Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Система показателей мониторинга экологических инноваций* |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 ноября 2013 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2013, № 1-2(24-25)]
Ввиду все возрастающей зависимости от импортируемых ресурсов как в мире, так и в Республике Беларусь, растущей стоимости энергетических ресурсов, высокой энерго– и материалоемкости экономики страны целесообразно стимулирование экологических инноваций. Это обусловило актуальность использования системы показателей мониторинга экологического инновационного развития Республики Беларусь в целях оценки уровня инновационного потенциала в области охраны окружающей среды и энергетики, инновационной деятельности организаций, осуществляющих экологические инновации, и влияния экологических инноваций на социально-экономическое развитие страны. The increasing use and dependency on imported resources worldwide and in the Republic of Belarus particularly, rising energy resource prices, high material and energy use in the economy cause the rationale for stimulating ecological innovation. It gives rise for the use of the system of indicators to monitor ecological innovation performance aimed at evaluation of innovation input in the field of environment and energy, innovation activities of firms implementing eco-innovation and the impact of ecoinnovation on socio-economic development of a country. На современном этапе развития необходимость решения глобальных проблем современности повлекла за собой возникновение новых направлений инновационной политики, а именно решение таких экологических и социальных проблем, как изменение климата, поиск новых источников энергии, повышение качества общественных услуг. В связи с осознанной необходимостью перехода к зеленой экономике, направленной на снижение рисков и обеднения окружающей среды, особая роль придается экологическим инновациям (эко-инновациям), под которыми подразумевается внедрение новой или значительно улучшенной продукции, процесса, организационных изменений или маркетинговых решений, которые уменьшают потребление природных ресурсов (сырья, энергии, воды и земельных ресурсов) и количество выбросов вредных веществ в течение всего жизненного цикла [2, c. 2]. Выделяют различные типы экологических инноваций: продуктовые, процессные, организационные, маркетинговые, социальные и системные. Продуктовые эко-инновации (товары и услуги) производятся с минимальным воздействием на окружающую среду. Процессные эко-инновации снижают потребление природных ресурсов и в конечном итоге приводят к снижению затрат на использование (например, оптимизация производственного процесса посредством повышения энергоэффективности и снижение, таким образом, негативных результатов деятельности в виде вредных выбросов). В качестве примера организационных эко-инноваций можно привести различные программы или схемы по предотвращению загрязнения и мероприятия по охране окружающей среды. Маркетинговые эко-инновации включают методы маркетинга, которые стимулируют потребителей покупать, потреблять и использовать эко-инновации (зеленый брэндинг). Социальные эко-инновации рассматривают человеческий фактор в качестве ключевого в вопросе снижения использования ресурсов. Такие инновации направлены на снижение индивидуального потребления ресурсов и содействие повышению уровня жизни, влияя на поведение людей. Эко-инновационные системы транспортировки, а именно совместное использование автомобилей в Европе, является примером социальных эко-инноваций [3, p. 51]. Системные эко-инновации представляют собой ряд взаимосвязанных инноваций, которые улучшают или создают абсолютно новые системы, предоставляющие специфические функции наряду со снижением воздействия на окружающую среду. Отличительной чертой таких инноваций является то, что все изменения сделаны с определенной целью. «Зеленые города» являются примером системных экологических инноваций, которые предполагают одновременно оптимизацию использования общественного транспорта и совместное использование велосипедов, велостоянок, а также снижение необходимости в перемещении, например размещение супермаркетов в жилых массивах. Такие изменения делают функционирование города и городскую жизнь более «зеленой», предлагая новые концепции мобильности и уменьшая потребность в путешествиях) [3, p. 3]. С 2010 г. в Европейском союзе публикуется Эко-инновационное табло в целях выявления тенденций и оценки достижения стран в области экологических инноваций и перехода к зеленой экономике. Эко-инновационное табло состоит из пяти групп индикаторов, охватывая следующие направления: 1) эко-инновационные вложения (включая такие индикаторы, как государственные ассигнования и расходы на исследования и разработки в сфере окружающей среды и энергетики, общее число занятых и исследователей как процент от общей занятости, общую стоимость зеленых инвестиций на ранней стадии); 2) эко-инновационная деятельность (фирмы, внедрившие инновации, направленные на снижение материалоемкости и энергоемкости на единицу выпускаемой продукции, процент от общего числа фирм, организации, зарегистрированные в ISO 14001); 3) эко-инновационные результаты (число эко-патентов в области снижения уровня загрязнения окружающей среды, управления отходами и эффективного использования энергии; число академических публикаций в области эко-инноваций); 4) последствия для окружающей среды (продуктивность использования сырья, эффективность использования водных ресурсов, энергии, интенсивность парниковых выбросов); 5) социально-экономические последствия (занятость, товарооборот, экспорт продукции экологически ориентированных отраслей) [3]. Согласно результатам Эко-инновационного табло страны поделены на 4 группы:
Согласно Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь создание инновационной, ресурсо– и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики является главной целью. Ввиду все возрастающей зависимости от импортируемых ресурсов как в мире в целом, так и в Республике Беларусь в частности, растущей стоимости энергетических ресурсов, высокой энерго– и материалоемкости экономики страны целесообразно стимулирование экологического инновационного развития, а именно содействие внедрению и распространению экологических инноваций, эко-инновационной деятельности организаций для повышения эффективности использования сырья, водных ресурсов, энергии и развития экологически ориентированных отраслей. Для Республики Беларусь экологические инновации приобретают особую роль в связи с необходимостью развития инфраструктуры в районах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Проводя сравнения с эко-инновационным табло, можно заключить, что статистика Беларуси не отслеживает данные по экологическим инновациям, отсутствуют библиографические данные, данные об интеллектуальной собственности. Все это обуславливает необходимость использования системы показателей мониторинга экологического инновационного развития Республики Беларусь для оценки уровня инновационного потенциала в области охраны окружающей среды и энергетики, инновационной деятельности организаций, осуществляющих экологические инновации, и влияния экологических инноваций на социально-экономическое развитие страны. В систему показателей мониторинга инновационного развития целесообразно также включить ряд новых показателей, используемых в европейском Эко-инновационном табло и эко-инновационной базе данных Европейского союза, что позволило бы более полно раскрыть особенности экологической направленности инновационного развития Республики Беларусь, а именно оценить:
Используя данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, возможен расчет ряда показателей (см. таблицу). Система показателей экологического инновационного развития
Источник: составлено автором на основе [1, 2, 3].
Необходимо также добавить показатель 1.4, отражающий долю так называемых «зеленых» государственных закупок в общих государственных закупках, который свидетельствует о содействии государства в создании спроса на эко-инновации. Эко-инновационную деятельность организаций определяют показатели 2.1–2.3. Показатель числа организаций, зарегистрированных в ISO 14001, содержит информацию о внедрении систем экологического менеджмента на предприятии и, следовательно, о новом инновационном подходе организации. На наш взгляд, помимо доли фирм, внедривших инновации, направленные на снижение материалоемкости и энергоемкости на единицу выпускаемой продукции, целесообразно включить показатель доли фирм, внедривших инновации, направленные на снижение интенсивности парниковых выбросов, от общего числа инновационных фирм. Целесообразно также включить показатель, отражающий расходы организаций коммерческого сектора на эко-инновации. В европейской практике используется индикатор доли фирм, осуществляющих инвестиционные вложения за последние пять лет в эко-инновации. Результаты эко-инновационной деятельности отражены в показателях патентной активности, а также в числе академических публикаций в области эко-инноваций. Влияние экологических инноваций на окружающую среду характеризуется показателями эффективности использования материальных ресурсов, водных ресурсов, энергии и интенсивности парниковых выбросов. Социально-экономические последствия эко-инноваций показывают структурные изменения экономики, которые отражены в создании и развитии экологически ориентированных отраслей. В данном контексте необходимо определиться с понятием «эко-отрасли». Согласно руководству ОЭСР и Евростата «Товары и услуги в области окружающей среды. Руководство по сбору и обработки данных» экологически ориентированные отрасли (эко-отрасли) определяются как деятельность, в результате которой производятся товары и услуги для измерения, предотвращения, сокращения, минимизации или исправления ущерба, относящегося к окружающей среде, нанесенного воде, воздуху, почве, а также для решения проблем, касающихся обработки и удаления отходов, шума и эко-систем [5, p. 9]. Данная деятельность включает как предоставление услуг, направленных на контроль загрязнения воздуха, так и эко-туризм. Для точной классификации эко-отраслей существует ряд проблем, поскольку они не выделены в отдельную группу в Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК). Кроме того, в МСОК представлены не все виды деятельности, например для возобновляемой энергии пока не существует соответствующего кода. В некоторых исследованиях для проведения анализа эко-отрасли делят на основные и связанные. К основным относятся те отрасли, в которых существенная часть деятельности предпринимается с главной целью производства товаров и услуг для измерения, предотвращения, сокращения, минимизации или исправления ущерба окружающей среде: воде, воздуху, почве, а также решения проблем, касающихся обработки и удаления отходов, шума и эко-систем. Например, эко-туризм является примером связанных отраслей, поскольку его главной целью является туризм [4, p. 29]. Основные отрасли определены как отрасли, которые должны быть полностью включены в отрасли окружающей среды. К ним отнесены: МСОК 2512 «Восстановление резиновых шин и покрышек», МСОК 37 «Обработка вторичного сырья», МСОК 41 «Сбор, очистка и распределение воды», МСОК 51.57 «Оптовая торговля отходами и ломом», МСОК 90 «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» [4]. Следовательно для Республики Беларусь можно определить занятость в основных экологически ориентированных отраслях как процент от экономически активного населения, экспорт продукции, товарооборот основных экологически ориентированных отраслей, то есть социально-экономические последствия эко-инноваций. Таким образом, предложено использование системы показателей мониторинга экологического инновационного развития, учитывающей инновационный потенциал страны в области охраны окружающей среды и энергетики, инновационной деятельности организаций, осуществляющих эко-инновации, и ее результаты.
1. Eco-Innovation Observatory [Electronic resource] // European Comminssion. — Mod e of access: http://database.eco-innovation.eu/#view:indicator. — Date of access: 30.07.2013.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |