Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Анализ государственных программ научного обеспечения и научно-технических программ Республики Беларусь |
02 июля 2009 г. |
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 1(10)]
Программы представляют собой мощный инструмент государственной инновационной политики, который позволяет на основе концентрации ресурсов, координации деятельности министерств и ведомств эффективно решать важные проблемы республиканского и регионального значения, а также многие проблемы развития отраслей и предприятий. Научно-техническая программа — это инструмент долгосрочного программно-целевого планирования, директивный адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Финансирование научно-технических программ обеспечивается из республиканского бюджета и внебюджетных средств (собственные средства предприятий-изготовителей, средства государственных заказчиков, местных бюджетов, заемные средства). При этом средства из республиканского бюджета, как правило, не должны превышать по объему средства из всех других источников, кроме случаев, когда речь идет о социальных программах [1]. Всего в республике реализуются 6 государственных программ научного обеспечения и 5 государственных программ, которые можно отнести к научно-техническим. Схематически система государственных программ, ориентированных на научно-техническое развитие республики, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Виды научных программ, реализуемых в Республике Беларусь
Для проведения фундаментальных научных исследований в качестве ключевого инструмента финансирования определены государственные программы фундаментальных исследований (ГПФИ) в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук. Нормативно-правовая база организации научных исследований постоянно изменяется с целью преимущественной ориентации научных результатов на потребности конкретных отраслей и предприятий. Так, в 2003 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь для управления научными исследованиями были введены новые формы выполнения научных исследований: государственные программы ориентированных фундаментальных исследований (ГПОФИ), государственные программы прикладных научных исследований (ГППИ), государственные комплексные программы научных исследований (ГКПНИ). Также предусмотрено выполнение двух специальных программ научных исследований, направленных на укрепление обороноспособности и повышение уровня национальной безопасности страны [2, 3]. Сегодня ГПОФИ и ГППИ составляют научную основу государственных народнохозяйственных и социальных программ, ГНТП, РНТП и ОНТП, инновационных проектов. В качестве исполнителей по заданиям ГПФИ, ГПОФИ и ГППИ выступают более 150 организаций НАН Беларуси, Министерства образования, Министерства промышленности, Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства культуры, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства связи и информатизации, Министерства спорта и туризма, Управления делами Президента Республики Беларусь, концерна «Белнефтехим», Белкоопсоюза и др. Традиционно основные работы по заданиям фундаментальных программ выполняют организации НАН Беларуси (более 50% заданий) и Министерства образования (около 30%). В структуре тематик исследований ГПФИ первенство принадлежит гуманитарным и социальным наукам (около 50% заданий), второе место занимают медицинские науки (20%). В то же время структура исследований в рамках ГПОФИ совсем иная: 40% в области технических и 20% — физико-математических наук. Результаты научных исследований, полученные в рамках ГПФИ и ГПОФИ (новые теории, гипотезы, методы, сорта растений, препараты, технологии, опытные образцы материалов, оборудования и др.), находят широкое распространение не только в научных публикациях (монографии, статьи), охранных документах на объекты промышленной собственности (патенты, свидетельства), но и в ГНТП, РНТП, ОНТП и социально-экономических программах, которые представляют собой механизм трансфера новых знаний и нововведений из сектора науки в экономику страны. В 2006 г. начал выполнятся новый цикл научных программ, при этом в ГПФИ вошли 3 программы, ГПОФИ (8), ГППИ (8) и ГКПНИ (16) (рис. 2).
Рис. 2. Распределение выполнявшихся в 2006 г. государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований по их типам [2]
Согласно Плану важнейших научно-исследовательских работ в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук по Республике Беларусь на 2007 год, который включает годовые планы работ по программам, в рамках ГКПНИ выполнялось 923 задания, ГПОФИ — 424 задания, ГППИ — 336, ГПФИ — 101 задание (рис. 3) [2]. На рис. 3 также отображена динамика выполнения заданий научного обеспечения программ.
Рис. 3. Изменения количества заданий различных типов государственных программ научных исследований и заданий научного обеспечения программ за 2002–2007 гг. (без учета специальных программ) [4]
Выполнение научных программ требует от исполнителей высокой квалификации и глубоких знаний в сфере исследования. В 2007 г. количество докторов наук варьировалось от 1 до 278 на одну программу, а количество кандидатов наук — от 7 до 704 [4, 5]. Значимую роль в генерировании научных знаний и решении социально-экономических проблем играют задания по научному обеспечению выполнения важнейших президентских, народнохозяйственных и социальных программ. Государственные народнохозяйственные и социальные программы представляют собой механизм реализации приоритетов социально-экономического развития страны и направлены на решение важнейших отдельных проблем экономического и социального развития страны. По своему содержанию программы подразделяются на производственно-экономические, социальные и экологические. Производственно-экономические программы направлены на решение важнейших межотраслевых и/или отраслевых проблем общегосударственного значения в области производства, повышения его эффективности, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, создания и развития новых отраслей и видов производства. Социальные программы — программы по решению общегосударственных проблем повышения уровня и качества жизни народа, улучшения условий труда, развития здравоохранения, образования, других отраслей социальной сферы. Экологические программы ориентированы на осуществление крупных природоохранных и природопреобразующих задач. Государственными заказчиками программ могут выступать структуры, ответственные за реализацию социально-экономической политики в отрасли экономики и социальной сферы: республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком. Процедура формирования народнохозяйственной или социальной программы выглядит следующим образом: государственный заказчик направляет свой проект программы для проведения экспертизы в Министерство экономики, ГКНТ и НАН Беларуси. По результатам экспертизы при необходимости государственный заказчик дорабатывает проект программы и направляет его на согласование в Министерство экономики, Министерство финансов, ГКНТ и НАН Беларуси, а также в другие органы управления, ответственные за реализацию социально-экономической политики в соответствующей области, направления деятельности которых связаны с решением обозначенной в программе проблемы. В последнюю очередь народнохозяйственные и социальные программы утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. В 2007 г. в полном объеме было выполнено 234 (97,7%) задания по научному обеспечению 15 государственных народнохозяйственных и социальных программ 9 государственных заказчиков [4]. Особенность региональных научно-технических программ заключается в необходимости учета специфики социально-экономического развития административно-территориальных единиц и их направленности на решение научно-технических проблем отдельных регионов. РНТП в Беларуси начали формироваться Правительством с 1999 г. Основными причинами возникновения РНТП послужили:
Заказчиками РНТП выступают структуры местного управления (облисполкомы), которые хорошо осведомлены о проблемах развития территории и заинтересованы в динамичном росте производства конкурентоспособной продукции в регионе. РНТП формируются на основании предложений научно-технических советов при облисполкомах и в основном ориентированы на создание и освоение в регионе новой техники, материалов, технологий, а также на решение наиболее актуальных научно-технических и социально-экономических задач регионов. Структура тематик РНТП соответствует структуре хозяйственных комплексов регионов: 30% заданий из всех программ были ориентированы на нужды машиностроения и металлообработки, 25% — на сельскохозяйственные и перерабатывающие производства, 17% — на приборостроение и энергетику, 20% — в области химии, экологии и рационального использования природных ресурсов и т. д. [3]. За период с 2001 по 2005 гг. в рамках РНТП было выполнено более 180 заданий с объемом финансирования 16 млрд руб., из которых 7,9 млрд руб. — средства республиканского бюджета. В результате успешной реализации программ было создано 240 наименований объектов новой техники, технологических процессов, материалов и иной продукции [2]. По данным государственных заказчиков объемы выпуска и реализации новой продукции, освоенной в производстве на предприятиях регионов в рамках РНТП, составили за 2001–2005 гг. около 18,5 млн у. е. Таким образом, стоимость реализованной продукции превысила затраты из республиканского бюджета на выполнение разработок по созданию этой продукции более чем в четыре раза. Особенно отличились Витебская и Могилевская области, где стоимость произведенной продукции превысила выделенные на программы бюджетные средства в 10–11 раз [2]. На основании отчетов облисполкомов можно сделать вывод о том, что в Беларуси РНТП являются действенным инструментом государственной поддержки инновационных процессов в регионах республики, которые обеспечивают участие органов местного управления в формировании региональной инновационной политики, содействуют повышению эффективности использования научно-технического потенциала каждого из регионов. В 2007 г. по результатам выполнения 38 заданий 5 РНТП было создано 19 объектов новой техники [4]. Целью отраслевых научно-технических программ является решение технологических проблем, препятствующих экономическому развитию всей отрасли. С помощью ОНТП государство осуществляет поддержку инновационного развития ключевых отраслей народного хозяйства. Заказчиками ОНТП выступают министерства, ведомства и концерны, которые располагают самой полной информацией о сдерживающих развитие отрасли факторах и играют ключевую роль при формировании инновационной политики подведомственных предприятий. В 2007 г. в полном объеме было выполнено 89 заданий по 9 ОНТП, при этом 21 задание было завершено. В результате выполнения заданий было разработано 23 объектов новой техники, из которых 2 объекта являются материалами, веществами, инструментами, 6 — технологическими процессами, 15 — прочими объектами. Инициатором президентских программ выступает Президент Республики Беларусь, их цель — решение важнейших социально-экономическим проблем нашей страны. Программы направлены на:
Проект президентской программы формирует Совет Министров Республики Беларусь и вносит на рассмотрение Главе государства. Экспертизу представленного проекта президентской программы делает аналитический центр Президента. Прошедшие экспертизу проекты направляются в Совет Министров для доработки с учетом замечаний и предложений Президента и лиц, проводивших экспертизу, после чего доработанный документ представляется Президенту для утверждения. В 2007 г. в полном объеме было выполнено 19 заданий по научному обеспечению президентской программы «Дети Беларуси» в рамках 6 подпрограмм [4]. Межгосударственные научно-технические программы (МНТП) — комплекс мероприятий, направленных на достижения целей, взаимоувязанных по исполнителям, срокам и ресурсам, реализуемых совместно сотрудничающими организациями нескольких государств. В качестве целей могут выступать:
МНТП позволяют интегрировать белорусскую науку в мировое научно-техническое пространство, содействуют продвижению отечественных разработок на внешние рынки, позволяют привлечь в науку дополнительные внешние инвестиции, расширяют возможности для применения и повышают конкурентоспособность белорусских технологий и товаров. Беларусь имеет устойчивые научно-технические связи примерно с 70 странами, с 41 государством подписаны соглашения по научно-техническому сотрудничеству на правительственном уровне. Однако наиболее тесные научные контакты сформировались со странами СНГ. В частности, в рамках Союзного государства Беларуси и России усилиями белорусских и российских ученых были реализованы три программы: «Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков, получаемых на основе молока трансгенных животных», «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства» и «Развитие и внедрение в государствах-участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем» [2]. Из всех научно-технических программ, реализуемых в Беларуси, государственные научно-технические программы имеют самый широкий спектр тематик исследования и разрабатываются для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем. Анализ результатов реализации ГНТП позволяет сделать вывод о том, что они являются ключевым элементом государственной инновационной политики и играют решающую роль в развитии научно-технического потенциала Республики Беларусь. Именно на ГНТП в 2007 г. приходился 91% патентов на изобретения от общего числа полученных по всем научно-техническим программам, 74% машин, оборудования и приборов, 44% всех новых материалов и веществ, 95% новых технологий и техпроцессов. При этом доля финансовых ресурсов от общей суммы израсходованных на научно-технические программы различных видов средств составила только 71,1% (рис. 4). Исходя из этого, можно предположить, что ГНТП более других программ ориентированы на получение практического результата и в их рамках финансовые средства расходуются с большей отдачей нежели в других программах [4].
Рис. 4. Финансирование научно-технических программ в 2007 г. (в процентном соотношении) [4]
В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа ГПФИ за счет оптимизации тематики научных исследований, корректировки основных целей ряда программ, трансформации большинства из них в ГПОФИ. Сегодня соотношение по числу заданий между ГПФИ и ГПОФИ составляет в среднем 20 и 80% соответственно. Положительным моментом в финансировании научно-исследовательских программ в 2006 г. стало значительное увеличение доли привлеченных внебюджетных ресурсов (с 12 до 23 в процентном отношении к объему средств республиканского бюджета) по сравнению с 2005 г. В 2007 г. почти треть (29,5%) объема финансирования составили привлеченные ресурсы. Этот показатель был наибольшим по итогам финансирования в 2007 г. по ГКПНИ «Кристаллические и молекулярные структуры» (107,4% от объема выделенных средств из республиканского бюджета)и «Фотоника» (103,8%) [4]. Около 90% средств из других источников привлечено по 8 ГППИ, что подтверждает общеизвестное мнение о привлекательности для реального сектора в первую очередь прикладных исследований. Тенденцией последних 6 лет стало постепенное сокращение количества реализуемых заданий в рамках научно-технических программ, что может свидетельствовать о постепенной концентрации бюджетных и прочих ресурсов на определенных сферах научно-технического знания (рис. 5). Рис. 5. Динамика численности выполненных научно-технические заданий по видам программ [2, 4, 6, 7]
Рис. 6. Динамика научно-технических заданий ГНТП в 1996–2007 гг. [2, 4, 6, 7] Важно, что сокращение числа заданий не сопровождается соответствующим снижением финансирования, а, наоборот, имеет стойкую тенденцию к увеличению (рис. 7). Рис. 7. Сопоставление объемов финансирования научно-технических программ в 2004–2006 гг. [2, 4] В целом, в Беларуси растет интерес к программно-целевому подходу, постоянно увеличивается количество видов программ. Рост вызван как расширением сфер применения программ, так и выделением отдельных направлений в самостоятельные подвиды. Наметилась тенденция смещение приоритетов развития научно-технической сферы в пользу прикладных исследований, что проявляется в росте числа прикладных исследований, увеличении объемов финансирования этих видов программ. Ориентация на прикладные исследования позволила в последние годы значительно увеличить долю внебюджетного финансирования программ и повысить эффективность вложений в науку.
Литература:
|
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |