медицины». Магистр — транслитерация латинского слова magister, которое также переводится на русский язык как «наставник», «учитель». Таким образом, термины «магистр» и «доктор медицины» заимствованы из латинского языка и по своей сути эквивалентны. В Российской Федерации в настоящее время также существует двухуровневая система высшего образования. К двухуровневой европейской системе «бакалавр — магистр» в России добавлена третья ступень — «специалист». Де-факто эта ступень приравнивается к степени «магистр». Ректоры технических вузов сумели доказать законодателям, что подготовка инженера и исследователя в области высоких технологий — это монопрограмма, которую нельзя разорвать на две ступени. Кроме инженеров, статус специалистов получили будущие врачи и сотрудники спецслужб. Ни в одной стране мира звания доктора медицины не дает права заниматься практической деятельностью. Чтобы работать врачом, необходимо дополнительно пройти практическую подготовку в учреждении здравоохранения и сдать аттестационный экзамен. В Республике Беларусь такая подготовка называется стажировкой или интернатурой. С учетом вышеизложенного обучение в магистратуре специалистов с высшим медицинским образованием может быть организовано следующим образом. Все выпускники медицинских университетов зачисляются на работу в учреждения здравоохранения на должность врача-стажера (интерна) и проходят одногодичную подготовку по соответствующей медицинской специальности. Выпускники, которые хотят в последующем поступить в аспирантуру или выполнять диссертацию, оформив соискательство, поступают в вечернюю (заочную) магистратуру. Учебный план предположительно должен включать:
Годовой объем аудиторной работы — 386 часов, т. е. не более 2,5 часов в неделю. Основное преимущество вечерней (заочной) магистратуры заключается в сохранении за выпускником постоянного места работы, полученного при распределении, так как завершение очной магистратуры не гарантирует автоматического зачисления в аспирантуру (в ряде случаев есть конкурс). Кроме того, обязательное совмещение выпускниками медицинских университетов стажировки (интернатуры) с магистратурой дает им возможность после завершения обучения в аспирантуре, например на медико-биологической кафедре, работать в должности врача, в том числе по совместительству.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |