Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Научные конференции как средство повышения качества подготовки аспирантов |
20 июля 2007 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова — Минск: ГУ «БелИСА», 2007. — 200 с.]
В Республике Беларусь подготовка научных работников высшей квалификации осуществляется в 119 организациях (76 — научные организации и 43 — высшие учебные заведения). Численность аспирантов по данным за 2005 г. составила 5042 человека. Причем число аспирантов, готовящихся по общественным и гуманитарным наукам, составило 55,4% от общей численности. Качество подготовки, результативность (сейчас количество выпускников аспирантуры, окончивших обучение с защитой диссертации, составляет по республике 5,7%), свидетельствуют об определенных изменениях главной функции аспирантуры — ослаблении ее «ориентации на подготовку научных работников высшей квалификации с учетом государственных потребностей и для обеспечения развития наукоемких производств» [2]. Кроме того, происходит «старение» профессорско-преподавательского в вузах республики, а подготовка замены осуществляется не в полной мере и не в требуемых объемах. Наступающий дефицит в кадрах высшей научной квалификации может повлечь за собой снижение уровня подготовки специалистов с высшим образованием [3]. Перед учреждениями, обеспечивающими получение послевузовского образования, готовящими кадры для фундаментальной науки и высшей школы, стоят важные задачи: активизировать подготовку научных работников высшей квалификации, приобщить аспирантов к методам и способам организации научно-исследовательской деятельности, повысить эффективность и результативность их подготовки, увеличить процент успешности прохождения процедуры защиты. Особенно остро стоит данная проблема в области социально-гуманитарных наук. Формирование научных кадров высшей квалификации в социально-гуманитарной сфере невозможно без их серьезной методологической подготовки. Такая подготовка особенно важна, поскольку научно-исследовательская и инновационная деятельность в социальной и культурной областях предполагает овладение не только общенаучными методами исследования, но и специальным методологическим инструментарием гуманитарных дисциплин [5]. Общими же являются формы коммуникации между учеными и научными сообществами при освоении методов и применении результатов научных исследований [1]. Важным условием решения этой задачи является совершенствование системы организации и активизации процесса подготовки аспирантов, поиск новых резервов повышения эффективности этого процесса. Основываясь на принципах чередования режимов деятельности, демократии участия и кооперации в науке в процессе подготовки исследователей, как утверждают ученые, необходима смена направлений обучения, когда приоритетными становятся то социокогнитивные, то кооперативные культурные нормы науки, осваиваемые в двух планах: теоретическом и практическом. Каждый тип норм требует специального режима освоения: академического и клубного [4]. Одним из способов, способствующих повышению качества подготовки, как показывает практика, является проведение ежегодных научных конференций аспирантов и молодых ученых в образовательных и научных учреждениях, обеспечивающих подготовку научных работников высшей квалификации. Пятилетний опыт работы аспирантуры Республиканского института высшей школы (далее РИВШ) в данном направлении в области социально-гуманитарных наук дал положительные результаты. Начиная с 2002 г., в РИВШ проведено 9 научных, научно-практических и отчетных конференций молодых ученых и аспирантов, проходящих подготовку как в институте, так и в других учебных и научно-исследовательских учреждениях. Планируются и проводятся конференции двух видов. Первый вид — это республиканские научные конференции молодых ученых и аспирантов по современным гуманитарным проблемам («Человек, культура, цивилизация: проблема исторического выбора», 2003 г.; «Актуальные проблемы современного гуманитарного образования», 2004 г., 2005 г., 2006 г.). Основными целями проведения подобных конференций являются: анализ современного состояния и перспектив развития гуманитарного образования в Республике Беларусь в связи с переходом общества на информационную ступень развития, формирование умения выявлять специфику гуманитарных наук и применять методологию в гуманитарной сфере [5], а также реализовывать культурные нормы науки [4]. Планирование тематики и содержания конференций осуществляется ежегодно с учетом приоритетов и актуальности задач социокультурного развития страны. Республиканские научные конференции вносятся в план ежегодных мероприятий Министерства образования Республики Беларусь. Содержание тематики, рассматриваемой на конференциях, охватывает актуальные проблемы таких гуманитарных наук, как история, философия и культурология, экономика и политология, педагогика и психология. Большое внимание в докладах уделяется раскрытию специфики гуманитарного знания, гуманитарной методологии, которая в значительной степени отличается от естественнонаучной методологии. В ходе конференции совершенствуется методологическая подготовка ее участников, которая направлена на овладение молодыми учеными последними достижениями в современной гуманитарной науке [5]. Рекламная информация о проведении конференций, проблемном поле, условиях участия рассылается во все заинтересованные учебные и научные учреждения, а также размещается на сайте РИВШ (www.nihe.niks.by). Проводимые конференции неизменно вызывают большой интерес у аспирантов и молодых ученых-гуманитариев, и ежегодно в них принимают участие более 100 человек: аспирантов, начиная с 1 курса, соискателей, молодых ученых, готовящихся к защите или уже защитивших кандидатскую диссертацию. Сложилась оправдавшая себя годами структура и форма проведения подобных конференций. Открывается пленарное заседание обзорными докладами известных ученых-обществоведов Республики Беларусь по наиболее важным проблемам соответствующих отраслей социально-гуманитарного знания. За эти годы на пленарных заседаниях выступили известные ученые, доктора наук, профессора М.И. Демчук, Я.С. Яскевич, В.Ф. Берков, А.В. Макаров. Также на пленарных заседаниях выступают молодые ученые, кандидаты наук, аспиранты выпускных курсов (до 5–6 докладов). Вторая часть конференции проводится в виде традиционных секций по отраслям наук или круглых столов, где поднимаются неоднозначно решаемые, но важные для любого исследования вопросы, т.е. осуществляется своего рода «проблематизация знаний». Данная часть конференции является хорошим практикумом для молодых ученых, где они активно участвуют в дискуссиях, учатся корректно высказывать и обосновывать свою точку зрения, овладевают культурой научного общения. Новой формой, апробированной в 2006 г., стало проведение заседаний секций по междисциплинарным проблемам развития гуманитарного знания с выделением методологических проблем и теоретических аспектов развития социогуманитарных исследований. Параллельно в рамках практико-ориентированной секции рассматриваются прикладные проблемы применения гуманитарного знания в обществе, пути его использования в различных сферах образовательной практики. Заседания секций проходят под руководством заведующих кафедрами РИВШ с привлечением ученых-обществоведов республики. Рассмотрение междисциплинарных проблем различных гуманитарных наук вызывает повышенный интерес участников конференции, поскольку позволяет глубже и шире видеть предмет и проблему собственного научного исследования сквозь призму смежных наук. Использование дискуссионных ситуаций на основе сопоставления различных идей, подходов, точек зрения помогает снять нейтральное отношение исследователей к научной работе, вводит в контекст современной методологии. Вторым видом конференций, проводимых в РИВШ для аспирантов и молодых ученых, являются научно-практические и отчетные конференции для этой категории участников («Тенденции и проблемы социокультурного развития Республики Беларусь», 2002 г.; отчетные конференции, 2003 г., 2004 г., 2005 г.; «Общество и образование: проблемы и пути решения», 2006 г.). Научно-практические и отчетные конференции планируются, организуются и финансируются непосредственно институтом. Данные конференции, проводимые в середине учебного года, нацелены на обсуждение круга методологических вопросов, касающихся соответствующей отрасли наук и отдельного исследования, развития образовательной мотивации и научно-исследовательской компетентности, «формирования у аспирантов практических навыков самостоятельной исследовательской работы» [5], проведения апробации результатов подготовленных диссертационных исследований. Подобные конференции, в которых принимают участие все без исключения аспиранты и соискатели института, являются промежуточной формой отчета молодых исследователей о ходе и результатах работы над диссертацией. Выступления участников на данных конференциях соответствуют установленной форме докладов, отражающих основные требования к структуре диссертации. Она включает в себя несколько составляющих:
Для участия в подобных конференциях приглашаются представители Президиума ВАК или экспертных советов (В.А. Шаршунов, Н.В. Гулько, Е.А. Толкачев, П.А. Водопьянов, А.Н. Рябова), которые в своих выступлениях знакомят участников с требованиями ВАК к оформлению диссертационной работы и прохождению процедуры защиты диссертации, изменениями в нормативных правовых документах по вопросам аттестации научных работников высшей квалификации. По результатам конференций, проводимых в РИВШ, участники оформляют свои выступления или доклады в виде статей в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВАК к оформлению результатов научных исследований. Доклады всех участников публикуются в виде сборников материалов конференций. Как показывает пятилетний опыт проведения подобных мероприятий, а также опросы аспирантов и соискателей, положительными моментами конференций являются:
Таким образом, ежегодное систематическое планирование и проведение научных, научно-практических и отчетных конференций в учреждениях, обеспечивающих получение послевузовского образования, активное участие в них аспирантов и молодых ученых является важным средством повышения качества подготовки научных работников высшей квалификации в области социально-гуманитарных наук. Их проведение способствует усилению заинтересованности и мотивации аспирантов, а также ответственности научных руководителей за прохождение аспирантской подготовки, обеспечивает расширение возможностей апробации результатов научного исследования и научного корпоративного общения молодых ученых.
1. Берков В.Ф. Философия и методология науки: учебное пособие / В.Ф. Берков; ООО «Новое знание». — М., 2004. — 336 с.
|
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |