Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Микроанализ демографического потенциала сельского населения Брестской области как существенного фактора регионального развития
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr53.html

 
 

28 ноября 2006 г.

 

[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]


Ю.Н. Петракова
Институт экономики НАН Беларуси, Минск


В нашей стране много книг и статей посвящено изучению демографического потенциала населения. Во многих из них отдельно рассматривается демографическое состояние сельской местности, дается некоторый сравнительный анализ по областям, но не совсем подробно изучена характеристика отдельных районов, что в последнее время имеет огромное значение в связи с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 гг.

Современная возрастная структура Республики Беларусь в целом и Брестской области в частности сложилась вследствие падения уровня рождаемости, в результате чего постоянно снижается численность и доля детской когорты населения — важной составляющей демографической безопасности страны и главного источника пополнения группы трудоспособного населения. Также увеличивается доля лиц старшего и пенсионного возраста.

Нами проведено микроуровневое изучение возрастной структуры сельского населения Брестской области, а также изменений, происходивших в ней в период с 1989 по 2005 г., влияние данных изменений на жизненный потенциал области.

За исследуемый период динамика сельского населения области отличалась резкой дифференциацией темпов сокращения населения по районам. Сильное сокращение населения наблюдалась в Пинском, Пружанском, Ивановском, Ивацевичском районах, то есть в тех районах, где высока доля лиц пенсионного возраста. Расположены эти неблагоприятные районы в центре и на юге области. В остальных районах сокращение населения менее заметно, а в Брестском районе даже наблюдается прирост. Связано это с притоком сюда населения из других районов. По сельским советам эта дифференциация еще более разнообразна.

Процесс сокращения численности сельского населения сопровождается еще большими нарушениями в половозрастной структуре населения. Так за исследуемый период от демографических потерь наиболее пострадала группа детей в возрасте до 15 лет. И без того самая малочисленная группа сократилось с 22,8% в 1999 г. до 20,2% в 2005 г.

В характере старения населения прослеживается четкая зависимость от величины (людности) сельского совета: чем больше численность сельсовета, тем меньше доля пенсионеров, а значит и степень старости населения. Так в сельсоветах с численностью более 3 тыс. человек доля пенсионеров почти везде не превышает 30%, а с численностью более 5 тыс. человек  — не более 25%. И наоборот — самая высокая доля пенсионеров (45–50% и выше) наблюдается в сельских советах с численностью менее 1 000 человек. В прямой зависимости от людности населенных пунктов находится жизненный потенциал сельских советов и области в целом.

Исходя из определения, приведенного в энциклопедическом словаре по народонаселению, «жизненный потенциал определенной группы населения зависит от числа лиц, входящих в ее состав, от структуры группы по возрасту и от средней продолжительности предстоящей жизни для отдельных возрастов. Изменение жизненного потенциала группы населения определяется числами родившихся и умерших, структурой умерших по возрасту, динамикой средней продолжительности предстоящей жизни для отдельных возрастных групп, постарением населения, а также численностью прибывших и выбывших и их возрастной структурой».

Для исследования жизненного потенциала Брестской области в работе проведена группировка всех сельсоветов по изменению возрастной структуры населения. Так в каждом сельсовете выделяются населенные пункты с нормальной возрастной структурой, населенные пункты без детей, только с пенсионерами и населенные пункты вообще без населения.

Неспроста выделены именно такие группы населенных пунктов. У населенных пунктов без населения нулевой жизненный потенциал, данное поселение не имеет настоящего и будущего, так как здесь уже никогда не возродится нормальная структура населения и данный населенный пункт через несколько лет вообще перестанет упоминаться в статистических справочниках о населении.

Населенные пункты только с пенсионерами также не имеют продолжительного будущего, так как в группе лиц пенсионного возраста самая высокая смертность и нулевая рождаемость, а значит население в таких деревнях будет только сокращаться, пока совсем не исчезнет.

В населенных пунктах без детей также нарушена возрастная структура населения. Отсутствует поколение, которое в будущем должно заменить теперешнее поколение трудоспособного и детородного возраста, а значит в последствии данная группа населенных пунктов перейдет в группу населенных пунктов только с пенсионерами, что в дальнейшем приведет к вымиранию и исчезновению таких населенных пунктов.

Группа районов с нормальной возрастной структурой самая многочисленная как по республике в целом, так и по Брестской области в частности. Из 2 178 населенных пунктов Брестской области 1 836 имеют нормальную возрастную структуру; в 76 — проживают лишь люди пенсионного возраста; 246  — без детского контингента и 20  — вообще без населения. Данные цифры отражают характеристику жизненного потенциала области в целом, но он сильно колеблется по районам и сельским советам. Выделяются районы с хорошим жизненным потенциалом, где все населенные пункты с нормальной структурой населения (Ганцевичский район), либо районы, где число населенных пунктов с нарушенной возрастной структурой населения не превышает 10% от общей численности населенных пунктов (Дрогичинский, Ивановский, Столинский районы). В остальных районах доля таких населенных пунктов колеблется в пределах 13–18%, лишь в Каменецком и Пружанском районах доля районов с нарушенной структурой населения доходит до 26%.

Несмотря на существующие в области населенные пункты с нарушенной возрастной структурой, Брестская область обладает довольно высоким демографическим потенциалом. На территории области за период 1960–1990 гг. сохранилась самая стабильная экистическая и демографическая ситуация. Брестская область остается самым крупнонаселенным регионом Беларуси (средняя людность свыше 260 человек). Здесь самые незначительные потери в числе поселений (153 пункта (6,5%)) и наименьшая доля деревень с большими потерями населения (около 10%). Около 500 сельских поселений имели прирост населения, а на территории Лунинецкого района список деревень даже пополнился на 30% (строительство новых поселков, регистрация бывших военных поселений). Этот район остался в числе самых крупнонаселенных в Беларуси (средняя людность 552 человека, в Ганцевичском — 624 человека).

На территории глубинных Полесских районов (Ганцевичский, Лунинецкий, Пинский, Столинский) есть ареалы со средней людностью до 500–800 и даже 1 000 человек.

Наиболее благоприятной демографической ситуацией обладают крупнейшие, крупные и средние сельские поселения. Они сохранили устойчивый жизненный потенциал и сравнительно хорошие трудоресурсные возможности на перспективу. В Брестской области до 60% таких поселений, они есть почти во всех районах области. В Брестской области расположено 120 сел-тысячников, а в республике их всего насчитывается 380.

Среди крупнейших сельских поселений выделяются те, которые одновременно возглавляют центры сельсоветов и колхозов. В некоторых из них число жителей превышает 2 тыс. человек. Например, села Богдановка, Дятловичи, Чучевичи в Лунинецком районе; Хотыничи в Ганцевичском; Белоуша, Бережное, Маньковичи в Столинском районе. Две деревни в этом районе — Ольшаны (5,9 тыс.) и Рубель (4,3 тыс.) можно отнести к селам-гигантам.

Брестская область обладает высоким и стабильным демографическим потенциалом. В первую очередь этому способствуют обширные пространства Полесья, где расположено много больших селений с нормальной структурой населения и большим количеством детей. Как и в остальных областях нашей республики в Брестской области проводится программа возрождения и развития села. Данная программа разработана с целью устойчивого развития сельских территорий. Для этого в 2005 г. в сельской местности сформированы качественно новые типы сельских поселков — агрогородки, в которых созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий.

Количество агрогородков равномерно распределено по регионам республики. Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры, что способствует преобразованию данных населенных пунктов в агрогородки. В течение 2005–2010 гг. в Брестской области планируется создать 221 агрогородок. Уже к 2005 г. обеспечено завершение работ и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры сельских населенных пунктов в 19 агрогородках Брестской области.

Таким образом, в каждом районе Брестской области выделяется населенный пункт, который обладает развитой инфраструктурой, хорошими условиями для жизни; в большинстве своем такое поселение развивается на основе какого-либо градообразующего комплекса, что обеспечивает работой все население трудоспособного возраста, а значит и нормальную возрастную структуру в данном населенном пункте. Но помимо населенных пунктов уже преобразованных в агрогородки, выше перечислены населенные пункты с высоким демографическим потенциалом, т.е. с нормальной возрастной структурой и большой численностью населения, а это является предпосылкой для преобразования таких населенных пунктов в агрогородки. Если учесть, что в Брестской области населенные пункты с высоким жизненным потенциалом населения распределены равномерно по территории каждого района, то равномерность распределения агрогородков, предусмотренная программой возрождения села, применительно к Брестской области абсолютно оправдана. Единственно правильным решением в дальнейшем появлении агрогородков является преобразование их из населенных пунктов с высоким демографическим потенциалом, что приведет к меньшим финансовым затратам и более быстрым темпам выполнения программы.

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.