Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Объективность и оперативность исследований на основе автоматизированных информационных систем |
08 февраля 2012 г. |
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2011, № 2(19)]
УДК 004.41.03:001.891.(047)(476)
Многоаспектность направлений анализа, обусловленная многообразием хозяйственной деятельности организаций и широким спектром принимаемых управленческих решений, а также все возрастающие требования к оперативности и многовариантности проведения аналитических исследований в динамично изменяющихся отношениях обусловливают необходимость организации анализа на основе современных информационных технологий, в частности автоматизации обработки информации. Автоматизированная система (АС) — это организованная совокупность средств, методов и мероприятий, используемых для регулярной обработки информации для решения задачи. Если автоматизируемый процесс связан в основном с обработкой информации, то такая система называется автоматизированной информационной системой [1]. Правильно выбранная АС обладает следующими свойствами.
Любой вид аналитической работы опирается на информационную базу. Объективность исследований на основе использования АС напрямую зависит от оперативности обновления информации в системе, ее полноты и насколько АС способна эволюционировать, то есть насколько быстро она может быть адаптирована к решению текущих задач для исследований в той или иной области. Современная АС должна не только поддерживать гибко настраиваемый импорт/экспорт фактических данных из учетных систем, но и обладать возможностями отслеживания ключевых показателей и выдавать соответствующие предупреждения. Немаловажным при взаимодействии учетных АС является технология обновления баз данных и справочников. Полноценное обновление предполагает хронологический учет всех изменений, таких как добавление, удаление, объединение, дробление, изменение наименований для статей, единиц организационной структуры и т. д. Во многом успешность исследований зависит от того, правильно ли сделан выбор системы и правильно ли ведется внедрение. К сожалению, накоплен большой отрицательный опыт неудачных проектов, и главная причина неудач — нарушение методологии внедрения. Рассмотрим основные этапы внедрения АС в производство и работу предприятия. I этап — предпроектный. Проводится изучение и анализ объекта проектирования. В частности, анализируется информационная база, все входные документы, их объем, периодичность, алгоритмы, выходные документы и все информационные связи задач. Эти данные обрабатываются, и строится информационная модель объектов в виде таблиц и графиков. В результате обследования вырабатываются рекомендации по изменению организационной структуры, рассматриваются новые должностные инструкции, целесообразность тех или иных документов, определяется состав баз данных, предложения по изменению технологии обработки, определяется конфигурация вычислительной сети, количество машин, состав задач, очередность их компьютеризации, вырабатываются предложения по реализации задач средствами пакетов прикладных программ. II этап — проектный. На этом этапе составляются технические и рабочие проекты для каждого уровня пользователей. В рабочем проекте отражаются общие положения, состав технических средств, архитектура, организационная структура в новых условиях, делается постановка задач, проектируется информационное обеспечение, информационный обмен с другими автоматизированными рабочими местами, рассчитывается экономическая эффективность, разрабатываются инструкции исполнителям. Проектирование технологических процессов включает проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ, включая проектирование иерархических организованных меню и «окон». Меню содержит перечень блоков, модулей и программы. Каждый модуль выполняет определенную функцию. Разрабатывается структура меню и сцена диалога человека с машиной. Если привлекаются готовые пакеты прикладных программ, то в них обязательно должно быть руководство пользователя к эксплуатации и комплект машинных программ на электронных носителях. Постановка задачи дает исчерпывающее представление о ее сущности и логике преобразования исходной информации для получения результата. В процессе постановки задачи раскрываются:
III этап — разработка программного кода. Данный этап представляет собой выбор лингвистического обеспечения (среда разработки — инструментарий), разработку программного и методического обеспечения. Разработанная на предыдущем этапе логическая схема воплощается в реальные объекты, при этом логические схемы реализуются в виде объектов базы данных, а функциональные схемы — в пользовательские формы и приложения. IV этап — внедрение. На данном этапе осуществляется корректировка информационного, аппаратного и программного обеспечения, проводится разработка методического обеспечения (документации разработчика, пользователя) и т. п. В результате необходимо получить оптимальный состав и эффективное функционирование АС. Особенностями АС, созданных по архитектуре «клиент — сервер», являются их многоуровневость и многомодульность, поэтому при их эксплуатации и развитии на первое место выходят вопросы контроля версий, то есть добавление новых и развитие старых модулей с выводом из эксплуатации старых. Например, если ежедневный контроль версий не ведется, то база данных АС за год эксплуатации может насчитывать более 1000 таблиц, из которых эффективно использоваться будут только 20–30 %. Внедрение можно считать удачным, если:
В итоге желательно наличие следующего комплекта документов. 1. Паспорта. 2. Общего описания системы. 3. Руководства пользователя. 4. Инструкции по формированию и ведению базы данных (набора данных). 5. Состава выходных данных (сообщений). 6. Каталога базы данных. 7. Программы и методики испытаний (требований, подлежащих проверке при испытании программы, а также порядка и методов их контроля). 8. Спецификации (состава программы и документации на нее). 9. Описания программы (сведений о логической структуре и функционировании программы). 10. Текста программы (записи программы с необходимыми комментариями). 11. Технического задания (назначения и области применения программы, технических, технико-экономических и специальных требований, предъявляемых к программе, необходимых стадий и сроков разработки, видов испытаний). 12. Пояснительной записки (схемы алгоритма, общего описания алгоритма и (или) функционирования программы, а также обоснования принятых технических и технико-экономических решений). 13. Эксплуатационных документов (сведений для обеспечения функционирования и эксплуатации программы: ведомости эксплуатационных документов, ведомости машинных носителей информации) [4]. В случае, если процесс внедрения спланирован заранее и тщательно продуман, можно определить, в какие сроки можно внедрить АС, сколько специалистов нужно привлечь к работам по внедрению. Эти данные позволят более точно определять стоимость проекта по внедрению, ведь расходы на внедрение программного обеспечения обычно прямо пропорционально зависят от потраченного на работу времени и количества участвующих человек. Кроме того, правильно определенный бюджет внедрения разных программных продуктов позволит сравнить различные программы и сделать оптимальный выбор программного продукта. В результате внедрения АС возрастает качество, оперативность и достоверность документационного обеспечения управления. Оптимизируются потоки информации в бумажном и электронном виде, исключается риск утери документов. Разграничение доступа позволяет исключить возможность несанкционированного доступа к документам [5]. АС будет работать без сбоев и ошибок и позволит постоянно вносить изменения в состояние системы, базы данных только в том случае, когда заказчик правильно и в наиболее полной форме сформулировал свои пожелания к АС еще на стадии разработки технического задания, а разработчик, в свою очередь, учел все пожелания заказчика и в полном объеме реализовал их. В связи с вышеизложенным, необходим подход к созданию АС, который заключается в детальном формулировании поставленных перед АС текущих задач с учетом, по возможности, задач, которые могут возникнуть в перспективе, и уже на основе этого — проведение анализа существующих программных платформ для выбора оптимального программного продукта. Заказчику еще до выбора программного обеспечения для создания АС необходимо, прежде всего, провести анализ, что ему действительно необходимо автоматизировать, после чего заняться проектированием. При определении задач автоматизации следует также учесть и то, что любая АС предполагает ее постоянную финансовую поддержку как в части оплаты труда высококвалифицированных специалистов, обслуживающих систему, так и в части модернизации системы, приобретении и обслуживании оборудования, обеспечения безопасности и т. д. Важно также учитывать экономическую выгоду от внедрения автоматизации и экономические потери от ее эксплуатации не только на стадии проектирования, создания, внедрения, но особенно на стадии реализации. Нынешних огрехов проектирования можно избежать, используя принцип, который называется синархическим проектированием. Этот новый принцип является проявлением «закона синархии», который описал в начале ХХ в. российский философ Владимир Шмаков. Синархическое проектирование — это технология, которая позволяет создавать АС для конкретного предприятия для решения конкретной задачи, поэтапно ее внедрять, реально планировать и получать эффект от внедрения на каждом этапе, органично встраивать в систему стандартные компоненты и оригинальные разработки [6].
1. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. ГОСТ 34.003-90. Автоматизированные системы. Термины и определения.
|
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |