Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Формирование инновационных систем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой |
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
30 октября 2006 г. | |||||||||||||||
[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]
Для Р. Нельсона центральными были проблемы государственной научной и технологической политики, ее возможностей и ограничений в современных НИС стран с разным уровнем развития. Р. Нельсон показывает, что сравнение опыта разных стран в исторически продолжительные периоды свидетельствует о том, что именно включение рыночных регуляторов в механизм государственной инновационной политики дает наиболее впечатляющие результаты. Б. Лундвалл, опираясь на концепцию «национальных производственных систем» Ф. Листа и работу Фон Хиппеля о технологическом сотрудничестве между фирмами, исследовал взаимоотношения между производителями и потребителями новых знаний и технологий в пределах одного государства и сравнил основные характеристики складывающихся на этой основе инновационных систем в странах Северной Европы. Согласно представлениям Б. Лундвалла, технологическое взаимодействие фирм в процессе разработки технологий значительно чаще реализуется внутри страны и определяется особенностями ее институциональной структуры. Особое внимание взаимодействию институциональных структур и технологий, их совместной роли в экономическом и социальном развитии уделял Д. Норт. При этом он исходил из того, что институты задают систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность людей в определенное русло. Технология, с его точки зрения, задает только верхний предел достижимого экономического роста. В контексте институциональной теории это означает, что при нулевых трансакционных издержках увеличение объема знаний и их применения является ключом к потенциальному благосостоянию. Следовательно, главное, что упущено из анализа неоклассиков, — ответ на вопрос, почему научный и технологический потенциал, в принципе доступный всем, реализуется не полностью и почему образовалась такая огромная пропасть между богатыми и бедными странами [4]. Д. Норт показывает, что эволюция институциональных систем развитых стран по сравнению со странами «третьего мира» создала более разветвленные формальные структуры и механизмы поддержки структур, которые обеспечивают существование более эффективных рынков и относительно низких трансакционных издержек. В бедных странах плохо формализованные институты защиты прав собственности стимулируют функционирование неформальных, теневых секторов экономики, что сдерживает развитие самоподдерживающегося процесса контрактных отношений. Теоретик институционализма так описывает механизм консервации отсталости: «При наличии слабо защищенных прав собственности, недостаточного претворения законов в жизнь, наличия барьеров для вхождения в рынок, монополистических ограничений фирмы, стремящиеся к максимизации прибыли, склонны избирать краткосрочную стратегию и эксплуатировать небольшой основной капитал, а также сохранять малые размеры. Самыми выгодными занятиями становятся торговля, перераспределение или операции на черном рынке. Крупные фирмы с большим основным капиталом могут существовать только под покровительством правительства, пользуясь субсидиями и тарифной защитой и выплачивая обществу определенную компенсацию. Такое сочетание вряд ли может способствовать эффективности производства» [4]. К. Фримен, опираясь на выводы институциональной теории Р. Коуза и Д. Норта, продолжил исследование институционального контекста инновационной деятельности, подчеркивая, что НИС представляют собой своего рода сеть институциональных структур в государственном и частном секторах экономики, активность и взаимодействие которых инициирует, создает, модифицирует и способствует диффузии новых технологий. Обычно при сравнении структурных характеристик инновационных систем, а также внешних для них экономических условий национального развития и получаемых в итоге их взаимодействия результатов К. Фримен применял следующие основные критерии: 1) доля бюджета науки в ВВП; 2) доля промышленности в финансировании НИОКР; 3) развитие электронной промышленности; 4) уровень прямых иностранных инвестиций. Мы воспользовались этими критериями для сравнения двух моделей НИС, которые применяются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой (РАССПЭ). В таблице дана сводная характеристика НИС-1 и НИС-2.
НИС-2 является эквивалентом инновационной системы, которая сложилась в странах Центральной и Восточной Европы. Здесь наукоемкость ВВП не превышает 1% (за исключением Чехии и Словении), исследования и разработки в частном секторе — 30% [5]. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику 10 стран — новых членов ЕС — в 2005 г. составил 37,7 млрд долларов (для сравнения, только один Гонконг получил в 2005 г. 39,7 млрд долларов прямых иностранных инвестиций). НИС-1 способна обеспечивать высокие темпы инновационного развития при следующих условиях: 1) изобилие инвестиционных ресурсов, возможности вовлечения в оборот дешевой рабочей силы низкой и средней квалификации; 2) низкие требования к экономической, экологической и техногенной безопасности; 3) нахождение на поздних фазах жизненного цикла высокотехнологичных товаров; 4) слабое развитие института интеллектуальной собственности. НИС-2 также может обеспечивать высокие показатели инновационной деятельности, если она обеспечена инвестиционными ресурсами. При этом большинство промышленных фирм проводят НИОКР в небольших объемах, предпочитая получать новую технологию из-за рубежа. НИС-1 и НИС-2 существенно разнятся по типу свойственного им роста. НИС-1 выигрывает в скорости реализации за счет нелегальных или полулегальных действий, нарушающих права интеллектуальной собственности компании-инноватора. По оценке В.И. Черенкова, размах этой деятельности наносит ущерб американским компаниям свыше 20 млрд долларов в год [6]. Для НИС-2 характерно скорее равномерное прямолинейное движение: переход от прямого управления к индикативному, увеличение объема новых знаний, развитие технологий, проведение прогноза технологического развития и определение на этой базе научно-технологических приоритетов. Очевидно, что при общности институциональной основы — поддержка фундаментальных исследований, подготовка кадров, создание экономических стимулов для научной работы в частном секторе промышленности и сближение целей государственного и частного сектора в рассматриваемой области путем развития многосторонней кооперации — эти системы в известном смысле противоположны. Кроме того, нас интересует соответствие того или иного типа сложившимся условиям в экономике Республики Беларусь. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что НИС-2 в большей степени способна обеспечить решение задач, предусмотренных НСУР-2020 и программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Это обусловлено следующими основными факторами: 1. Ускорение экономического роста в Республике Беларусь должно происходить при принципиально новом его качестве (ставка на интеллектуальное развитие человека, его образованность, творческий потенциал). Подобная цель зафиксирована также в марте 2000 г. на заседании Европейского Совета в Лиссабоне в Программе создания инфраструктуры знаний, активизации инноваций и экономических реформ, модернизации систем социальной поддержки и реформы образования (так называемой Лиссабонской стратегии). 2. При реализации цели увеличения затрат на исследования и разработки к 2010 г. не менее чем в 3 раза по сравнению с 2005 г. показатель наукоемкости ВВП Беларуси сравняется с аналогичным показателем наиболее динамично развивающихся новых стран ЕС-25 (1,3–1,5%). 3. Вступление стран Центральной и Восточной Европы в ЕС повлечет за собой стремление стратегических инвесторов из стран Западной Европы переносить производство еще дальше на Восток. В силу наличия зоны свободной торговли стран СНГ, а также интеграционных объединений ЕЭП и ЕврАзЭС, создание производства на территории Республики Беларусь означает доступ к рынкам всех стран СНГ, в том числе к емкому рынку России. Этот факт способен стимулировать приток прямых иностранных инвестиций с учетом наличия в Беларуси квалифицированных трудовых ресурсов и среднеразвитой (по европейским меркам) производственной инфраструктуры Литература: |
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |