Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы

Политико-технологический инновационный процесс в системе государственного управления
Адрес документа: http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr13.html

 
 

18 октября 2006 г.

 

[Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 156 с.]


М.В. Ильин

НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Минск


В век технологической революции технологизация деятельности происходит и в политической сфере.

Политические технологии — это приемы, способы, операции, процедуры реализации функций политической системы, определяющие эффективность политического процесса, устойчивость политической системы [1].

Политические технологии являются технологиями реализации власти, основой специализированной деятельности, формой политической инженерии, новым измерением политических событий, они позволяют более рационально, просто и эффективно воплощать практические цели, выкристаллизовывая и закрепляя оптимальные алгоритмы действий. Руководитель государственного органа по существу становится и политическим технологом, конструктором политических решений.

Однако не может не существовать предела технологизации функций политической системы общества, к тому же политические технологии ограничены по месту и времени. Они оказывают влияние и на сущность политических явлений, способствуя реализации механизмов самонастройки и самоорганизации в политической сфере [2].

Система государственного управления является системообразующим элементом, «несущей конструкцией» политической системы белорусского общества.

Государственное управление — «...это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлений государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений» [3].

Система государственного управления нормально функционирует при органическом взаимодействии всех ее элементов, хотя каждый из них играет самостоятельную роль в достижении целей системы. Система имеет множество возможных состояний, каждое из которых характеризуется определенным набором (вектором) Λ параметров ее элементов λi в фазовом пространстве. Состояние системы государственного управления может быть представлено функциональным оператором вида:

Λ=F({xk}),

где {xk} — множество параметров внешней и внутренней среды, влияющих на определенный параметр состояния, λ1 — цели управления (фундаментальные, стратегические, тактические и оперативные); λ2 — принципы управления (общесистемные и структурные, в том числе структурно-функциональные); λ3 — функции управления (общие и специальные, внешние и внутренние, в том числе функция анализа); λ4 — методы управления (воздействия на персонал и реализации функций управления) [4]; λ5 — организационная структура; λ6 — персонал управления, в том числе лица, принимающие решения; λ7 — технологии управления, включая политические; λ8 — управленческая информация [4]; λ9 — техника государственного управления; λ10 — организационная культура.

Цели, принципы, методы и функции государственного управления может эффективно реализовать лишь персонал, владеющий современным политико-технологическим инструментарием.

Различают следующие виды политических технологий: нормативные и девиантные, явные и теневые, инновационные и традиционные, тиражируемые и уникальные, «жесткие» и адаптивные, региональные и глобальные [2].

На практике наиболее часто реализуются следующие политические технологии [1, 2]:

  • маркетинговые технологии в политике и государственном управлении;
  • коммуникационные технологии;
  • технологии регулирования и разрешения конфликтов;
  • технологии ведения переговоров;
  • технологии формирования имиджа;
  • технологии лоббирования;
  • избирательные технологии;
  • технологии политического прогнозирования;
  • технологии политического консультирования и поддержки принятия решений.

Особое место среди технологий в системе государственного управления занимают инновационные политические технологии принятия решений. Технологии принятия решений непременно присутствуют при реализации всех политических технологий, являясь их системообразующим элементом, необходимым условием эффективности политико-технологического инновационного процесса.

Лицо, принимающее сложные многоцелевые стратегические решения, может использовать для их подготовки несколько альтернативных информационно-аналитических государственных и негосударственных структур, организовать своеобразный «тендер», использовать «коллективный разум» независимых экспертов или принять решение коллегиально. Выбор окончательного решения может производиться с учетом многих неформальных контактов личного и политического характера, переговоров и дискуссий.

Многофакторный анализ и политический прогноз развития ситуации адекватными методами позволяет выяснить причины возникновения проблемы. Это предполагает моделирование сценариев развития событий, в том числе с использованием методов нечеткой логики, выявление устойчивых взаимосвязей, анализ ситуации в многомерном пространстве социально-политических координат, визуализацию больших объемов «отжатой» информации, синтез образного пространства, демонстрацию ситуаций в многоэкранном режиме с динамическими сюжетами и звуковым сопровождением при организации коллективной работы экспертов.

Точная формулировка проблемы осуществляется с учетом накладываемых ограничений, классификации, структурирования, ранжирования, декомпозиции проблемы, предусматривает работу на «упреждение», когда устанавливаются взаимосвязи с другими проблемами, обосновываются и создаются формализованные модели проблемной ситуации в статике и динамике с использованием графических (логических) и математических методов.

Воображение, кругозор, способность и готовность выявлять взаимосвязи предварительно не связанных объектов и результатов содействуют творческому поведению при генерировании альтернатив.

Важнейшей функцией управления наряду с такими традиционными, как планирование, организация, мотивация и контроль, становится инновативность (креативность) — созидание и использование новшеств, нововведений не только в производстве, а прежде всего в самой системе государственного управления. Эффективность политико-технологического инновационного процесса в системе госуправления определяется рядом факторов:

  • инновационным потенциалом конкретного органа госуправления, его способностью к трансферу технологий;
  • качеством инновационного менеджмента органов госуправления [5];
  • уровнем развития политико-технологической инновационной инфраструктуры [5] и рынка политических технологий;
  • уровнем квалификации инноваторов, инвесторов и госслужащих [5];
  • наличием структур политико-технологического инновационного инжиниринга, и инновационного консалтинга;
  • уровнем восприимчивости органов госуправления к инновациям;
  • степенью разработанности критериев оценки новых и высоких политических технологий;
  • сложностью определения сроков инновационного процесса.

Внедрение в систему государственного управления политико-технологического инновационного менеджмента, использующего инструментарий управления политическими проектами, потребует культивирования небюрократических типов организационной культуры, коррекции общесистемных и структурных принципов управления. Эффективность политико-технологического инновационного процесса невозможна без модернизации общих и специальных функций государственного управления, либерализации административного стиля лиц, принимающих решения, создания гибких, адаптивных организационных структур, трансформации технологий подбора, расстановки, подготовки, аттестации, переподготовки и повышения квалификации руководителей органов государственного управления [6].

Литература:

1. Технологии в политике и политическом управлении / Под общ. ред. М.Г. Анохина, В.С. Комаровского, Ю.И. Матвеенко. — М.: Изд-во РАГС, 2000. — 301 с.
2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 559 с.
3. Решетников С.В. Теория процесса принятия управленческих решений. — Мн., 2003. — 152 с.
4. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособ. — Мн.: Армита, 2002. — 512 с.
5. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1061-97 «Инновации и инновационная деятельность в Республике Беларусь» от 01.01.1998 г.
6. Управление: государство, политика, безопасность: Монография / М.В. Ильин, А.М. Разумовский, А.С. Коневцев, М.А. Шиковец. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. — 284 с.

 
 
Copyright © БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/
Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник.