Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Значение национальной системы образования в инновационном пути развития Беларуси |
![]() |
31 октября 2006 г. |
[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]
Республика Беларусь вступила в XXI в. с развитой системой образования. Об этом свидетельствуют такие показатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,8%), охват общим базовым образованием, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). Согласно Докладу о развитии человека, Беларусь, уделяя большое внимание развитию образования, смогла в 2003 г. войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала и подняться на 53-ю строчку мирового рейтинга (в 2002 г. — 56-е место), оставив позади себя страны бывшего постсоветского пространства. Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, неуклонно растет. В момент обретения независимости у нас в стране насчитывалось 33 высших учебных заведения, а в 2004 г. — 53. По сравнению с 2000 г. их количество несколько уменьшилось (2000 г. — 57 высших учебных заведений), но это произошло за счет уменьшения количества частных учебных учреждений — лицензии на ведение образовательной деятельности по программам высшего образования выдаются негосударственным высшим учебным заведениям Министерством образования на основании заключения экспертной комиссии. Этот факт свидетельствует о последовательном повышении государственных стандартов высшего образования. Увеличение спроса на качественное высшее образование в Республике Беларусь привело к высоким конкурсам при поступлении на все формы обучения по всем специальностям. В 2004 г. конкурс в среднем по стране составил 3 человека на 1 бюджетное место (в 2003 г. — 2,7). Число студентов вузов возросло в 1,4 раза (на 10 тыс. человек). В 2004 г. число студентов, получающих образование в высших учебных заведениях, составило 363 149 человек, в том числе в государственных — 304 337 человек, частных — 58 812. Доля обучающихся в государственных вузах — 43,7%. В настоящий момент показатель количества студентов на 10 тыс. человек в Беларуси является одним из наиболее высоких в Европе. О белорусских образовательных традициях и педагогической культуре, высоко котирующейся во многих странах мира, говорит тот факт, что за рубежом с интересом перенимают ее положительный опыт. Число иностранных студентов, обучающихся в нашей стране, неуклонно растет. Так в 1999/2000 учебном году в 27 учебных заведениях республики обучалось 2 016 иностранных граждан из 71 страны, а в 2004–2005 гг. — 2 450 человек. Повышение конкурентоспособности белорусского высшего образования на мировом рынке является сегодня одним из приоритетных направлений в реформировании системы образования вообще. Республика Беларусь не остается в стороне от интернационализации системы образования, охватившей почти все страны мира. Сохраняется положительная динамика активности вузов в международном сотрудничестве. Однако, несмотря на все положительные тенденции, наблюдается такое негативное явление, как интенсивное омоложение внешней интеллектуальной миграции. Согласно данным Министерства образования Республики Беларусь, в 2005 г. только официально 177 студентов были направлены на учебу за рубеж — в Россию, Германию, США и Англию. Этому способствует иммиграционная политика стран ОЭСР в части увеличения квот для въезда иностранных специалистов, а также то, что в силу своей самодостаточности и, как следствие этого, в значительной степени замкнутости система образования Беларуси является недостаточно восприимчивой к внешним запросам. Сегодня актуален вопрос о том, что в ряде случаев, вызванных усложнением общей системы хозяйственных связей, процессом информатизации, развитием наукоемких производств и т. д., традиционно обученный выпускник учебного заведения (маркетолог, программист, преподаватель, инженер и др.) является носителем относительно устаревшего знания, то есть может оказаться неконкурентоспособным и невостребованным. Причина этого в низкой способности учреждений образования достаточно гибко менять содержание подготовки специалистов согласно требованиям экономики в кадрах. В настоящее время в республике набирает обороты негативная тенденция понижения среднего квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава. Это происходит потому, что нет системы финансового стимулирования оплаты труда специалистов высокой квалификации (докторов и кандидатов наук) — сегодня различия в оплате труда старшего преподавателя без степени и профессора слишком малы. В вузах нет повышающего коэффициента для преподавателей, имеющих ученые звания (доцент, профессор), как, например, в Украине. Кроме того, нарушаются государственные нормы периодичности непрерывного профессионального обучения кадров; подготовка учебно-методических комплексов отстает от динамики реформирования системы образования и затрудняет своевременную подготовку преподавательского состава к реализации нового содержания образования; отделами образования не в полной мере финансируется повышение квалификации педагогических кадров. Вторая проблема — старение педагогических кадров (прежде всего, специалистов высшей квалификации). Согласно данным Министерства образования Республики Беларусь, количество профессорско-преподавательских работников, имеющих степень доктора наук, в возрасте до 50 лет не растет, лишь в следующей возрастной группе — от 50 и старше — наблюдается увеличение их количества, что явно говорит о старении преподавательских кадров высшей квалификации в системе образования. Та же тенденция просматривается и среди профессорско-преподавательских работников, имеющих степень кандидата наук. Возраст большинства специалистов такой квалификации — 50–60 лет. Научно-технический прогресс в современной Беларуси невозможен без преодоления ряда негативных факторов, мешающих успешному развитию страны, в частности в системе образования. Так для преодоления проблем, связанных с нехваткой квалифицированных специалистов в учебных заведениях, необходимо обратить особое внимание на защиту трудовых и социально-экономических интересов работников отрасли. В тот момент, когда решающим фактором развития современного мира стал «человеческий капитал», важнейшим условием которого является образование, отсутствие назревших прагматических реформ в системе обучения становится исторически опасным. Тяжелый для нашей страны и ее экономики период кризисов, трансформаций и последующий переход к устойчивому инновационному развитию выявил необходимость существенной перестройки и обновления системы образования. Сложность адаптации к условиям рыночной экономики системы образования Беларуси связана с отсутствием опыта работы в новых условиях, крайне бедным финансовым и материально-техническим положением вузов. Развитие рыночных отношений в сфере образования позволит расширить источники поступлений денежных средств за счет увеличения объема платных услуг. В постиндустриальной экономике XXI в. роль саморазвивающегося, высококвалифицированного специалиста крайне велика, ведь ему предстоит решать сложнейшие глобальные задачи, связанные с переходом мирового сообщества к новому технологическому укладу. В связи с этим в основе подхода к подготовке профессиональных кадров и формирования у них инновационного типа мышления должны лежать следующие принципы: приоритетное финансирование науки и системы высшего образования (обязательно увеличить долю ВВП, затрачиваемую на науку, до 2–4%); развитие и самореализация творческой личности; создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации с целью ее интегрирования в систему производства инновационной продукции; ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов по приоритетным социально-экономическим и научно-техническим направлениям. Качественные изменения общеобразовательной школы закладывают фундамент для совершенствования высшего образования. В ходе этих преобразований необходимо обеспечить единство общеобразовательного и научно-исследовательского процесса, создать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней для высшей школы и оптимизирующие процесс накопления знаний и умений, повышение общего уровня общеобразовательных дисциплин, снижение охвата тестированием. Подобная модернизация высшей школы необходима для качественного роста отечественного образования, отвечающего высоким международным стандартам. Создание социально-научного общества позволит сформировать социальную основу устойчивого инновационного развития страны. |
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |