Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Современное состояние и перспективы развития автоматизации пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr48.html

 
 

27 ноября 2006 г.

 

[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]


С.Н. Камзалов
Государственный комитет Пограничных войск Республики Беларусь


Республика Беларусь имеет исключительно выгодное географическое положение в трансевропейской транспортной системе. Через территорию республики проходят три из десяти основных трансевропейских транспортных коридоров [1]:

  • № 2 Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва;
  • № 9 Хельсинки — Петербург — Витебск — Гомель — Киев — Кишинев — Бухарест — Александрополис (Греция);
  • № 9Б Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда.

В настоящее время развернулась острая конкуренция за привлечение транзитных потоков, особенно грузовых, по направлениям Восток — Запад и Балтийское море — Черное море. Повышение объемов грузоперевозок, пассажирских перевозок является задачей общегосударственной, а не только пограничных войск и таможенных органов [2]. Естественно, что для привлечения потоков транзитных транспортных средств на Государственной границе необходимо совершенствовать, приграничную инфраструктуру, процедуры и технологии организации пропуска товаров, транспортных средств и физических лиц через границу. Республика Беларусь на своих границах имеет 59 пунктов пропуска, через которые ежегодно следует в среднем 22 млн чел, 7 млн транспортных средств:

  • 13 железнодорожных;
  • 37 автодорожных (20 международных, 17 межгосударственных);
  • 7 авиационных;
  • 1 речной;
  • 1 пешеходный.

В современной обстановке назрела необходимость кардинальной модернизации существующих технологий, использующихся на Государственной границе Республики Беларусь, приведения этих технологий в соответствие с растущим объемом и многообразием внешнеэкономической деятельности, адаптации к постоянно изменяющимся условиям и задачам внешней и внутренней политики Республики Беларусь, к правилам, стандартам и процедурам, принятым в международной практике, к переходу от экстенсивного к интенсивному развитию. Изменились условия работы всех контрольных служб, приоритетные ориентиры развития, возникли новые задачи, требующие корректной перестройки всей системы управления работой. Одним из основных путей модернизации этих технологий является широкомасштабная автоматизация процедур погранично-таможенного оформления и контроля, совершенствование управления деятельностью всех контрольных служб пунктов пропуска на базе эффективного использования новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Пограничный контроль — согласованные по цели, месту и времени непрерывные войсковые действия, режимно-пропускные и оперативные мероприятия по проверке оснований для пропуска через Государственную границу, проведение досмотра, осуществление наблюдения, а в необходимых случаях сопровождения лиц, транспортных средств, товаров и иного имущества, поддержание режима в пунктах пропуска через Государственную границу [3].

Работы по автоматизации процедур пограничного контроля начались еще во времена Советского союза. Так в конце 70-х годов был разработан и передан в пограничные войска комплекс технических средств пограничного контроля (далее ТСПК) «Голавль-78», позднее «Голавль-80». Аппаратура комплекса позволяла осуществлять криминалистическую проверку документов, проверку документов по спискам путем передачи телевизионного изображения документа из кабины паспортного контроля на видеоконтрольное устройство рабочего места оператора информационного центра, световую, звуковую сигнализацию, телефонную связь между кабиной и информационным центром, управление турникетом кабины. Позднее вместо ручной картотеки разработано и внедрено в эксплуатацию, на базе отечественной ЭВМ «Искра-226.3», автоматизированное рабочее место оператора —АРМ «Фора». Оно позволяло осуществлять проверку паспортных данных пассажиров загранследования по массивам спецучета. Широкое внедрение во все сферы жизни современных средств вычислительной техники нашло свое отражение и при создании аппаратуры пограничного контроля. В начале 90-х годов были приняты на вооружение подразделений пограничного контроля автоматизированные рабочие места контролера «Яхта-К» и «Яхта-М». Изделия предназначались для автоматизации процесса проверки паспортных данных пассажиров загранследования — «Яхта-К», формирования и тиражирования массивов спецучетов — «Яхта-М» [4].

В августе 1992 г. между Главным управлением Пограничных войск Республики Беларусь и научно-исследовательским институтом электронно-вычислительных машин было достигнуто соглашение о необходимости разработки и проведении работ по созданию автоматизированной системы пограничного контроля (АСПК) Республики Беларусь. В 1996 г. в аэропорту «Минск-2» были проведены испытания и опытная эксплуатация комплекса средств автоматизации по трехуровневой схеме (пункт пропуска — управление части — ГКПВ РБ), а в декабре 1997 г. комплекс принят в промышленную эксплуатацию и поставлен на боевое дежурство. С 1 сентября 2003 г. установлено новое прикладное программное обеспечение «БЕРКУТ-Б».

На сегодняшний день комплексы средств автоматизации установлены в 26 пунктах пропуска через Государственную границу (21 пункт пропуска на Прибалтийском направлении, 1 пункт пропуска на Украинском направлении, 4 пункта пропуска на Польском направлении). В 2006 г. планируется закончить установку комплексов средств автоматизации в 11 пунктах пропуска. На 2007 г. планируется завершение развертывания комплексов средств автоматизации во всех пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

Очевидно, что все развернутые на Государственной границе автоматизированные системы малоэффективны без наличия развитой, надежной и качественной телекоммуникационной инфраструктуры на основе высокоскоростных сетей передачи данных, которая необходима для обеспечения работы современных информационных систем и технологий. Поэтому Правительством страны принято постановление «Об утверждении государственной программы создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети Государственного таможенного комитета и Государственного комитета пограничных войск на 2004–2006 гг.» в ходе реализации, которой планировалось:

  • модернизировать или построить новые линейно-станционные сооружения связи от пунктов пропуска до узлов связи Министерства связи; от узлов связи Министерства связи до управлений таможен, таможенных постов, частей и соединений пограничных войск;
  • модернизировать или создать узлы связи и телекоммуникаций в пунктах пропуска, в управлениях таможен, таможенных постов, частей и соединений пограничных войск;
  • модернизировать или создать новые локальные вычислительные сети и сети телефонной связи в пунктах пропуска, в управлениях таможен, таможенных постов, частей и соединений пограничных войск;
  • модернизировать или создать узлы связи и телекоммуникаций, локальные вычислительные сети, телефонные сети, центры обработки данных в ГТК и ГКПВ;
  • выполнить работы по интеграции автоматизированных информационных систем ГТК и ГКПВ, функционирующих в пунктах пропуска;
  • дооснастить пункты пропуска необходимыми техническими и программными средствами информационных технологий [5].

К сожалению, на сегодняшний день не все положения программы выполняются, хотя в вопросах создания волоконно-оптических линий связи и привязки пунктов пропуска к ним сделано много.

Другой задачей, которая требует решения, является интеграция автоматизированных систем пограничных войск, таможенных органов, а также других контрольных служб, непосредственно осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска через Государственную границу. Не секрет, что наращивание ведомственных автоматизированных систем в пунктах пропуска, не объединенных в единую интегрированную систему, ведет к повторному вводу исходных данных (номер машины, прицепа, паспортных данных, времени и т. д.), искажению статистики, а в конечном счете, и к увеличению времени оформления лиц и транспортных средств. Вопрос интеграции автоматизированных систем в пунктах пропуска поднимался неоднократно (постановление СМ РБ № 1397 от 04.11.2004 г., совместное решение ГКПВ и ГТК «Основы создания автоматизированной системы управления процессами контроля в автодорожных пунктах пропуска» от 19.12.2005 г.), но по сей день на практике не решен.

Таким образом, своевременное решение вышеперечисленных проблем в вопросах автоматизации пунктов пропуска создаст благоприятные условия для внедрения современных технологий организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц, удовлетворяющих правилам, стандартам и процедурам, принятым в международной практике.

Литература:
1. Материалы второй Паневропейской Конференции Министров Транспорта, остров Крит, 1994.
2. Государственная программа развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003–2008 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1360, 2 октября 2002 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. — № 113.
3. Залесский А.Р., Соболевский В.Г. Унифицированный словарь терминов, применяемых в пограничных войсках / Под общ. ред. А.А. Павловского, И.И. Птухи, И.С. Реута. — Минск.: Харвест, 2003. — 105 с.
4. Технические средства пограничного контроля: учебн. пособ. / П.А. Курочкин, И.А. Мерзликин, Р.А. Женетль и др.; Под ред. А.К. Шайкина, С.Н. Карасева. — М.: НИИТЦ ФПС России, 2001.
5. Об утверждении государственной программы создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети Государственного таможенного комитета и Государственного комитета пограничных войск на 2004–2006 гг.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1397, 4 октября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2004. — № 176, 5/15110.

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.