Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Международная научно-практическая конференция «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества» |
03 декабря 2009 г. |
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 3(12)]
Организаторами конференции являлись Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь и Национальная академия наук Беларуси. В конференции приняли участие более трехсот человек, которые представляли организации Республики Беларусь (органы государственного управления, ВАК, министерства, НАН Беларуси, учреждения образования, научные организации, средства массовой информации), а также стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургскую государственную лесотехническую академию им. С.М. Кирова, Запорожский национальный технический университет, Министерство образования и науки Автономной Республики Крым, Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова (Украина), Кокандский государственный педагогического институт (Узбекистан), Уральский государственный экономический университет, Орловский государственный аграрный университет, посольство КНР в Республике Беларусь и информационное бюро DAAD (Германия). Программа конференции включала широкий круг вопросов подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов в области инновационной деятельности:
Конференцию открыл Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь И.В. Войтов. В докладе были подведены итоги реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь за 2007–2009 гг., дан сравнительный анализ плановых и прогнозных показателей приема в аспирантуры и докторантуры республики. С целью повышения эффективности республиканской аспирантуры И.В. Войтов предложил перейти на непрерывный шестилетний цикл подготовки кандидатов наук по схеме «студент старшего курса — магистрант — аспирант». Особое внимание в докладе было уделено вопросам планирования подготовки кадров высшей квалификации для министерств, государственных комитетов и концернов, которые не имеют аспирантуры и докторантуры. И.В. Войтов указал на необходимость активизации усилий, как со стороны государственных заказчиков, осуществляющих подготовку научных работников высшей квалификации, так и со стороны Министерства промышленности, Государственного военно-промышленного комитета, концернов и других органов государственного управления, по подготовке научных работников высшей квалификации для высокотехнологичных и наукоемких производств. В докладе также было проанализировано состояние подготовки иностранных граждан в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь, указано на необходимость расширения подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран. В заключение И.В. Войтов отметил, что для подготовки высококвалифицированных кадров в научной и инновационной сферах следует активизировать процесс интеграции науки и высшей школы путем создания научно-образовательных и научно-производственных центров, кроме того реализовать практику прогнозирования реальных потребностей науки и высокотехнологичных отраслей экономики в научных кадрах высшей квалификации и специалистах в области инновационной деятельности, продолжить осуществление структурных и содержательных изменений в программах высшего и послевузовского образования. В докладе Первого заместителя Председателя Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь Н.А. Манака обсуждались проблемы международного сотрудничества Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь с органами государственной аттестации стран СНГ. В докладе подробно проанализированы итоги всестороннего международного сотрудничества, в частности, привлечения зарубежных ученых к экспертной оценке диссертаций, обеспечения взаимного признания документов об ученых степенях и званиях, разработки единых подходов в развитии национальных систем аттестации научных кадров высшей квалификации стран СНГ. Доклад Первого заместителя министра образования Республики Беларусь А.И. Жука был посвящен анализу состояния, проблем и перспективам подготовки научных кадров высшей квалификации в системе Министерства образования. В докладе отмечено, что наиболее актуальными проблемами высшей школы являются сокращение численности аспирантов, низкая эффективность деятельности аспирантур высших учебных заведений и старение научно-педагогического потенциала. А.И. Жук указал на необходимость более тесного взаимодействия Министерства образования с ВАК, ГКНТ, НАН Беларуси, промышленными предприятиями и отраслевыми министерствами по вопросам совершенствования образовательных программ, подготовки научных работников высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики. Руководитель информационного бюро DAAD М. Клеес (Германия) информировал участников конференции о государственной программе финансовой поддержки аспирантских школ и передовых научных исследований в университетах Германии («Excellence Initiative») с целью обеспечения долгосрочного развития научно-исследовательского потенциала Германии, улучшения его международной конкурентноспособности, создания благоприятных условий для научной работы молодых ученых и развития наиболее передовых научных направлений в немецких университетах. В докладах других участников конференции рассматривались проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности, магистрантов и аспирантов для реального сектора экономики, совершенствования образовательных и профессиональных стандартов, гармонизации правовой и институциональной базы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации стран СНГ. Участники конференции акцентировали внимание на необходимости развития информационного обеспечения деятельности учреждений послевузовского образования, создания республиканского банка данных аспирантов и докторантов и ведения на его основе мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь. Указывалось также на необходимость расширения научно-технологического сотрудничества с Россией, КНР, странами СНГ и Евросоюза с целью максимального ускорения подготовки научных кадров с целью научного обеспечения развития приоритетных направлений экономики. Всего на конференции было заслушано 29 пленарных докладов. Полная информация о рассмотренных на конференции вопросах представлена в сборнике материалов, который был издан к началу проведения конференции. После завершения пленарных сессий были проведены дискуссии и круглый стол по основным проблемам подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь и странах СНГ. Особенностью конференции являлось проведение выездного заседания в Президиуме НАН Беларуси, посвященного знакомству с опытом подготовки кадров высшей квалификации в учреждениях Национальной академии наук. С докладами выступили Главный ученый секретарь НАН Беларуси С.А. Чижик, ректор Института подготовки научных кадров (ИПНК) НАН Беларуси В.В. Шкурко, заместитель директора Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы В.И. Жук, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры ИПНК НАН Беларуси Г.А. Рябова и руководитель Центра миграции научных кадров Института социологии НАН Беларуси М.И. Артюхин. По результатам состоявшихся в ходе конференции дискуссий были приняты рекомендации по дальнейшему развитию системы подготовки кадров высшей научной квалификации в Республике Беларусь и расширению международного сотрудничества со странами СНГ и Евросоюза в сфере послевузовского образования, среди них:
Материал подготовлен старшим научным сотрудником отдела-центра планирования и прогнозирования подготовки ведущим научным сотрудником ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» М.И. Артюхиным
|
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |