Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Микроанализ демографического потенциала сельского населения Брестской области как существенного фактора регионального развития |
28 ноября 2006 г. |
[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]
Современная возрастная структура Республики Беларусь в целом и Брестской области в частности сложилась вследствие падения уровня рождаемости, в результате чего постоянно снижается численность и доля детской когорты населения — важной составляющей демографической безопасности страны и главного источника пополнения группы трудоспособного населения. Также увеличивается доля лиц старшего и пенсионного возраста. Нами проведено микроуровневое изучение возрастной структуры сельского населения Брестской области, а также изменений, происходивших в ней в период с 1989 по 2005 г., влияние данных изменений на жизненный потенциал области. За исследуемый период динамика сельского населения области отличалась резкой дифференциацией темпов сокращения населения по районам. Сильное сокращение населения наблюдалась в Пинском, Пружанском, Ивановском, Ивацевичском районах, то есть в тех районах, где высока доля лиц пенсионного возраста. Расположены эти неблагоприятные районы в центре и на юге области. В остальных районах сокращение населения менее заметно, а в Брестском районе даже наблюдается прирост. Связано это с притоком сюда населения из других районов. По сельским советам эта дифференциация еще более разнообразна. Процесс сокращения численности сельского населения сопровождается еще большими нарушениями в половозрастной структуре населения. Так за исследуемый период от демографических потерь наиболее пострадала группа детей в возрасте до 15 лет. И без того самая малочисленная группа сократилось с 22,8% в 1999 г. до 20,2% в 2005 г. В характере старения населения прослеживается четкая зависимость от величины (людности) сельского совета: чем больше численность сельсовета, тем меньше доля пенсионеров, а значит и степень старости населения. Так в сельсоветах с численностью более 3 тыс. человек доля пенсионеров почти везде не превышает 30%, а с численностью более 5 тыс. человек — не более 25%. И наоборот — самая высокая доля пенсионеров (45–50% и выше) наблюдается в сельских советах с численностью менее 1 000 человек. В прямой зависимости от людности населенных пунктов находится жизненный потенциал сельских советов и области в целом. Исходя из определения, приведенного в энциклопедическом словаре по народонаселению, «жизненный потенциал определенной группы населения зависит от числа лиц, входящих в ее состав, от структуры группы по возрасту и от средней продолжительности предстоящей жизни для отдельных возрастов. Изменение жизненного потенциала группы населения определяется числами родившихся и умерших, структурой умерших по возрасту, динамикой средней продолжительности предстоящей жизни для отдельных возрастных групп, постарением населения, а также численностью прибывших и выбывших и их возрастной структурой». Для исследования жизненного потенциала Брестской области в работе проведена группировка всех сельсоветов по изменению возрастной структуры населения. Так в каждом сельсовете выделяются населенные пункты с нормальной возрастной структурой, населенные пункты без детей, только с пенсионерами и населенные пункты вообще без населения. Неспроста выделены именно такие группы населенных пунктов. У населенных пунктов без населения нулевой жизненный потенциал, данное поселение не имеет настоящего и будущего, так как здесь уже никогда не возродится нормальная структура населения и данный населенный пункт через несколько лет вообще перестанет упоминаться в статистических справочниках о населении. Населенные пункты только с пенсионерами также не имеют продолжительного будущего, так как в группе лиц пенсионного возраста самая высокая смертность и нулевая рождаемость, а значит население в таких деревнях будет только сокращаться, пока совсем не исчезнет. В населенных пунктах без детей также нарушена возрастная структура населения. Отсутствует поколение, которое в будущем должно заменить теперешнее поколение трудоспособного и детородного возраста, а значит в последствии данная группа населенных пунктов перейдет в группу населенных пунктов только с пенсионерами, что в дальнейшем приведет к вымиранию и исчезновению таких населенных пунктов. Группа районов с нормальной возрастной структурой самая многочисленная как по республике в целом, так и по Брестской области в частности. Из 2 178 населенных пунктов Брестской области 1 836 имеют нормальную возрастную структуру; в 76 — проживают лишь люди пенсионного возраста; 246 — без детского контингента и 20 — вообще без населения. Данные цифры отражают характеристику жизненного потенциала области в целом, но он сильно колеблется по районам и сельским советам. Выделяются районы с хорошим жизненным потенциалом, где все населенные пункты с нормальной структурой населения (Ганцевичский район), либо районы, где число населенных пунктов с нарушенной возрастной структурой населения не превышает 10% от общей численности населенных пунктов (Дрогичинский, Ивановский, Столинский районы). В остальных районах доля таких населенных пунктов колеблется в пределах 13–18%, лишь в Каменецком и Пружанском районах доля районов с нарушенной структурой населения доходит до 26%. Несмотря на существующие в области населенные пункты с нарушенной возрастной структурой, Брестская область обладает довольно высоким демографическим потенциалом. На территории области за период 1960–1990 гг. сохранилась самая стабильная экистическая и демографическая ситуация. Брестская область остается самым крупнонаселенным регионом Беларуси (средняя людность свыше 260 человек). Здесь самые незначительные потери в числе поселений (153 пункта (6,5%)) и наименьшая доля деревень с большими потерями населения (около 10%). Около 500 сельских поселений имели прирост населения, а на территории Лунинецкого района список деревень даже пополнился на 30% (строительство новых поселков, регистрация бывших военных поселений). Этот район остался в числе самых крупнонаселенных в Беларуси (средняя людность 552 человека, в Ганцевичском — 624 человека). На территории глубинных Полесских районов (Ганцевичский, Лунинецкий, Пинский, Столинский) есть ареалы со средней людностью до 500–800 и даже 1 000 человек. Наиболее благоприятной демографической ситуацией обладают крупнейшие, крупные и средние сельские поселения. Они сохранили устойчивый жизненный потенциал и сравнительно хорошие трудоресурсные возможности на перспективу. В Брестской области до 60% таких поселений, они есть почти во всех районах области. В Брестской области расположено 120 сел-тысячников, а в республике их всего насчитывается 380. Среди крупнейших сельских поселений выделяются те, которые одновременно возглавляют центры сельсоветов и колхозов. В некоторых из них число жителей превышает 2 тыс. человек. Например, села Богдановка, Дятловичи, Чучевичи в Лунинецком районе; Хотыничи в Ганцевичском; Белоуша, Бережное, Маньковичи в Столинском районе. Две деревни в этом районе — Ольшаны (5,9 тыс.) и Рубель (4,3 тыс.) можно отнести к селам-гигантам. Брестская область обладает высоким и стабильным демографическим потенциалом. В первую очередь этому способствуют обширные пространства Полесья, где расположено много больших селений с нормальной структурой населения и большим количеством детей. Как и в остальных областях нашей республики в Брестской области проводится программа возрождения и развития села. Данная программа разработана с целью устойчивого развития сельских территорий. Для этого в 2005 г. в сельской местности сформированы качественно новые типы сельских поселков — агрогородки, в которых созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. Количество агрогородков равномерно распределено по регионам республики. Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры, что способствует преобразованию данных населенных пунктов в агрогородки. В течение 2005–2010 гг. в Брестской области планируется создать 221 агрогородок. Уже к 2005 г. обеспечено завершение работ и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры сельских населенных пунктов в 19 агрогородках Брестской области. Таким образом, в каждом районе Брестской области выделяется населенный пункт, который обладает развитой инфраструктурой, хорошими условиями для жизни; в большинстве своем такое поселение развивается на основе какого-либо градообразующего комплекса, что обеспечивает работой все население трудоспособного возраста, а значит и нормальную возрастную структуру в данном населенном пункте. Но помимо населенных пунктов уже преобразованных в агрогородки, выше перечислены населенные пункты с высоким демографическим потенциалом, т.е. с нормальной возрастной структурой и большой численностью населения, а это является предпосылкой для преобразования таких населенных пунктов в агрогородки. Если учесть, что в Брестской области населенные пункты с высоким жизненным потенциалом населения распределены равномерно по территории каждого района, то равномерность распределения агрогородков, предусмотренная программой возрождения села, применительно к Брестской области абсолютно оправдана. Единственно правильным решением в дальнейшем появлении агрогородков является преобразование их из населенных пунктов с высоким демографическим потенциалом, что приведет к меньшим финансовым затратам и более быстрым темпам выполнения программы. |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |