Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Проблемы кадровых ресурсов отрасли здравоохранения Беларуси |
![]() |
08 июля 2008 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
Современные проблемы развития кадров здравоохранения в своей основе многокомпонентны. Низок престиж врачебной профессии. Слабы стимулы для систематического повышения профессионального уровня. Не всегда имеются полноценные для этого возможности, особенно в сельской местности. Серьезным недостатком в подготовке врача в стенах медицинских университетов является дефицит объема учебного времени при перенасыщенном блоке социально-гуманитарных дисциплин. Контрастно отличаются условия для работы врача в городской и сельской местности. Низкая экономическая составляющая оценки врачебного труда. Нивелированы стандартами индивидуальные задатки личности врача, оригинальность его профессионального мышления применительно к каждому пациенту. Стандарты в настоящий момент фактически стали тормозом, парализующим врачебное творчество и индивидуальный подход. Высок уровень морально-психологического напряжения в медицинских коллективах, особенно во взаимоотношениях с пациентами. Нередки случаи, когда пациент обращается в ЛПУ не с просьбой оказать помощь в связи с нарушенным здоровьем, а с необоснованным требованием «назначить лечение по его усмотрению». Разрастающаяся «система жалоб» архаична по своей сути, хотя бы потому, что если у человека что-то болит, то нельзя искать виноватых в системе здравоохранения. Боязнь врачей в отношении санкций, практикуемых в настоящее время, чаще всего экономических, сделали их своеобразными заложниками пациентов. Санкции парализуют инициативу в работе. В совокупности существует ослабление целостности системы здравоохранения. Например, в настоящее время наиболее уязвим амбулаторно-поликлинический блок. Нехорошим сигналом является ситуация, когда некоторые студенты старших курсов медицинских университетов уже разочаровались в своей будущей профессии. Это при том, что о реальном положении дел они судят только по чужому опыту, так как их собственная практика впереди. Такая же причина находится в основе оттока кадров из системы здравоохранения в другие отрасли народного хозяйства. Повсеместно имеет место их неустойчивость и нехватка. Перечисленные выше позиции составляют в совокупности не только отраслевую, но и государственную проблему сохранения, укрепления, поддержания народного здоровья, как основы общественного благополучия и развития. Так сложилось, что здравоохранение часто рассматривается населением как единственная государственная структура, наиболее доступная для решения различных вопросов, связанных со здоровьем. Вместе с тем, на службу охраны здоровья много нареканий, большинство из которых находятся за пределами ее возможностей. Подобная ситуация носит общесистемный характер. По данным Британской медицинской ассоциации, в 2007 г. каждый третий врач в Великобритании подвергался физическому насилию или словесному оскорблению. Есть основания утверждать, что в нашем здравоохранении положение дел по данному вопросу не лучше. Оно с пониманием воспринимается медицинскими работниками. Понимание состоит в профессиональной оценке: врач имеет дело с людьми, у которых нарушено состояние здоровья. Но и у врачей терпение со временем истощится. Поэтому очень важно, чтобы с адекватной мерой оценок предназначения, роли, места, возможностей системы охраны здоровья подходили органы власти, общественные институты и, главное, чтобы соответствующая работа направленно проводилась среди населения. Это требует новых ориентиров, инновационных решений в политике и практике деятельности отрасли. Наиболее остро все сложности преломляются через кадровые ресурсы. Государственное здравоохранение республики функционирует в жестких административно-управленческих рамках. Деятельность каждого врача регламентирована приказами, инструкциями, директивами. До 60-х годов ХХ века это было не очень заметно и, вероятно, оправдано. Складывалась в целом благоприятная ситуация. Параллельно с постепенным увеличением вкладываемых в отрасль финансовых средств улучшались показатели здоровья людей, росла мощь самой системы. Несколько последующих десятилетий характеризуются первоначально своеобразным плато в показателях здоровья, а потом интенсивным его ухудшением. Процесс перестал быть управляемым, подвластным медицинским, экономическим, административным мерам. Стала очевидной необходимость в таких инновациях, которые сдвинут его в позитивном направлении. Параллельно с ухудшением здоровья населения росли проблемы самой отрасли. Медленно происходило ее переоснащение, имело место отставание в технологиях от мировых достижений. Система государственного (бюджетного) здравоохранения, в свое время заслуженно признаваемая лучшей в мире, при имеющихся ресурсах и в нынешнем ее материально-техническом состоянии себя исчерпала. В экономически развитых странах эффективно функционируют другие системы здравоохранения. В Западной Европе, например, имеются разительные успехи во внедрении новых технологий профилактики и лечения, улучшении здоровья населения. В 90-е годы ХХ века на постсоветском пространстве только в нашей республике удалось сохранить стабильно функционирующую отрасль здравоохранения. Но очень быстро, уже в начале ХХI века пришло разочарование, как медицинских работников, так и всего населения. Здравоохранение, опирающееся на величайший опыт работы в годы Великой отечественной войны и послевоенного периода, когда его визитной карточкой была хирургия, в целом устарело. Население предпочитает консервативные, щадящие методы лечения, тем более что таковы мировые тенденции. Наиболее значимой инновацией в развитии здравоохранения должен стать выбор дальнейшего пути развития. Существенную поддержку и помощь в регулировании деятельности здравоохранения может оказать развитие института врачебного самоуправления. В западных моделях деятельность здравоохранения осуществляется под эгидой врачебных ассоциаций. Практика корпоративной ответственности себя оправдала. Врачебные корпорации выступают перед государством как подрядчики. Им предоставлено право самим решать, как лучше использовать трудовые и материальные ресурсы. Равноправные взаимоотношения органов государственного управления с врачебной корпорацией дают возможность власти лучше контролировать финансовые потребности здравоохранения, предметно формулировать свои обязательства перед обществом, избавляют от излишней детализации разрешительно-контрольных функций. В государствах Западной Европы и Америке практика корпоративной ответственности врачей существенно повлияла на систему здравоохранения. Сложился качественно иной уровень структуры взаимоотношений во врачебных коллективах. С системой коллективного самоуправления и корпоративной ответственности связаны все основные аспекты внутриучрежденческого менеджмента: подбор кадров, повышение квалификации, сертификация специалистов, распределение ресурсов, развитие новых технологий, начисление заработной платы, оценка качества, защита прав врачей и пациентов. В советский период не было медицинских ассоциаций. Для Беларуси это совершенно новое дело. Не имеется опыта и должной научной оценки деятельности лечебных учреждений на основе врачебного самоуправления и корпоративной ответственности. Очевидно, в наших условиях для осознания его целесообразности потребуется определенное время. Вместе с тем, накопленный человечеством опыт показывает, что внедрение коллективного самоуправления и корпоративной ответственности является одним из стратегических направлений развития отрасли. В Беларуси за время, прошедшее с 90-х годов ХХ века, было создано относительно много различных объединений врачей. Все они функционируют на общественной основе, интересы ориентированы на совершенствование деятельности в рамках своей специальности. Практический их вклад в управление отраслью незначителен. Вместе с тем, эти объединения являются первичной основой зарождения общественного самоуправления в здравоохранении. Из года в год увеличивается выпуск медицинскими университетами новых поколений врачей. Но пока это не улучшило положение с дефицитом кадров. Закономерен вопрос, куда же они деваются. После проведенной в первые пять лет текущего столетия реструктуризации сеть здравоохранения сократилась. Это сказалось ухудшением территориальной и транспортной доступности для медицинского обслуживания сельского населения. Дело осложняется еще и тем, что задача укомплектования квалифицированными кадрами медицинских учреждений села трудноразрешима в силу таких объективных факторов, как профессиональная изоляция, неудовлетворительные жилищные условия и пр. В перспективе, при эффективности реализации Президентской программы «Возрождение села» от государства могут потребоваться новые усилия по восстановлению упраздненных учреждений здравоохранения. В Беларуси основной причиной дефицита кадров является не столько общий недостаток врачей (его при современной их плановой подготовке в стране не должно быть), а текучесть, связанная в первую очередь с потерей интереса к работе. Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «…нужна современная система медицинских образовательных стандартов, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способности их эффективно применять…». В большинстве стран Европы, в США, Канаде врач — одна из самых престижных профессий. Сегодня в СНГ рейтинг врачебной профессии — 11–13-е место. Ситуация переросла в серьезную проблему. На постсоветском пространстве, в том числе в Беларуси, некогда почитаемая фигура врача перестала быть таковой. Это очевидная потеря, вред всему обществу. Руководство России в течение последних лет неоднократно поднимало вопрос о реабилитации авторитета врача. Если в нашем обществе не будут пересмотрены позиции по отношению к рядовому врачу, не будет восстановлено доверие к нему со стороны пациентов, то только по одной этой причине эффективность работы здравоохранения может иметь коэффициент не более 0,7. Многовековой опыт врачевания является тому подтверждением. Если пациент верит врачу, выполняет все его назначения, если они представляют единое целое в реализации лечебного процесса, то сила действия лекарств увеличивается как минимум на 30%. К сожалению, более половины населения по различным причинам, в том числе экономическим, не выполняют рекомендаций врача. А значит, величина представленного нами условного коэффициента может быть еще ниже. Всемирная организация здравоохранения один из путей решения кадровой проблемы видит в необходимости усиления сочетаемости между системой оказания медицинской помощи, функциями общественного здравоохранения, развитием и практикой медицинского образования. Решение и действия по установлению партнерских отношений между ними инновационны для нашего здравоохранения. Здесь имеется и вторая очень важная сторона. Авторитет профессии — это, в первую очередь, задача самого врачебного сообщества. В его разложении принимают участие многие, а в составлении целостности и убедительности, профессионализма всегда приходится опираться на свои внутренние возможности. Основоположник менеджмента, по определению американцев, Анри Файоль к важнейшим принципам административного управления относит корпоративный дух, единство всех членов коллектива, команды в достижении поставленной цели. Одним из путей единения может стать первичный профессиональный отбор тех, кто собирается посвятить себя людям, избрав профессию врача. Как, например, проходят тестирование абитуриенты, поступающие в Академию управления при Президенте Республики Беларусь, в университет физической культуры, военные учебные учреждения. Несомненно, в медицинской школе такой подход будет способствовать укреплению единства врачей, на сегодняшний день он рационален. Таким образом, имеется проблема, рожденная в недрах нашего общества, в его интересах требуется ее решение. Несколько лет практикуется финансирование отрасли исходя из расчетов потребности расходов на охрану здоровья на одного жителя. В соответствии с законодательством в республике доминирует территориальный принцип медицинского обслуживания населения. Финансы закреплены за организацией. Такой принцип в целом себя оправдал. Пациент четко знает, куда обращаться в случае возникновения проблем со здоровьем. Но есть и другая сторона. Речь о неодинаковой технологической оснащенности ЛПУ различных уровней а, следовательно, и реализации возможностей по предоставлению требуемой медицинской помощи. Именно такое состояние является основой мотивации для поиска пациентами более мощных по уровню лечебно-диагностического процесса медицинских учреждений. Но если пациент направляется на консультацию, обследование, лечение на вышестоящий технологический уровень, то за ним должны уходить и деньги. Это путь к сокращению бюджета местного здравоохранения. Управленческое решение как реальный выход из сложившейся ситуации — не направлять. Очень часто имеет место очевидная несправедливость, пациент становится заложником системы. По месту жительства нет возможности обеспечить полноценную требуемую медицинскую помощь (особенно для сельского населения и на уровне района), возможности же самостоятельно обратиться по своему выбору в медицинское учреждение в рамках существующей системы финансирования тоже нет. Почему, если есть необходимость?! Ведь часть средств, исчисленных на одного жителя, перераспределяются и для вышестоящих по технологической сложности лечения уровней. Таким образом, в начале ХХI в. назрела необходимость радикально решить эту важнейшую проблему. В основном законе страны Конституции (ст. 2) указано «Человек … высшая ценность общества и государства». Следовательно, независимо от места жительства, занимаемой должности, возраста, социального положения и пр., он имеет право на медицинскою помощь, в основе которой лучшие достижения медицинский науки и практики. К сожалению, в этом важнейшем вопросе пока присутствуют элементы дискриминации. Проблема очевидная, разрастается, она касается в целом всей отрасли. В действующем Законе «О здравоохранении» и в Проекте новой (третьей) редакции Закона кардинальных позиций по ее устранению не имеется. А это является косвенным свидетельством того, что на современном этапе нет четкого представления, по какому пути должно развиваться отечественное здравоохранение. Несомненно, это одно из важнейших грядущих инновационных направлений в развитии отрасли. Перед государством стоит много проблем в вопросах организации медицинского обслуживания населения. Они требуют всестороннего изучения, адекватной оценки, выбора оптимального направления дальнейшего совершенствования и развития. Вкладываемые в отрасль средства оборачиваются социальным и экономическим эффектом, восстановлением здоровья, приростом численности населения, продлением активной жизни. Здравоохранение — один из основных гарантов социальной стабильности в обществе. Его развитие явится весомым вкладом в реализацию Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |