Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Тенденции трансформации системы образования в Украине |
![]() |
25 июля 2007 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова — Минск: ГУ «БелИСА», 2007. — 200 с.]
За последние 40 лет ВВП 15 стран Европейского союза увеличился более чем в 5 раз, в то время как занятость в этих странах выросла только на 20%, а рабочее время сократилось на 18–25%. Такие тенденции объясняются опережающим ростом инвестиций в знания по сравнению с вкладами в основные фонды. Сотрудники Нидерландского института экономики утверждают, что каждые 1,04% прироста в структуру рабочей силы работников с высшим образованием обеспечивают рост национального дохода на 1%. Практически во всех экономически развитых странах при разработке общегосударственных концепций и программ развития одним из стратегических приоритетов является образование. Согласно результатам наших исследований, на каждую единицу финансовых расходов на отрасль образования Украина в перспективе получит 4-5 единиц прибыли. Предоставление платных услуг является одним из самых рентабельных видов экономической деятельности. В течение 1990–2004 гг. изменения в образовании были связаны с развитием новых видов учебных заведений, распространением инновационных и авторских учебных программ при одновременном сохранении базовых стандартов образования. В тоже время социально-экономический кризис обусловил появление ряда проблем, а именно:
В сфере высшего образования можно констатировать наличие следующих основных тенденций:
В течении последних 10 лет для Украины характерным является рост количества вузов ІІІ–ІV уровня акредитации и студентов в них. В 2003–2004 гг. действовало 1009 высших учебных заведений, в том числе 670 — І–ІІ уровня акредитации, 339 — ІІІ–ІV уровня акредитации, что соответственно, на 112 заведений меньше и на 84 заведения больше сравнительно с 1995–1996 гг. Такие изменения обусловлены процессами ликвидации или же обьединения во второй половине 90-х годов многих государственных вузов І-ІІ уровня аккредитации и расширением сети заведений негосударственной формы собственности. В течении 1995–2004 гг. количество негосударственных вузов увеличилось до 188 заведений (на 77 ед.), в тоже время как государственных сократилось до 821 заведения (на 105 ед.). Количество студентов за указанный период в вузах І-ІІ уровня аккредитации сократилось на 24,7 тыс.чел. (на 4%) и составило 529,9 тыс., в вузах ІІІ-ІV уровня аккредитации возросло на 921,0 тыс. (на 98,8%) до 1843,8 тыс.чел. Таким образом, количество студентов, которые получают образование за средства государственного и местных бюджетов в вузах ІІІ-ІV уровня аккредитации составляет 146 чел. на 10 тыс. населения, І-ІІ уровня аккредитации — 63 чел. (целевой норматив соответственно 180 и 100 чел.). Большинство молодежи получают образование за счет физических и юридических лиц. Повысить доступность высшего образования для малообеспеченных граждан можно путем увеличения количества средств, выделенных на кредитирование образования. Студент имеет право взять кредит в высшем учебном заведении с перспективой его полного погашения государством при условии трудоустройства по специальности в течении 3 лет в сельской местности. Здесь, на наш взгляд, внимания заслуживает опыт Китая, где высшее образование является платным. За образование платит предприятие или же студент, который получает государственный кредит. Последний может не возвращать государству, если студент успешно обучается, а после окончания вуза работает по специальности. Быстрый рост масштабов подготовки кадров с высшим образованием способствует росту экономической эффективности производства только при условии оптимального соотношения уровней и направлений подготовки, а также соответствие стандартам качества образования. В обратном случае усугубляются диспропорции на рынке труда, что связано с увеличением нагрузки на бюджет. Модернизация системы образования предусматривает достижение качества образования, которое бы соответствовало современным требованиям, усиление ее фундаментальности, практическое направление, помощь в развитии творческих способностей студентов. Выполнение этих заданий требует создания новых стандартов образования — системы требований к обязательному минимуму содержания образования, уровня подготовки выпускников и объема учебной нагрузки студентов. Реформирование системы образования предусматривает усовершенствование ее финансового механизма. Согласно статьи 61 Закона Украины «Про образование», государство обеспечивает бюджетные ассигнования на образование в размере не меньше 10% национального дохода. Однако реальное финансирование значительно меньше. Проблема финансирования образования усложняется из-за несовершенства бюджетной системы, в частности отсутствия действенных механизмов пополнения местных бюджетов. Передача учебных заведений на финансирование местным бюджетам в условиях затяжного экономического кризиса обусловила ухудшение их материально-технической базы. Решение перечисленных проблем позволит повысить экономическую эффективность системы образования, соответствующим образом обеспечить формирование образовательного уровня населения и роста на этой основе доходов граждан и валового продукта государства.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |