Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Научная кооперация как элемент эффективной среды для трансфера технологий |
![]() |
24 сентября 2007 г. |
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2007, № 1(5)]
Передача технологии может осуществляться в различных формах, с привлечением различных инструментов и механизмов, на коммерческой и некоммерческой основе. Конференции, выставки, симпозиумы, семинары являются формами некоммерческого трансфера технологий наравне с такими инструментами, как специальная литература, компьютерные банки данных, патенты, справочники; обучение, стажировка, практика; перекрестное лицензирование на паритетной основе; миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно и т. д. [1]. Трансфер технологий на коммерческой основе — это, прежде всего, продажа лицензий, организация совместных предприятий, договоры купли-продажи и договоры уступки. Все эти инструменты тем или иным образом обеспечивают развитие международной научной кооперации и таким образом выступают элементами эффективной среды для трансфера технологий. Кроме того, часть инструментов, таких как кооперационные биржи, можно также рассматривать как коммерческую кооперацию в сфере науки. При сохранении традиционных форм международного научно-технического сотрудничества (МНТС) — международные научно-технические конференции, семинары, симпозиумы, международные научно-технические выставки (ярмарки) — сформировались новые подходы к уже устоявшимся формам международного взаимодействия в сфере науки и техники. На сегодняшний день актуальными являются:
Одной из основных тенденций современных процессов глобализации является создание мировой научно-технологической инфраструктуры, базовыми элементами которой являются международные сети и объединения усилий научно-технических организаций, ученых и специалистов разных стран, а также дистанционное использование зарубежных интеллектуальных ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных компьютерных средств [2]. Кроме того, рынок научно-технической продукции (НТП) скорее рассматривается как рынок научных идей, так как для закрепления рыночной ниши и сохранения конкурентоспособности компании стремятся уловить новые тенденции на стадии фундаментальных исследований, а для ученых — генераторов идей — очевидно, что стремительно меняются и возникают новые сферы приложения для уже созданных или формирующихся научных теорий и подходов. Таким образом, необходимо использование всех имеющихся инструментов для включения ученых нашей страны в научные коллаборации и «сети компетенции». Рынок НТП традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями); является неэластичным вследствие ограниченного влияния цены на объем сбыта; немассовый, трудно создается, характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов. Для рынка НТП характерна высокая степень рыночной и технологической неопределенности при создании новой продукции (технологии), сравнительно медленное формирование спроса на радикальные инновации, нишевая специализация и сегментация. На рынке НТП обращаются инновации и так называемая серийная НТП. Инновации как объект рынка можно структурировать следующим образом: радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания). Радикальные инновации — принципиально новые виды продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они становятся источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем технических и коммерческих рисков и неопределенностей. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них велика. Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно этот вид инноваций является наиболее распространенным. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется. Комбинаторные инновации (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера. К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом. «Серийная» НТП — это продукция серийного производства, сохраняющая высокую степень новизны и имеющая устойчивый спрос на рынке. Специфика рынка НТП и научных идей обуславливает различные формы участия в МНТС. Специализированные выставки являются эффективным инструментом для продвижения наукоемкой «серийной» продукции, которая уже имеет собственную нишу на рынке НТП, устойчивый спрос и может выпускаться определенными партиями. Такого рода выставки обеспечивают продвижение экспонируемой продукции на рынки и дальнейшую их продажу. Это по-прежнему одна их эффективных форм поддержания и расширения научной кооперации, коммерциализации трансфера технологий. В последнее время в сфере выставочной деятельности сформировалось новое направление — выставки идей и инноваций, выставки изобретений. Это платформы для продвижения прежде всего радикальных инноваций. На их площадках формируется раздел конкурсов инновационных разработок молодых ученых, использование данного механизма отвечает приоритетам инновационной и научно-технической политики нашей страны, в том числе задаче включения молодежи в этот процесс. Необходимо отметить, что все изобретения, технологии и новая техника, участвующие в такого рода конкурсах, могут быть представлены только один раз и обязательно должны быть защищены национальными или международными патентами или заявками на приоритет. Это обеспечивает качественный подход к анализу, сбору и предоставлению информации для участия в данных международных событиях. В частности, участие в таких мероприятиях, как 58-я Международная выставка «Идеи — изобретения — инновации» — “IENA‑2006” (г. Нюрнберг, Германия), где только в прошлом году было представлено около 680 изобретений из 30 стран мира, 3‑я Международная ярмарка изобретений «SIIF‑2006» COEX (г. Сеул, Республика Корея), может рассматриваться как перспектива в развитии коммерческих форм трансфера технологий и включение в международную инновационную цепочку, начиная со стадии идеи. Знаковым явлением на сегодняшний день стало формирование на платформе специализированных выставок сопутствующих мероприятий — конкурсов инновационных разработок, научных семинаров, форумов. Это те дополнительные инструменты трансфера технологий и продвижения продукции, которые требуют серьезного внимания к участию и отдельных усилий для подготовки конкурсных заявок. Таким образом, обозначенные тенденции — специализация выставок, движение от выставок «серийной» НТП к выставкам инноваций, идей, растущая значимость сопутствующих выставкам мероприятий (научно-практические семинары, презентации-семинары, конкурсы инновационных разработок) — создают дополнительные механизмы участия ученых в международной научной кооперации. Традиционным инструментом развития МНТС являются международные научно-технические и научные конференции, симпозиумы, семинары. Основной задачей остается расширение участия ученых и включение их в систему мировой научной коллаборации, занятие собственной ниши на рынке научных идей в мировом научном пространстве. Такого рода задачи требуют полномасштабного использования информационных ресурсов и возможностей поисковых систем, расширения информационного доступа к сайтам известных научных обществ и коллабораций, обмена информацией с партнерами по научной кооперации. На платформе Межвузовского центра маркетинга НИР Технопарка «Метолит» в ближайшее время будет сформирована информационная площадка, предлагающая информацию по трем направлениям и обеспечивающая поиск необходимых научных событий, конференций, выставок, а также подачу и накопление заявок для участия в избранных мероприятиях. Информация будет накапливаться в разделе «Информация» и формироваться по трем основным направлениям: 1. Научные общества, ассоциации, информационные платформы по содействию научной кооперации. Этот раздел будет содержать ссылки на сайты научных обществ, на которых, как правило, доступна информация о предстоящих научных событиях: форумах, конференциях, встречах, симпозиумах и т. д., которые проводятся данными обществами или при их участии и поддержке, в частности:
http://www.worldses.org/conferences — WCEAS World Scientific and Engineering Academy and Soc 2. Информационные платформы по содействию инновационному развитию и кооперации в сфере инноваций:
http://www.green-ventures.com — International Partnership Forum 3. Поиск конференций и выставок:
http://www.nauka-forum.ru В разделе «Информация» на сегодняшний день также содержится календарь международных выставок согласно ежегодному Плану выставочных мероприятий, перечень отдельных международных выставок и конференций. После нахождения информации об интересующем событии необходимо будет оставить заявку в разделе «Запрос». Ключевыми позициями при подаче заявки on-line на www.icm.by являются следующие:
Тем не менее, необходимо помнить, что обязательной на сегодняшний день остается подача заявки в письменном виде в Министерство образования для оказания возможной финансовой поддержки участия в международной конференции или другом мероприятии. Это определенный набор документов: письмо от вуза об оказании поддержки (необходима подпись ректора), формальные сведения (Ф.И.О., должность, название конференции, название доклада и форма представления доклада), информация о форме финансовой поддержки (приблизительно запрашиваемая сумма на оплату проживания и/или проезда и/или суточных, финансовая поддержка со стороны принимающей стороны), обоснование, список отдельных публикаций, относящихся к тематике конференции. В первую очередь при выборе конференции или другого мероприятия необходимо учитывать, что подписаны Соглашения о сотрудничестве в области науки и техники, и естественно, что поддержка оказывается ученым в первую очередь для участия в научных событиях в странах-партнерах. Тем не менее, это никоим образом не исключает возможность поддержки участия в конференциях и других мероприятиях, проводимых в других странах. Информация о межгосударственных соглашениях в области науки и техники доступна на сайте Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь www.gknt.org. В частности, Соглашения о сотрудничестве в области науки и техники подписаны со следующими странами: Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Дания, Египет, Индия, Иран, Казахстан, Кипр, КНР, Кувейт, Македония, Польша, Россия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Черноморский регион: Албания, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Россия, Украина; Чехия, Югославия, Япония, ЮАР. Финансовая поддержка участия в международных научно-технических мероприятиях осуществляется за счет средств, выделяемых Министерству образования по статье «Международное научно-техническое сотрудничество» (рис.).
Рис. Средства, выделяемые Министерству образования по статье «Международное научно-техническое сотрудничество»
Необходимым механизмом коммерческого трансфера технологий в научно-технической сфере являются кооперационные биржи, которые условно можно разделить на «реальные» и «виртуальные». На сегодняшний день необходимо использовать опыт проведения «реальных» контактно-кооперационных бирж, но уже на более узкой платформе — продвижение высокотехнологичной продукции вузов в первую очередь на отечественной рынок. Этот механизм будет запущен в текущем году на платформе Технопарка «Метолит» с привлечением вузов Министерства образования. Виртуальные биржи на сегодняшний день являются платформой для формирования заявок, поиска партнеров, ведения переговоров в режиме реального времени, обеспечивают возможность эффективного дистанционного обмена различного рода информацией, организацию предконтрактных исследований. Виртуальные научно-технические кооперационные биржи являются прототипом автоматизированных торговых площадок или биржевых автоматизированных систем, но пока требовать от них исполнения заявок в режиме on-line невозможно в силу специфичности, в первую очередь, рынка НТП; во-вторых, в силу того, что часть разработок являются технологиями, которые без проведения определенных предконтрактных исследований не могут быть использованы потенциальными потребителями; в-третьих, в силу неразработанности ценового механизма и оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности. К концу 2006 г. на платформе сайта Межвузовского центра маркетинга НИР Технопарка «Метолит» будет организована поисково-аналитическая площадка (узел) по принципу кооперационной биржи, которая обеспечит авторов разработок и потенциальных потребителей НТП новым механизмом трансфера технологий и дополнительным инструментом для привлечения финансовых средств. Таким образом, предстоит:
Все это обеспечивает формирование эффективной среды для трансфера технологий посредством развития международной научной кооперации и становления единой инновационной цепочки вне зависимости от географической расположенности ее участников, формирования информационной платформы и базы данных для включения белорусских ученых в европейские «сети компетенции» и «научные команды» для более полного представления достижений белорусских ученых на международных научных форумах и международном рынке научно-технической продукции в целом.
1. Рынок инновационной продукции // http://www.professional.ru/inman18.html
|
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |