Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Реформа высшего образования в Кыргызстане: проблемы и направления развития |
![]() |
05 июня 2007 г. |
[Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова — Минск: ГУ «БелИСА», 2007. — 200 с.]
Функции и задачи системы высшего образования, учитывая ориентирование Кыргызстана на рыночную экономику, претерпели значительные изменения, а сама система, будучи замкнутой на воспроизводство кадров высшей квалификации и ориентирующая на формирование у них социально обусловленных качеств, фактически выступает одним из наиболее существенных факторов прогрессирующих общественных перемен. Вместе с тем роль системы высшего образования в данных переменах утверждается не только самим фактом ее существования, но и мобильностью, и адекватностью реагирования на перспективные и текущие задачи рыночного развития. Система высшего образования стала органичным элементом современного общества. Высшее образование сегодня ориентируется на развитие преимущественно исполнительских способностей специалиста, тогда как система высшего образования должна формировать творческую личность и развивать способность адаптироваться к динамично меняющемуся рынку и в различных видах деятельности. В современных условиях возник разрыв между тенденциями развития социальной структуры и структуры профессиональной подготовки: высшая школа приобретает большую автономию в своем функционировании и своей деятельности по производству и передаче знаний, ранее же высшее образование следовало за развитием социальной структуры и воспроизводило ее. В настоящее время происходит усложнение отношений образовательной системы (и ее социально-структурных характеристик) с экономической системой. Основной функцией системы высшего образования в будущем являются инновации и маркетинг, а также создание на этой основе творческой личности готовой к самореализации. Главная цель образования на информационном этапе развития общества — привитие интеллектуальных и этических норм человеку, обучение искусству пользоваться знаниями, совершенствовать стиль мышления, анализировать проблемы в любой области жизни, находить их наиболее точное и экономичное решение. Высшее образование представляет собой социальный институт, который служит для освоения и воспроизводства социальных знаний, роста интеллектуального потенциала общества, личности, страны. Приобретение профессии и повышение квалификации, расширение свободы выбора профессии и деятельности являются его главными задачами. На уровне же личности система высшего профессионального образования сохраняет свое действие на жизненную траекторию человека в форме признания диплома и полученной в вузе специальности. При этом содержание высшего образования учитывается лишь в самой общей форме и не связывается с дальнейшим развитием как научного знания в целом, так и приобретенных выпускником вуза в последующей практической работе знаний и умений. Смысл и логика высшего образования заключаются в постижении самого важного и в то же время самого трудного и простого из всех искусств — искусства жить. Современная высшая школа строится по модели личного жизненного успеха, относительной автономии вуза в вопросах построения своей образовательной деятельности, отсутствия ответственности вуза за трудоустройство выпускников. Система высшего образования в Кыргызстане стала бизнесом, частью рыночной экономики и превратилась в производящую сферу. Важнейшими чертами после ее реформы должны стать: ориентированность на новые продукты (творческие личности), стандарты образования; формирование рынка образовательных услуг; переход на финансирование не объектов, а субъектов образовательного процесса; противодействие коррупционному механизму. К тому же функционирование системы высшего образования в Кыргызстане вошло в противоречие с качеством жизни профессорско-преподавательского состава большинства вузов, что не только нарушает принципы социальной справедливости, но и ведет к утере высшим образованием как социальным институтом качеств эталона для новых поколений. Относительно низкий уровень жизни преподавателя, несомненно, сказывается и на студентах. Образование в результате происходящих изменений получило больше свободы в выборе содержания и организации учебного процесса, методов обучения, в то же время квалификационные требования выпускников не соответствуют современным требованиям рынка. Отличается номенклатура специальностей в вузах Кыргызстана от номенклатуры стран с развитой экономикой, значительна разница в содержании учебного материала, снижена роль кафедры. Образование стало крупным бизнесом и потому необходимы реформы. Проблемы содержания высшего образования в большей мере остаются вне компетенции вузовских коллективов. Ответственность за реформы образования возлагаются на внешние организации. В этой позиции проявляется традиционный стиль мышления, когда роль первичного коллектива сводится к исполнению рецептов, выработанных где-то на стороне. Система высшего образования основана на поддерживающем принципе обучения, когда предоставляются фиксированные методы. Нынешнее образование использует иррациональные методы контроля и неэффективные стандарты обучения, носящие фрагментарный характер и характеризующие бессистемность высшего образования. В Кыргызстане система образования должна обеспечить целостное, системное, гармоничное развитие современного общества и личности на основе:
Отсутствие системы мониторинга показателей, характеризующих текущую и прогнозную потребность в профессиональных кадрах с высшим образованием, привело к деформации в системе подготовки кадров. Необходимо провести ревизию и оценку учебных программ вузов. Важнейший шаг по реформированию образовательной системы — создание Классификатора специальностей высшего профессионального образования, в соответствии с которым надо укрупнить перечень специальностей. Это позволит приблизить их набор к требованиям, предъявляемым международными образовательными стандартами, и достичь универсальности в обучении. Становление рыночной экономики отразилось и в системе высшего образования значительным процессом диверсификации образовательных учреждений, который носил чисто количественный характер в ущерб качеству подготовки специалистов. Наряду с государственными вузами функционируют частные, вузы с участием иностранного капитала, которые в большей степени дублируют деятельность друг друга, готовят одних и тех же специалистов без учета потребностей республиканского рынка труда, что приводит к росту числа безработных с высшим образованием. Большая часть этих вузов не соответствует государственным стандартам, регулирующих их деятельность. Снизилась доступность образования для малообеспеченных слоев населения, значительно возросла коррупция в системе образования. Серьезной проблемой остается ситуация с управлением качества в системе высшего образования для обеспечения прозрачного лицензирования и аттестации учреждений образования. К примеру, государственная аттестация в настоящее время является формальной, проводится Госинспекцией по лицензированию и аккредитации без привлечения кадров из профессиональных ассоциаций, и дает право на выдачу дипломов. То есть теоретически все вузы страны имеют право выдавать дипломы негосударственного образца. Практика же показывает, что за последние годы ни одному высшему учебному заведению не было отказано в государственной аттестации, а если и были отказы, то на формальном уровне, и вузы продолжают действовать без корректирующих воздействий, т.е. дипломы все равно выдаются. Следовательно, в республике отсутствует адекватная система управления качеством высшего образования и гарантия его высокого уровня при получении диплома государственного образца. Нет стандартов и критериев оценки, аудита, ранжирования различных программ обучения. Кроме того, в республике отсутствуют независимые агентства по оценке программ обучения. Ключевые изменения высшего образования должны быть направлены на обеспечение конкуренции, прозрачности, эффективности и соответствия выпускников требованиям экономики. Низкий спрос рынка труда специалистов наших вузов снижает отдачу инвестиций в человеческий капитал. Производительность труда специалиста с дипломом не повышается. Механизмы повышения эффективности высшего образования должны быть достигнуты за счет усиления дифференциации в системе высшего образования и конкуренции между вузами, повышения качества подготовки специалистов, решения организационных и финансовых вопросов в высшем образовании. Организация учебного процесса в вузе регламентирована государственными образовательными стандартами (ГОС) высшего профессионального образования и примерными учебными планами с частичной разбивкой его содержания по учебным курсам, дисциплинам по годам. Вузы только на 30% в зависимости от своей специфики и возможностей определяют содержание образовательных программ. В результате этого традиционный процесс обучения в настоящее время строится по принципу приема и обучения с первого до последнего курса по конкретной специальности. Обучение основано на предоставлении учащимся объема знаний, а не на формировании определенных навыков. Нет возможности обучать непосредственно на рабочих местах из-за слабой материально-технической базы вузов и отсутствия связи с производством. Основное время процесса обучения, вне зависимости от уровня образования, уходит на передачу информации, а не на удовлетворение потребностей учащихся и работодателей. В ГОС до сих пор не прописаны профессиональные компетенции. Соответственно государственная аттестация выпускников носит чисто формальный характер. Система высшего образования определяет только трудозатраты на обучение, а не оценку планируемых результатов. Квалификационные характеристики регламентирует требования к выпускнику, в которых описаны только его знания и способности, нет данных о том, что он должен делать. Подтверждением этому является отсутствие сильных топ-менеджеров в различных отраслях экономики Кыргызстана. Отсутствует процедура внешней экспертизы экзаменов, зачетов, курсовых и выпускных работ. Необходимо провести акционирование вузов путем разгосударствления образования и передачи убыточных активов потенциальным инвесторам (работодателям), готовых приобрести их по рыночной стоимости. Акционирование должно касаться всех вузов и передача прав (в отношении 40–60%), должно переходить постепенно, чтобы новые собственники обеспечили эффективность деятельности АО — вуз. Акционирование вузов — эффективный инструмент для управления высшим образованием в новых условиях, при котором главное правильно оценить материальные активы и интеллектуальный капитал (преподаватели, студенты и их мотивации, качество). В обществе начинает проявляться проблемная ситуация, связанная с современным состоянием и перспективами развития системы высшего профессионального образования. Ее суть состоит в том, что консерватизм, присущий высшему образованию и выражающийся в его функционировании, вступает в противоречие с динамично изменяющейся экономической средой, выдвигающей новые задачи (наиболее эффективное использование интеллектуального потенциала общества и обеспечение социальной справедливости; рост количества специалистов высшей квалификации и сохранение трудоемких производств; подготовка высококвалифицированных специалистов и формирование гармоничной личности; подход к высшей школе с позиций будущего, перспективных потребностей и подход, ориентированный на текущие нужды общества), решение которых невозможно без устранения существующих в нем противоречий: существенно возросшим размахом высшего образования и явным отставанием в его экономической и социальной отдаче. Значительна роль финансов в образовании. Финансирование образования надо привести в соответствии с бюджетными возможностями страны. Объемы финансирования из республиканского и местного бюджета останутся на прежнем уровне за счет приоритетности, будет создана схема индивидуального финансирования обучения конкретных студентов за счет целевых образовательных грантов и спонсоров. К этому времени будут определены методы и измерители затрат эффективности на образование, установлены новые типовые нормативы затрат на каждого обучающегося. Необходимо усилить финансирование субъектов системы высшего образования, как относительно самостоятельных элементов данной системы, являющиеся участниками образовательного процесса, обладающими специфическими социальными статусами и соответствующими ролями. Субъектами системы высшего профессионального образования являются органы управления образованием, высшие учебные заведения, ректоры, ученые, диссертационные и советы молодежи, администраторы вузов, а также преподаватели, родители и студенты в рамках формализованных прав и обязанностей и неформальных отношений.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |