Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Мультимедиа-технологии представления научно-технической продукции |
![]() |
05 марта 2009 г. |
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)]
Применение информационных технологий при продвижении научно-технической продукции обеспечивает переход к промышленным методам и средствам работы с информацией, возможность ее рационального и эффективного использования. В настоящее время применяются полнотекстовые коллекции научно-технических документов, электронные карты, электронные энциклопедии и справочники, компьютерные модели различных научных объектов, массивы данных, полученных в результате экспериментов и наблюдений и др. С точки зрения организации доступа, эти коллекции представлены общедоступными веб-сайтами, базами и хранилищами данных, размещенными в Интернете, массивами, доступными через локальные сети, а также электронными изданиями, распространяемыми на тиражируемых носителях — CD или DVD. Существенно меняется и представление научной информации. Кроме обычных текстов и цифровых данных, активно создается и распространяется информация в виде графики, ГИС-технологий, анимации, ЗD-представлений, аудио, различных интерактивных систем и др., что позволяет воздействовать на важнейшие органы чувств человека одновременно. Общеизвестно, что люди большую часть информации воспринимают визуально и акустически, поэтому сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, можно рассчитывать на привлечение внимания и удержание его на достаточно длительный период времени. Информирование о новейших разработках или изобретениях в основном происходит при личных встречах ученых, презентациях, в рамках выставок, конференций, семинаров, где необходимо представлять информацию в максимально сжатом и эффективном виде. В данном случае целесообразно использовать мультимедиа-технологии, которые успешно применяются в демонстрационных и рекламных целях в других сферах. Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum — много и media, medium — средоточие, средства) — электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.). Мультимедиа — это многообразие форм передачи информации. В современном мире под мультимедиа понимают совокупность технологий, синхронно использующих тексты, графику, видеоэлементы, звуковые эффекты, фотографии, анимацию и др. Другими словами, это сочетание визуальных и аудиоэффектов с помощью интерактивного программного обеспечения. В отличие от видеотехнологий, технологии мультимедиа позволяют управлять потоком информации, получить прямой доступ к информации, т. е. пользователь может видеть все содержание и переходить к тому, что его интересует. Извлечение информации не будет связано с большими затратами труда и времени. [1] Поскольку мультимедиа-технологии — это действенный инструмент визуализации и представления информации, сегодня они повсеместно используются в науке, бизнесе, искусстве. Данный вид информационных технологий позволяет создавать электронные издания (презентации, каталоги) в виде виртуальной реальности и обеспечивать эффективное восприятие любой информации в условиях интерактивного режима взаимодействия. Важным преимуществом любого типа мультимедиа-продукции является простота и доступность при работе с ней. В зависимости от способа подачи информации выделяют следующие виды мультимедиа:
В зависимости от целевой аудитории, для которой предназначена та или иная информация, мультимедиа-продукцию по научно-техническим разработкам можно разделить на обучающую и бизнес-приложения. К обучающей группе можно отнести разнообразные электронные справочники, энциклопедии, программы, дающие пользователю знания в той или иной сфере (например, обучение правилам пользования разработкой, создания на ее основе промышленной продукции и др.). Широкие изобразительные возможности мультимедиа позволяют максимально эффективно воспринимать и запоминать самую разную информацию. В бизнес-среде мультимедиа-продукция особенно популярна. В основном, она представлена в виде презентаций и каталогов, которые дают возможность оригинально и ярко донести до потребителя исчерпывающую информацию о компании, направлениях ее научной и производственной деятельностях. Более того, мультимедиа позволяет не только рассказать, но и наглядно продемонстрировать сильные стороны и преимущества своей продукции перед конкурентами. Результатом такого воздействия обычно является увеличение количества заключаемых контрактов и уровня востребованности услуг. Кроме того, организация, использующая в своей деятельности мультимедиа-технологии, повышает свой авторитет и укрепляет свой имидж как динамично развивающегося, передового предприятия по сравнению с конкурентами. [2] Среди технологий мультимедиа, используемых при продвижении научно-технической продукции, наиболее популярными и эффективными являются: презентации, экранные заставки, мультимедийные каталоги [3]. Презентации Мультимедийная презентация — это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления научно-технической информации. Она содержит текстовые материалы, рисунки, фотографии, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, трехмерную графику, видеофрагменты и анимацию. Основное отличие презентаций от других способов представления информации о разработках — их высокая информационная насыщенность и интерактивность, т. е. способность определенным образом реагировать на действия пользователя. Кроме того, через презентацию можно получить доступ к сайту организации: при наличии выхода в Интернет во время использования презентации можно получить новейшую информацию с сайта компании, перейдя по ссылкам. Также возможен вариант, когда сама презентация может быть размещена в Интернете [4]. Эффективность презентаций не вызывает сомнений, поскольку, в отличие от других видов представления информации о научно-технических разработках, мультимедиа-презентации могут содержать большое количество текста, рисунки и фотографии, несколько часов видео— и аудиозаписей, трехмерную графику и анимацию, но при этом имеют невысокую стоимость тиражирования и длительный срок хранения. Электронная визитная карточка с мультимедиа-презентацией, розданная на выставке или переданная на семинаре, — это не только оригинальный запоминающийся сувенир, но и возможность представить более подробную информацию о деятельности организации и ее разработках. Зачем нужны презентации? Как показывает мировой опыт, важным условием эффективной деятельности любой организации является формирование привлекательного имиджа у партнеров и клиентов. Для научных организаций данное условие важно вдвойне, ведь организация, которая не применяет современные информационные технологии в своей деятельности, автоматически переходит в разряд не применяющих любые современные технологии и не следящих за новейшими тенденциями развития науки. При этом должно быть обеспечен высокий уровень представления информации. Выход состоит в использовании современных компьютерных мультимедийных технологий. Новизна и преимущества предлагаемой технологии подачи информации состоят в современной форме презентации с использованием мультимедийного компьютера. Это особенно эффективно, поскольку никакой другой вид рекламы не дает таких возможностей представления информации. Кроме рекламных и имиджевых целей презентации могут выполнять и другие практические функции для самой организации: обучение и проверка знаний сотрудников, партнеров или потребителей продукции; распространение нормативно-технической документации, методических материалов и т. д. [4]. Виды презентаций Презентации позволяют подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию и могут быть использованы в различных целях: 1. Электронные презентации и рекламные ролики. В этом случае презентация создается с целью рекламы, т. е. продвижения торговой марки и названия организации; распространения информации о компании; повышения узнаваемости и повышения имиджа, размещение рекламы сопутствующих и дополняющих товаров, информационных ресурсов по данной теме. Ролик отличается от презентации линейным представлением информации, то есть в нем не предусмотрено взаимодействие с пользователем, который в этой ситуации является только зрителем. Электронные презентации и рекламные ролики — эффектный и малозатратный способ привлечь внимание посетителей выставки или участников семинара к товарам и услугам как самой научной организации, так и ее партнеров и представителей. Еще одно применение таких презентаций — подарочные издания и сувенирная продукция. На диске могут быть представлены достижения компании, описание производства, продукции и услуг, заслуги коллектива, описание прошлых мероприятий, тенденции и планы развития, фотографии сотрудников, приветствие руководителя. Такой диск можно использовать не только в качестве оригинального подарка партнерам и гостям, но и для представления своей компании на рынке. Презентации могут демонстрироваться на выставочных стендах, конференциях и семинарах, в офисах, торговых залах. 2. Электронные каталоги. Такие презентации могут быть использованы в качестве каталога товаров и услуг. Торговые представители и менеджеры смогут использовать весь материал целиком или отдельные его части. Во всем мире многие издательства и компании постепенно переходят от выпуска массивных рекламных каталогов и других печатных изданий к гораздо более эффективному и экономичному мультимедиа CD-ROM. Это дает возможность распространять большие объемы информации быстро, качественно и эффективно. С такой презентацией менеджерам проще общаться с клиентами, поскольку весь объем информации структурирован и представлен в презентации. 3. Обучающие и тестовые программы. С помощью такой презентации можно обучать сотрудников, слушателей семинаров, курсов и т. п. Такая презентация может быть приложением к технически сложной и наукоемкой продукции. Она не только обучит, но и проконтролирует уровень знаний. 4. Нормативно-техническая документация, методическая и сопутствующая литература. Презентация может быть использована в качестве оболочки для удобного доступа к информации. Такая презентация может содержать чертежи, технические паспорта, руководства по эксплуатации и т. п. В этом случае презентация обеспечивает не только удобный доступ к информации, но и позволяет существенно экономить на тиражировании больших объемов информации [2]. Способы распространения и носители Презентации являются средством прямой рекламы, рассчитанным на конечного потребителя. При почтовой рассылке презентации можно сравнить с электронным или бумажным буклетом, каталогом или листовкой. При участии в деловых переговорах, когда происходит передача собеседнику компакт-диска, презентации можно отнести к сувенирной продукции. Презентации могут распространяться на компакт-дисках по почте (директ-мейл), на выставках, презентациях, банкетах, рекламных мероприятиях, семинарах, курсах, в качестве приложения к продукции, печатным изданиям и т. п. «Облегченные» версии презентаций могут распространяться через Интернет и даже являться официальным веб-сайтом компании. Одной из положительных особенностей презентаций является не только низкая стоимость их тиражирования, но и возможность самостоятельно и оперативно тиражировать презентации по мере необходимости, не обращаясь к услугам сторонних организаций [2]. Необходимо отметить широкое распространение мультимедиа-презентаций среди научных организаций, поскольку хорошо визуализированная информация, сопровождаемая описаниями и пояснениями, позволяет представить преимущества разработок и заинтересовать возможных партнеров. Экранные заставки (скринсейверы) Заставки выставляются либо непосредственно на сайте компании, либо презентуются на CD в качестве подарка. Мультимедиа-заставка — это обычно сопроводительный яркий эффектный ролик, главной задачей которого является заинтриговать посетителя, привлечь его внимание к содержимому сайта или презентации, не перегружая его на начальном этапе знакомства с ними подробной информацией. Однако она может существовать и как самостоятельное рекламное мультимедиа-приложение, полноценная видеопрезентация. Заставка, как правило, содержит краткую информацию об особенностях компании, дает представление о направлении ее деятельности, разработках или услугах. Очень часто данные заставки используются во время проведения выставок научно-технической продукции через транслирование на плазменных экранах экспонентов [3]. Мультимедийные каталоги Мультимедиа-каталог — это интерактивный упорядоченный список компаний, брендов, товаров, услуг и т. д. с описанием и наглядной демонстрацией их основных характеристик и преимуществ. Мультимедийный каталог очень удобен для знакомства с услугами и товарами организации. При его создании используются все возможности мультимедиа: синтез звукового и видеоряда, текстовой и графической информации, анимации, двух— и трехмерной графики, различных эффектов. Как правило, в мультимедиа-каталоге существуют легкие в использовании навигация, интерфейс, поисковая система. Он может быть как частью мультимедиа-презентации, так и самостоятельным медийным проектом. Мультимедийные каталоги позволяют включить в них гораздо большее количество информации, нежели печатные. Для многих организаций они являются важным инструментом коммуникаций, который несет в себе информативную функцию и призван решать вопросы осведомленности клиентов о товарах, работах и услугах, предлагаемых компанией. Ключевые преимущества мультимедийных каталогов продукции перед другими формами продвижения:
Наполнение мультимедийного каталога продукции Визуальная часть — иллюстрации, тексты, фотографии, видеоролики и даже трехмерные модели продукции с возможностью их поворота и увеличения-уменьшения. Контент — полные описания позиций каталога и информация по сопутствующим разработкам, расходным материалам, совместимости и т. д. База данных с широкими возможностями формирования запросов, поиска и сортировки. В настоящее время каждая научная организация разрабатывает и распространяет данные каталоги своей продукции. Самые простые представляют собой текстовое описание разработок на CD. Наиболее сложные — описание и презентацию научно-технической продукции в виде баз данных с демо-роликами по каждой разработке. В Республике Беларусь также ежегодно выпускается каталог научно-технической продукции, охватывающий новейшие разработки научных организаций различного профиля, который представляется на выставках и семинарах в виде CD (выпущено более 12 таких каталогов) [3]. В настоящее время среди научных организаций СНГ принято использовать мультимедиа-технологии на CD. Компакт-диски настолько широко распространены, что это вызвало резкое снижение стоимости не только этих носителей информации, но и устройств для их записи (CD-RW). Кроме того, это привело к появлению различных видов CD. Информация распространяется не только на традиционных CD размером 3,5” и 5,25” (соответственно 120 и 80 мм), но и на visit-rom (e-card) размером с визитную карточку и даже на дисках заказной нестандартной формы. Научным организациям также следует обратить внимание на такие средства визуализации научно-технических разработок, как:
Таким образом, применение мультимедийных технологий оправдано для представления научно-технических разработок, позволяет, участвуя в выставке или при личной встрече с партнером, презентовать полную и грамотно структурированную информацию о научной организации, что проще и дешевле аналогичной информации в бумажном формате. Также положительный момент состоит в том, что у партнера есть возможность хоть и визуально, но «побывать» на предприятии, оценить научные и производственные мощности, познакомиться с коллективом. Используя различные виды мультимедиа-технологий научная организация может презентовать разработку, представить электронный отчет, смоделировать в трехмерном пространстве еще не существующие объекты, т. е. привлечь внимание возможных партнеров и заинтересовать их в дальнейшем сотрудничестве.
1. Информационные технологии управления: учеб. для вузов [Текст] / А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков [и др.]. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 162 с.
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |