Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Ценностная ориентация как регулятив инноваций в современной науке
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2008/kadr08_136.html

 
 

08 июля 2008 г.

 

[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]


В.А. Радыно
Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси,
Минск, Республика Беларусь


Ценностная ориентация — это особый компонент духовного мира человека, который в свою очередь является следствием свободного избрания ценностных преимуществ.

Ценностная ориентация — атрибут любого вида творческой деятельности, включая и научное творчество. Она есть изначальная нацеленность на позитивный результат конкретного вида научной деятельности, где наиболее жестко требуется принятие ответственных решений, которые влекут за собой значимые последствия и определяют программы и стратегии жизнедеятельности не только отдельных людей, но и общества в целом. Без ценностной ориентации, по определению П. Сорокина, «человек превращается в электронно-протоновый комплекс и рефлекторный механизм».

Кроме того, ценностная ориентация в научном творчестве — это мотивационная сфера, которая организуется и контролируется как научным сообществом, так и государственными структурами. Она выполняет ориентационную и регулирующую функции и задает общую направленность интересам и потребностям научного и общественного развития. Сюда можно отнести:

  • методологические нормы и процедуры научного поиска;
  • методику проведения экспериментов;
  • оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования;
  • этические императивы научного сообщества.

Ценностная ориентация выстраивает целевые и мотивационные программы развития науки и общества и формирует представления о должном и запретном.

В основе ценностной ориентации лежит аксиологический подход к науке, архетипы которого были заложены еще в глубокой древности. К их числу, по мнению В.С. Степина, можно отнести опыт демократии античного полиса и становление в его структуре широкого спектра философских систем и первых образцов теоретической науки. Сюда же примыкает и христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию божественного, а поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия.

По мнению В.С. Степина, синтез этих двух традиций был в эпоху Возрождения одним из истоков становления основных ценностей техногенной цивилизации. К их числу, в первую очередь, относится ценность объективного и предметного знания, с помощью которого раскрываются сущностные связи вещей, их природа и законы, обусловливающие изменение вещей.

Таким образом, сложилась первая ценностная установка, направленная как на обеспечение роста научного знания, который был востребован расширением производственной деятельности, так и на систематическое получение нового знания о таких объектах действительности, которые могут быть освоены только в отдаленном будущем. А для этого науке был нужен принцип самоценности объективной истины, который сам представлял фундаментальную основу развитой науки.

Второй ценностью является установка на постоянное приращение объективного знания о мире и требование постоянного приращения знания и постоянной новизны получаемых результатов.

Эти ценностные установки уже в эпоху Нового Времени были реализованы в качестве нормативов внутреннего эпоса науки:

  • как запрет на умышленное искажение истины в угоду другим, внешним для науки ценностям (идеологическим, политическим);
  • как запрет на плагиат.

Наиболее полное и завершенное признание ценности науки и научной рациональности в системе приоритетов техногенной цивилизации совершилось в эпоху Просвещения. Ибо критерий ценности науки связывали с особым пониманием природы человека и его познавательных данных. Человек уже рассматривался как сила, которая противостоит природе, смело вторгается во все ее процессы и преобразует объекты природы в необходимые для себя предметные формы. В системе мировоззренческих установок была зафиксирована особая ценность научно-технического прогресса и получила легитимность точка зрения в неограниченных возможностях рациональной организации социальных отношений.

Эти ценности продержались в науке вплоть до последней трети ХХ в., пока общество не столкнулось с глобальными проблемами, вызванными всем предыдущим ходом развития научно-технического прогресса.

Современный этап развития техногенной цивилизации определяется тем фактором, что в центр научных исследований поставлены уникальные, исторически развивающиеся системы, особым компонентом которых является сам человек. Следовательно, потребность в экспликации ценностей не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и является необходимым условием ее реализации. Кроме того, современная наука выдвигает конкретные механизмы такой экспликации, в качестве которых служат социально-гуманитарная и экологическая экспертиза крупных научно-технических программ. Достоинство их в том, что они позволяют отслеживать возможные последствия программы под углом зрения гуманистических ценностей и принимать конкретные решения глобальных проблем.

Ценностная ориентация современной науки должна восприниматься как интегральная составляющая современного социального развития, а это значит, что она не может подчиняться как узкопрагматическим интересам, так и монополии военно-промышленного комплекса.

Как отмечают западные философы и социологи, для техногенной цивилизации является актуальной проблема альтернативы — бытия или обладания. Философы предостерегают: чем ничтожней твое бытие, чем меньше проявлений находит твоя действительная жизнь, тем большую значимость приобретает имущество, желание иметь. По словам Э. Фромма, обладание и бытие — два основных способа существования человека, преобладание какого-либо одного типа определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социальной ориентации. В общественной жизни любого общества, как правило, есть как материальные, так и гражданские, духовные ценности, которые направлены на отстаивание свободы личности, справедливости, на защиту прав на образование, профессиональное признание, ценности научной рациональности.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.