Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Анализ правового регулирования общественных отношений в сфере информатизации в Беларуси |
![]() |
26 октября 2010 г. |
Разработка стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на предоставление широкого спектра услуг для граждан и субъектов предпринимательской деятельности, а также переход государственного аппарата на работу по принципу информационного взаимодействия определяется как приоритетное направление. В настоящее время в республике действует ряд нормативных правовых актов, нацеленных на эффективное использование информационных технологий. При этом продолжается работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей отношения в сфере информатизации. Курс Республики Беларусь на построение информационного общества нашел отражение в концепции государственной политики в области информатизации (далее — концепция), одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 года № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь». Основной целью концепции являлось обеспечение перехода к новому этапу развития страны — построению информационного общества. Основой перехода являлось создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности. В правовом регулировании отношений в сфере информатизации в Республике Беларусь представляется целесообразным выделить следующие этапы:
В развитие Закона «Об информатизации» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 утвержден Перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение. Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 создана межведомственная комиссия по вопросам информатизации в Республике Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» утверждено Положение об этой комиссии. На комиссию возложена функция по подготовке предложений по основным направлениям государственной политики в сфере информатизации и формированию рынка информационных услуг в стране, созданию нормативно-правовой базы в сфере информатизации и др. Этим же Указом одобрена Концепция государственной политики в области информатизации. Согласно Концепции главной целью государственной политики в сфере информатизации является обеспечение перехода к новому этапу развития страны — построению информационного общества и вступление Республики Беларусь в международное информационное сообщество.
Закон «Об электронном документе» содержит правовые основы использования электронных документов, заверенных электронной подписью, определяет требования, которым они должны отвечать, устанавливает права и обязанности участников электронного документооборота, а также их ответственность. Однако многие вопросы, требующие правового регулирования, не нашли закрепления в данном законодательном акте. Например, сферы предоставления электронных финансовых услуг; определения детального порядка заключения сделок в электронной форме; правового режима электронного документа и электронной цифровой подписи; условий, которые определяли бы их равнозначность документам на бумажных носителях; требований к реквизитам электронных документов, которые позволяли бы идентифицировать их от других; условий и порядка их применения. Для устранения указанных выше пробелов в план подготовки законопроектов на 2008 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 666, была включена разработка проекта Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее — законопроект). Основным разработчиком данного законопроекта выступило Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Положения Закона Республики Беларусь направлены на регулирование общественных отношений в сфере информации, информатизации и защиты информации. Принятие Закона Республики Беларусь позволило решить следующие задачи:
В реализацию положений Закона Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, в частности:
Постановлением утверждены:
Постановлением № 673 урегулированы вопросы государственной регистрации информационных ресурсов и систем, а также порядок ведения Государственного регистра информационных ресурсов и Государственного регистра информационных систем. Во исполнение постановления № 673 принято постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 5 августа 2009 г. № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 51». Вышеуказанным постановлением утверждены Инструкция о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и формы свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса и Инструкция о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационной системы и формы свидетельства о государственной регистрации информационной системы. Также приложены и утверждены четыре формы:
Государственную регистрацию информационных систем, формирование и ведение Государственного регистра информационных систем осуществляет Научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем».
Со вступлением в силу Закона «Об электронном документе и ЭЦП» ныне действующий Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» утратит силу. Проект рассматриваемого законодательного акта был разработан Министерством связи и информатизации Республики Беларусь с участием специалистов широкого круга заинтересованных государственных органов и организаций и использованием результатов анализа отечественного законодательства и практики его применения, законодательства иностранных государств, научных публикаций и иной информации, относящихся к предмету правового регулирования Закона «Об электронном документе и ЭЦП», проведенного, в том числе в рамках разработки в 2008 году концепции проекта Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Необходимость разработки Закона «Об электронном документе и ЭЦП» была вызвана следующим: до настоящего времени требования, предъявляемые к технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП) определялись стандартом, устанавливающим только требования, предъявляемые к процедурам выработки и проверки ЭЦП. Наряду с этим также имела место несогласованность применяемых различными государственными органами и иными организациями способов, правил и решений, используемых при распространении открытых ключей, что не позволяло получить должный эффект применения ЭЦП и, более того, в перспективе могло привести к технической сложности (а в некоторых случаях и невозможности) взаимодействия между отдельными системами электронного документооборота. К тому же, в связи с отсутствием в Республике Беларусь должной законодательной регламентации деятельности удостоверяющих центров (в терминологии Закона — поставщики услуг по распространению открытых ключей), их широкое распространение и эффективная эксплуатация были затруднены. Внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» не решило бы указанных проблем, поэтому и было принято решение о разработке нового законодательного акта. Законом «Об электронном документе и ЭЦП», согласно преамбуле, предусмотрено «установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе». Применение электронной цифровой подписи представляется важным в построении и функционировании систем, в основе которых лежат информационно-коммуникационные технологии, поскольку ее применение влияет и на безопасность всей технологии и документооборота в целом. Задачи, связанные с распространением открытых ключей проверки подписи, решаемы путем создания систем, составляющими которых будут являться удостоверяющие и регистрационные центры. Однако в связи с отсутствием в Республике Беларусь должной законодательной регламентации деятельности названных центров их широкое распространение и эффективная эксплуатация затруднены. Установление предусматриваемых Законом «Об электронном документе и ЭЦП» норм позволит урегулировать применение технологии электронной цифровой подписи, создаст условия для развития электронного документооборота, в том числе представленного электронным декларированием, повысит эффективность механизмов реализации принципа «одно окно», позволит значительно экономить время и средства, ускорит бизнес-процессы. В то же время следует отметить, что использование электронного документа и электронной цифровой подписи не станет повсеместно и в одночасье использоваться субъектами общественных отношений в своей деятельности. Для этого нужен определенный период времени. Однако, усовершенствовав правовую базу для развития электронного документооборота и электронной цифровой подписи в республике, мы создадим основу, на которой будет строиться благосостояние нашего государства в XXI веке. Реализация норм Закона «Об электронном документе и ЭЦП» позволит урегулировать существующие трудности, связанные с эффективным применением технологии ЭЦП, а также создаст условия для дальнейшего развития электронного документооборота, в том числе представленного электронным декларированием, повысит эффективность механизмов реализации принципа “одно окно” и предоставления государственных электронных услуг в целом. Технология электронной цифровой подписи является важнейшим элементом в построении и полноценном функционировании современных систем, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, при том, что такая технология включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов, надежность каждого из которых существенно влияет на безопасность всей технологии. Вместе с тем, правовое регулирование такой технологии на республиканском уровне осуществляется стандартом, установившим только требования, предъявляемые к процедурам выработки и проверки электронной цифровой подписи. Наряду с этим, имеет место несогласованность применяемых различными государственными органами и иными организациями способов, правил и решений, используемых при распространении открытых ключей проверки подписи, что не позволяет получить должный эффект применения электронной цифровой подписи и, более того, в перспективе приведет к невозможности (технической сложности) взаимодействия между отдельными системами электронного документооборота. Решение задач, связанных с распространением открытых ключей проверки подписи, осуществимо путем внедрения систем, составляющими которых являются удостоверяющие и регистрационные центры. Однако в отсутствие в Республике Беларусь должной законодательной регламентации деятельности названных центров их широкое распространение и эффективная эксплуатация затруднены. В целях унификации, обеспечения необходимой управляемости, надежности и безопасности использования таких центров, создания условий для применения эффективных современных решений в области информационных технологий Законом предлагается именно Государственная система управления открытыми ключами, представляющая собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих и регистрационных центров. В соответствии с утвержденным 20 февраля 2010 г. № 37/216-38 планом мер по выполнению поручений, изложенных в статье 32 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» приняты:
Во исполнение Плана мер по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» Минсвязи разработаны и Советом Министров Республики Беларусь приняты следующие постановления:
В основу разработки Стратегии положены руководящие принципы и методологические основы построения информационного общества, принятые в документах Всемирных встреч на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева 2003 г., Тунис 2005 г.). Документы, разработанные и подписанные в Женеве и Тунисе, служат ориентиром для национальных стратегий построения информационного общества. Стратегия была представлена на рассмотрение широкого круга заинтересованных лиц, в том числе органов государственного управления, государственных организаций, облисполкомов, Мингорисполкома, Администрации Парка высоких технологий, ведущих ИТ-ассоциаций, представительства зарубежных ИТ-компаний в Республике Беларусь. Исполком Регионального содружества в области связи, Министерство связи и массовых коммуникации Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Республики Молдова положительно оценили подходы к разработке проекта Стратегии. 9 августа 2010 года Правительство Республики Беларусь приняло постановление № 1174 «О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» [26]. В Стратегии определены основные задачи, приоритетные направления и факторы развития информационного общества. Основные приоритеты Стратегии соответствуют основным положениям проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Реализацию Стратегии на начальном этапе планируется осуществлять на основе Плана первоочередных мер на 2010 год. Основными мероприятиями по реализации Стратегии до 2015 года будут являться мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры информационного общества и выполнении проектов, завершающихся созданием информационных ресурсов и оказанием электронных услуг. В результате будет сформирована в организационном и техническом плане государственная система оказания организациям и гражданам электронных услуг. Все это будет обеспечиваться, в первую очередь, развитием национальной информационной индустрии по производству ИКТ. Основным показателем успешной реализации Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи и ООН через вхождение в тридцатку ведущих стран мира.
Основной целью Национальной программы является создание условий, содействующих развитию информационного общества на инновационной основе и способствующих повышению качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства на основе развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание государственной системы оказания электронных услуг и развитие экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий (ИТ-индустрии) с целью ускоренного развития услуг в области информационных технологий в Республике Беларусь. В заключение отметим, что правовая основа регулирования общественных отношений в сфере информатизации создана. Безусловно, правовое регулирование данной сферы необходимо совершенствовать как на основе изучения практики применения ныне действующих нормативных правовых актов, так и учитывая опыт законодательного регулирования этой области отношений в иностранных государствах. |
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |