Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Ценностная ориентация как регулятив инноваций в современной науке |
![]() |
08 июля 2008 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
Ценностная ориентация — атрибут любого вида творческой деятельности, включая и научное творчество. Она есть изначальная нацеленность на позитивный результат конкретного вида научной деятельности, где наиболее жестко требуется принятие ответственных решений, которые влекут за собой значимые последствия и определяют программы и стратегии жизнедеятельности не только отдельных людей, но и общества в целом. Без ценностной ориентации, по определению П. Сорокина, «человек превращается в электронно-протоновый комплекс и рефлекторный механизм». Кроме того, ценностная ориентация в научном творчестве — это мотивационная сфера, которая организуется и контролируется как научным сообществом, так и государственными структурами. Она выполняет ориентационную и регулирующую функции и задает общую направленность интересам и потребностям научного и общественного развития. Сюда можно отнести:
Ценностная ориентация выстраивает целевые и мотивационные программы развития науки и общества и формирует представления о должном и запретном. В основе ценностной ориентации лежит аксиологический подход к науке, архетипы которого были заложены еще в глубокой древности. К их числу, по мнению В.С. Степина, можно отнести опыт демократии античного полиса и становление в его структуре широкого спектра философских систем и первых образцов теоретической науки. Сюда же примыкает и христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию божественного, а поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. По мнению В.С. Степина, синтез этих двух традиций был в эпоху Возрождения одним из истоков становления основных ценностей техногенной цивилизации. К их числу, в первую очередь, относится ценность объективного и предметного знания, с помощью которого раскрываются сущностные связи вещей, их природа и законы, обусловливающие изменение вещей. Таким образом, сложилась первая ценностная установка, направленная как на обеспечение роста научного знания, который был востребован расширением производственной деятельности, так и на систематическое получение нового знания о таких объектах действительности, которые могут быть освоены только в отдаленном будущем. А для этого науке был нужен принцип самоценности объективной истины, который сам представлял фундаментальную основу развитой науки. Второй ценностью является установка на постоянное приращение объективного знания о мире и требование постоянного приращения знания и постоянной новизны получаемых результатов. Эти ценностные установки уже в эпоху Нового Времени были реализованы в качестве нормативов внутреннего эпоса науки:
Наиболее полное и завершенное признание ценности науки и научной рациональности в системе приоритетов техногенной цивилизации совершилось в эпоху Просвещения. Ибо критерий ценности науки связывали с особым пониманием природы человека и его познавательных данных. Человек уже рассматривался как сила, которая противостоит природе, смело вторгается во все ее процессы и преобразует объекты природы в необходимые для себя предметные формы. В системе мировоззренческих установок была зафиксирована особая ценность научно-технического прогресса и получила легитимность точка зрения в неограниченных возможностях рациональной организации социальных отношений. Эти ценности продержались в науке вплоть до последней трети ХХ в., пока общество не столкнулось с глобальными проблемами, вызванными всем предыдущим ходом развития научно-технического прогресса. Современный этап развития техногенной цивилизации определяется тем фактором, что в центр научных исследований поставлены уникальные, исторически развивающиеся системы, особым компонентом которых является сам человек. Следовательно, потребность в экспликации ценностей не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и является необходимым условием ее реализации. Кроме того, современная наука выдвигает конкретные механизмы такой экспликации, в качестве которых служат социально-гуманитарная и экологическая экспертиза крупных научно-технических программ. Достоинство их в том, что они позволяют отслеживать возможные последствия программы под углом зрения гуманистических ценностей и принимать конкретные решения глобальных проблем. Ценностная ориентация современной науки должна восприниматься как интегральная составляющая современного социального развития, а это значит, что она не может подчиняться как узкопрагматическим интересам, так и монополии военно-промышленного комплекса. Как отмечают западные философы и социологи, для техногенной цивилизации является актуальной проблема альтернативы — бытия или обладания. Философы предостерегают: чем ничтожней твое бытие, чем меньше проявлений находит твоя действительная жизнь, тем большую значимость приобретает имущество, желание иметь. По словам Э. Фромма, обладание и бытие — два основных способа существования человека, преобладание какого-либо одного типа определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социальной ориентации. В общественной жизни любого общества, как правило, есть как материальные, так и гражданские, духовные ценности, которые направлены на отстаивание свободы личности, справедливости, на защиту прав на образование, профессиональное признание, ценности научной рациональности.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |