Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

О новых подходах к концепции безопасности аэропорта
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr61.html

 
 

11 декабря 2006 г.

 

[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]


Ю.М. Волынский
Негосударственное образовательное учреждение «Авиационная безопасность и новая техника», Москва


Концепция совершенствования системы безопасности аэропорта определяет цель, задачи и основные направления совершенствования процедур оптимизации и информатизации в области безопасности обслуживания пассажиров и воздушных судов, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

Концепция представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении воздушных перевозок и объектов инфраструктуры аэропорта (авиакомпаний).

Концепция определяет цели и задачи системы авиационной безопасности аэропорта, принципы ее организации и функционирования, виды угроз безопасности и объекты, подлежащие защите, а также основные требования к системе авиационной безопасности.

Основной целью реализации Концепции является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиаперсонала, охраны воздушных судов и объектов инфраструктуры аэропорта (авиакомпаний).

Концепция базируется на основных положениях, изложенных в российских и международных нормативных правовых документах в области авиационной безопасности.

Концепция реализуется на основе следующих основных принципов:

  • создание, внедрение и поддержание системы мер авиационной и производственной безопасности, обеспечивающих защиту деятельности аэропорта адекватно уровню угроз в отношении гражданской авиации, изменяющейся криминогенной обстановке в России и состояния авиационной безопасности в мире;
  • соответствие нормативной базы функционирования;
  • безопасности решаемых задач в зависимости от их сложности;
  • внедрение современных технических средств обеспечения авиационной безопасности;
  • учет и внедрение в систему безопасности аэропорта международных норм, правил и процедур в области авиационной безопасности.

Основные направления реализации Концепции:

  • совершенствование существующих процедур обеспечения безопасности без снижения эффективности деятельности аэропорта и авиакомпаний;
  • совершенствование программы авиационной безопасности аэропорта;
  • разработка и внедрение системы контроля за выполнением требований  авиационной безопасности;
  • введение обязательного предполетного досмотра воздушных судов;
  • введение 100% предполетного досмотра багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
  • совершенствование подготовки сотрудников службы авиационной безопасности; системы обучения авиаперсонала мерам авиационной безопасности;
  • оснащение аэропорта современными техническими средствами досмотра пассажиров, членов экипажей ВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
  • оснащение аэропорта современным оборудованием для обнаружения взрывчатых веществ, в том числе на теле (под одеждой) пассажира;
  • совершенствование технологий авиационной безопасности.

Целью совершенствования системы безопасности является усиление мер авиационной безопасности, повышение уровня стандартов, модернизация процедур и обмен информацией в целях обнаружения и локализации угроз, обеспечение безопасного и эффективного обслуживания пассажиров и воздушных судов, хранения и транспортировки багажа, грузов, почты, бортовых запасов.

Достижение цели осуществляется решением следующих задач:

  • создание единого информационно-аналитического центра аэропорта;
  • разработка и использование подсистем поэтапной идентификации (электронной, электронно-графической, биометрической и пр.) пассажиров, багажа, грузов, почты, бортовых запасов;
  • разработка и использование подсистем автоматизированного контроля доступа авиаперсонала, идентификации транспортных средств, средств перронной механизации, а также горюче-смазочных материалов и иных материальных средств, применяемых (расходуемых) в ходе обслуживания воздушных судов, обработки багажа, грузов почты бортовых запасов;
  • непрерывный мониторинг элементов системы безопасности на всех этапах ее функционирования.

Реализация положений Концепции способствует:

  • предотвращению и пресечению противоправных действий в отношении воздушных перевозок и объектов инфраструктуры аэропорта (авиакомпаний);
  • прогнозированию, своевременному выявлению, устранению угроз авиационной безопасности, а также причин и условий, способствующих их возникновению;
  • созданию механизма и условий оперативного реагирования на угрозы авиационной безопасности на основе нормативных правовых документов, организационных и технических мер;
  • минимизации ущерба от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
  • повышению качества обслуживания пассажиров и выполнения грузоперевозок;
  • росту объемов воздушных перевозок;
  • повышению имиджа авиационных перевозок и роста прибыли за счет обеспечения высокого качества предоставляемых услуг и гарантий безопасности пассажиров (клиентов) аэропорта;
  • созданию благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных авиаперевозчиков.

Совершенствование процессов информатизации и оптимизации контрольно-проверочных процедур в сфере обслуживания пассажиров и воздушных судов, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечения авиационной безопасности, осуществляется по следующим направлениям:

  • создание информационно-технической инфраструктуры и соответствующих технологий для сбора информации, обработки, хранения и использования данных, предоставляемых участниками процесса обслуживания авиаперевозок в аэропорту;
  • внедрение схемы «неизвестный пассажир — известный пассажир» на всех этапах обеспечения безопасности и обслуживания от приобретения (бронирования) авиабилета до посадки в воздушное судно (система предварительного информирования по пассажирам);
  • создание рубежей контроля грузов, по принципу «неизвестный клиент/груз — известный клиент/груз», в целях дифференциации объема и характера контрольно-проверочных действий (система предварительного информирования по грузам);
  • разработка требований к предприятиям и организациям, составляющим агентскую сеть продаж и обслуживания авиаперевозок. Создание предпосылок для повышения коммерческой привлекательности и обретения конкурентных преимуществ за счет быстрого прохождения пассажирами, воздушными судами, грузами контрольно-проверочных процедур в сочетании с гарантированно высоким уровнем авиационной безопасности;
  • внедрение единой информационной сети и единой базы данных с возможностью использования для проверки по базам данных правоохранительных органов и силовых структур и мониторинга процессов обслуживания;
  • корректировка технологической полномочных государственных органов правоохранительных органов, предприятий деятельностью аэропорта.

Активизация террористической деятельности в стране и в мире, усиление межрегиональных связей организованных террористических групп, рост их финансовой мощи и технической оснащенности дает основание полагать, что тенденция к осложнению оперативной обстановки вокруг аэропортов и гражданской авиации в целом в ближайшем будущем сохранится.

Субъекты террористических угроз можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние субъекты угроз:

  • террористические организации, действующие на территории Российской Федерации;
  • международные террористические организации;
  • экстремисты-одиночки или террористические группы, преследующие политические, корыстные, либо иные преступные цели;
  • душевнобольные или психически неуравновешенные лица;
  • криминальные элементы, действующие на территории объектов гражданской авиации и их ближайшем окружении, которые из корыстных побуждений могут стать пособниками террористов;
  • недобросовестные конкуренты.

Внутренние субъекты угроз:

  • бывшие либо действующие сотрудники аэропорта, незаслуженно (по их мнению) уволенные или наказанные;
  • сотрудники аэропорта и сторонних организаций, внедренные с целью последующего использования для подготовки и совершения террористических актов;
  • сотрудники аэропорта, чья халатность, недобросовестность в работе, либо потеря бдительности создают условия для совершения террористических актов.

В качестве способов реализации террористических угроз можно выделить следующие:

  • захват воздушного судна (на земле или в воздухе) с целью его использования как орудия для поражения других объектов с воздуха;
  • захват заложников на борту воздушного судна;
  • захват заложников в зданиях и сооружениях аэропорта;
  • взрыв воздушного судна;
  • взрыв в зданиях и сооружениях аэропорта;
  • подрыв или поджог объектов, уязвимых в диверсионном и террористическом отношениях;
  • подрыв жизненно важных коммуникаций;
  • прямое применение химических или бактериологических средств массового уничтожения в местах скопления людей, либо поражение указанными средствами систем водоснабжения и вентиляции;
  • приведение в негодность авиатоплива перед его заправкой в воздушное судно;
  • отравление бортового питания, предназначенного для членов экипажа.

Наибольшую потенциальную уязвимость, с точки зрения возможного материального или морального ущерба, представляют: воздушные суда, аэровокзальный комплекс с командно-диспетчерским пунктом (КДП) управления воздушным движением, хранилища горюче-смазочных материалов (склад ГСМ, ЦЗС и резервуары ГСМ котельных аэропортового комплекса), станции перекачки топлива и места временного отстоя железнодорожных цистерн с авиа ГСМ, объекты водоснабжения — головные водозаборные сооружения (ГВС) в составе: артезианские скважины, резервуары чистой воды и насосная станция второго подъема; авиационно-техническая база; грузовой терминал; системы электроснабжения, другие объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения аэропорта.

Систему безопасности аэропорта можно разделить на три «рубежа (зоны) контроля»:

Первый «рубеж контроля» — территория, прилегающая к контролируемой зоне аэропорта и объектам инфраструктуры аэропорта (вне контролируемой зоны), территория до входа в аэровокзал (объект инфраструктуры аэропорта).

Подразделения органов внутренних дел, в оперативном обеспечении которых находится территория первого «рубежа контроля», на постоянной основе осуществляют комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, причастных к подготовке и совершению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. На территории, прилегающей к аэровокзальному комплексу аэропорта, осуществляют контроль над пассажиропотоком и досмотр транспортных средств, прибывающих в аэропорт.

Второй «рубеж контроля» — периметр территории аэровокзального комплекса до пунктов досмотра пассажиров и их багажа, КПП.

Подразделения органов внутренних дел, в оперативном обеспечении которых находится территория второго «рубежа контроля», на входе в здание аэровокзала осуществляют тщательную проверку посетителей аэропорта, пассажиров и их документов с применением досмотрового оборудования и специальной техники, позволяющей выявить оружие, взрывные устройства и взрывчатые вещества. На постоянной основе осуществляют комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, объявленных в розыск или причастных к подготовке и совершению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Третий «рубеж контроля» — на границе контролируемой зоны аэропорта и объектов инфраструктуры аэропорта (вне контролируемой зоны).

Обеспечение комплекса мер авиационной безопасности осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта с использованием технических средств досмотра и инженерно-технических средств обеспечения безопасности.

В международном секторе аэропорта пассажиропоток контролируется сотрудниками подразделения ГТК России и сотрудниками подразделения пограничной службы ФСБ России, которые осуществляют считывание паспортных данных вылетающих и прилетающих пассажиров.

При организации обеспечения безопасности САБ аэропорта взаимодействует со структурными подразделениями аэропорта и авиакомпаниями, а также с правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность в аэропорту.

Концепция совершенствования системы безопасности аэропорта подразумевает создание информационно-аналитической системы безопасности, что предусматривает организацию и поддержание информационно-технической инфраструктуры и технологии сбора, обработки, хранения и использования данных, предоставляемых участниками процессов обслуживания пассажиров и правоохранительных органов на всех этапах обеспечения безопасности и обслуживания.

Информационно-аналитический центр позволяет обеспечить контроль и координацию деятельности всех служб аэропорта, правоохранительных органов и специальных служб, а также использовать автоматизированные системы поиска и базы данных, позволяющие выявлять среди пассажиров лиц, находящихся в розыске, использующих поддельные и утерянные документы, удостоверяющие личность.

Система контроля безопасности аэропорта включает четыре подсистемы: «пассажир», «груз», «авиационный персонал», «обеспечение воздушных перевозок».

Организация и обеспечение мер авиационной безопасности в аэропорту (авиапредприятии) возлагается на его администрацию, которая несет ответственность за их реализацию.

Администрация аэропорта (авиапредприятия) должна иметь программу обеспечения безопасности, содержащую комплекс мер безопасности на его территории применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объема пассажирских и грузовых перевозок и других факторов.

Авиационная безопасность обеспечивается посредством организации работ по следующим направлениям:

  • предотвращение доступа посторонних лир и транспортных средств на территорию контролируемой зоны аэропорта;
  • информационное сопровождение пассажиров и грузов;
  • охрана воздушных судов на стоянках и других объектов инфраструктуры аэропорта, расположенных в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) и за ее пределами;
  • досмотр воздушных судов;
  • предполетный досмотр пассажиров и их ручной клади;
  • досмотр принятого к перевозке багажа;
  • досмотр персонала, членов экипажей гражданских воздушных судов, в том числе вещей и предметов, находящихся при них;
  • досмотр транспортных средств;
  • досмотр груза, почты, курьерских и срочных отправлений; досмотр бортовых запасов.

Предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств на территорию контролируемой зоны аэропорта обеспечивается посредством организации охраны и режима доступа.

При реконструкции или планировании пассажирских или грузовых терминалов и других зданий, имеющих непосредственные входы на территорию контролируемой зоны аэропорта, учитываются общие требования, относящиеся к осуществлению контроля безопасности в отношении пассажиров, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, охране и контролю режима доступа в контролируемую зону и другие объекты инфраструктуры аэропорта.

Периметр контролируемой зоны аэропорта оборудуется инженерно-техническими средствами охраны, обеспечивающими пресечение, своевременное оповещение попыток несанкционированного проникновения в контролируемую зону аэропорта с возможностью позиционирования участка проникновения.

Контролируемая зона аэропорта, технические зоны, зоны обслуживания огорожены, охраняются, находятся под наблюдением патрулей, системы теленаблюдения и других средств мониторинга, вход в эти зоны осуществляется по пропускам как персонала, так и транспорта.

Такие же меры безопасности применяются на объектах инфраструктуры аэропорта (системы, обеспечивающие управление полетами, топливоснабжение, коммуникации, объекты ГСМ, электрические подстанции, аэронавигационные пункты и т. п.).

Взаимодействие элементов подсистемы «пассажир»:

  1. Информационное сопровождение пассажиров подразумевает создание информационно-аналитической системы авиационной безопасности, основанной на данных информационных баз эксплуатантов, аэропортов (авиапредприятий), правоохранительных органов, специальных служб Российской Федерации и поддерживающей принцип «неизвестный/известный пассажир», что предусматривает организацию и поддержание информационно-технической инфраструктуры и технологии сбора, обработки, использования данных, предоставляемых участниками обслуживания пассажиров и право охранительных органов на обеспечения безопасности и обслуживания.
  2. Пассажир может считаться «известным» в случаях:
  • наличия данных документа, удостоверяющего личность пассажира, в единой базе данных;
  • применения биометрической идентификации личности пассажира;
  • персонализации посадочных талонов с использованием средств идентификации (электронный код, нанесение штрих-кода и т. п.) при регистрации пассажира на рейс.
  1. При приобретении (бронировании) авиабилета для вылета сведения о пассажире поступают в единую базу данных, информационно-аналитического центра, что не исключает возможности использования других средств идентификации личности (биометрической и т. п.) и нанесения на документы (авиабилет) пассажира одного из средств идентификации (стикер с полосчатым кодом, электронный чип и т. п.).
  2. С момента поступления сведений (биометрической информации средств идентификации) о пассажире в единую базу данных, пассажир рассматривается как «известный».
  3. Персональные данные пассажира заблаговременно направляются для проверки полномочным правоохранительным органам.
  4. При следовании пассажира через все рубежи контроля (досмотр на входе в терминал — таможенный контроль — досмотр багажа инспекторами САБ — регистрация — пограничный контроль предполетный досмотр пассажира и ручной клади инспекторами САБ при вылете; санитарно-карантинный контроль — пограничный контроль — иммиграционный контроль — таможенный контроль по прилету), его персональные данные вводятся специальными устройствами на рубежах контроля со средств идентификации (стикер с полосчатым кодом, электронный чип и т. п.), либо с использованием средств биометрической идентификации личности.
  5. Преимущество пассажира, согласившегося на использование биометрических данных и других средств электронной идентификации личности в интересах системы контроля и безопасности, заключается в быстром прохождении им всех рубежей контроля, при котором все данные не вводятся вручную, а активируются с помощью специальных устройств биометрической и электронной идентификации.
  6. Объем и характер производимых в отношении «известного пассажира» контрольно-проверочных действий обеспечивает возможность следования его через отдельные, специально выделенные модули для проверки документов, регистрации, пограничного и таможенного оформления (контроля).

Взаимодействие элементов подсистемы «груз»:

  1. Отправитель груза может считаться «известным» в случаях:
  • выполнения грузоотправителем установленных полномочным органом в области АБ норм правил и процедур безопасности;
  • наличия следующих гарантий от отправителя:
  • груз подготовлен в условиях, отвечающих требованиям безопасности;
  • подготовку груза осуществлял надежный проверенный персонал;
  • исключен несанкционированный доступ к грузу в период его подготовки, хранения и транспортировки;
  • груз не содержит запрещенных к перевозке предметов.
  1. Информация о грузе, бронировании отправки, грузоотправителе/грузополучателе заблаговременно поступает в единую базу данных информационно-аналитического центра и предоставляется в оконечные устройства сотрудников полномочных контрольных органов, осуществляющих в отношении груза контрольно-проверочные действия.
  2. С момента поступления сведений о грузе в единую базу данных груз рассматривается как «известный».
  3. На всех рубежах контроля информация о грузе считывается специальными устройствами на рабочих местах инспекторов САБ и сотрудников полномочных контрольных органов.
  4. Исходя из полученной информации, полномочные должностные лица заблаговременно определяют необходимый и достаточный объем и характер контрольно-проверочных действий в отношении груза, получают необходимые время и информацию для принятия предварительного решения о возможности пропуска груза на борт воздушного судна и через Государственную границу Российской Федерации (для международных воздушных перевозок), особенностях его оформления и обработки (упаковки, перевозки, хранения).
  5. Объем и характер проводимых в отношении «известного груза» контрольно-проверочных действий обеспечивает возможность его отправки, выпуска для свободного обращения, помещения под любой иной таможенный режим с минимальными по сравнению с «неизвестным грузом» (грузом неизвестного клиента) временными и материальными затратами.
  6. Высокий уровень авиационной безопасности достигаете прозрачностью всей информации о происхождении, производителе и характере груза на всех этапах его обработки.

Взаимодействие элементов подсистемы «авиационный персонал»:

  • персональные данные любого лица (Ф.И.О., должность, режим работы, биометрические и иные идентификационные показатели) из числа авиационного персонала и сотрудников сторонних организаций, принимающих участие в обслуживании (пассажиров, грузов, багажа, почты, воздушных судов и бортовых запасов), хранятся в базе данных информационно-аналитического центра;
  • в целях контроля режима (на КПП, в пункте пропуска через Государственную границу и т. п.) и допуска наземного персонала к осуществлению операций по обслуживанию пассажиров, воздушных судов, обработке багажа, груза, почты бортовых запасов, осуществляется считывание и сравнение персональной информации программно-аппаратными комплексами информационно-аналитического центра.

Взаимодействие элементов под системы «обеспечение воздушных перевозок»:

  • данные на все транспортные средства и средства механизации, принимающие участие в обеспечении воздушных хранятся в базе данных информационно-аналитического центра;
  • автотранспорт и средства перронной механизации, применяемые в ходе обслуживания воздушных судов, обработки багажа, грузов, почты бортовых запасов, маркируются оптико-электронными средствами идентификации;
  • при осуществлении технологических операций информация обо всех задействованных материально-технических средствах на каждом этапе считывается стационарными и переносными устройствами идентификации, в том числе без участия человека. Полученные данные передаются в базу данных информационно-аналитического центра.

Основные перспективы совершенствования системы безопасности аэропорта:

  • расширение круга участников интегрированных в систему;
  • совершенствование взаимодействия со структурными подразделениями аэропорта и авиакомпаниями, а также с правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность в аэропорту;
  • развертывание системы до регионального масштаба с последующим выходом на федеральный и международный уровень.

Коммерческая привлекательность и конкурентное преимущество Концепции заключается в детальном поэтапном контроле передвижения персонала, техники, материальных средств, соблюдения заданных временных и технологических параметров качества работ. Указанные решения обеспечивают высокий уровень авиационной и производственной безопасности при минимальном времени, затрачиваемом на контрольно-проверочные действия.

Совершенствование системы безопасности и контроля обеспечивается всеми участниками процесса по поддержанию безопасности в аэропорту.

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.