Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr33.html

 
 

31 октября 2006 г.

 

[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]


Е.В. Силкина
Белорусский государственный университет, Минск


Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

  • Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
  • Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
  • НАСА;
  • Национальное бюро стандартов;
  • Министерство обороны;
  • Национальный центр промышленных исследований;
  • Национальная академия наук;
  • Национальная техническая академия;
  • Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50% — частные фирмы и организации, 46% — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.

В США государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективны исследовательские центры и венчурные фонды, которые могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовое законодательство действует уже более 100 лет.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль выполнения конкретных направлений научно-инновационной политики осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации научно-инновационной политики опора делается на крупные корпорации.

На сегодняшний день в Японии государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности, японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

  • целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;
  • содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии;
  • контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих наукоемкое производство.

Стратегия технополисов — это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым — стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

Великобритания, Германия и Франция входят в Европейский союз и занимают соответственно третье (2,3% ВВП), четвертое (2,4% ВВП) и пятое (2,2%) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. При этом доля федерального бюджета в финансировании составляет от 35 до 45%.

Европейский союз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Европейского союза относятся:

  • выработка единого антимонопольного законодательства;
  • использование системы ускоренной амортизации оборудования;
  • льготное налогообложение малого наукоемкого бизнеса;
  • поощрение малого наукоемкого бизнеса;
  • прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии;
  • стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Европейского союза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главная цель данного документа — ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций.

Фактически, начиная с 1995 г., Европейский союз приступил к формированию Европейской инновационной системы. Отслеживая мировые тенденции развития, в 2000 г. в Лиссабоне Европейский союз ставит новые цели — стать к 2010 г. наиболее конкурентоспособной и динамично развивающей экономикой мира, основанной на знаниях. Источником конкурентоспособности и роста, по решению Европейского союза, должны стать инновации. Были определены и ресурсы: к 2010 г. Европейский союз должен перейти от 1,9% наукоемкости ВВП к 3%, две трети которой призван обеспечить предпринимательский сектор.


Литература:

1. Богдан Н.И. Проблемы региональной инновационной политики: опыт европейских стран и специфика Беларуси // Белорусский экономический журнал. — 2006. — № 1.
2. Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности: учебн. пособ. — Мн.: Академия управления при Президенте Республике Беларусь, 2005. — 235 с.
3. Нехорошева Л.Н., Богдан Н.И. Инновационные системы современной экономики. — Мн.: БГЭУ, 2003.
4. Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 3. — С. 75–80.
5. Innovation policy in seven candidate countries: the challenges. A study co-ordinated by ADE S. A. for the Enterprise Directorate-General, European Commission, Luxembourg, 2003.
6. Matsuo T. Japanese R&D Policy for Techno-Industrial Innovation / Policy and Techno-Industrial Innova-tion. L. — Routledge, 2001. — P. 247–248.
7. World Investment Report 2005. Transnational Corporation and internationalization of R&D: Overview. United nations. — New York and Geneva, 2005.


Ссылки по теме:

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.