Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Система планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 июня 2006 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С.В. Никонович, М.И. Артюхин, В.Е. Кратенок, И.А. Хартоник, А.М. Самусенко,
Подчеркивая важную роль науки в белорусском обществе, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в докладе на Третьем Всебелорусском народном собрании отметил: «Особая роль в новой пятилетке отводится науке. Наука должна стать питающей средой инноваций, а инновации — основой развития экономики». Успешная реализация стоящих перед белорусской наукой задач во многом зависит от обеспеченности научных организаций специалистами высокого профессионального уровня, творческой инициативы, современного экономического мышления. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование системы планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации.
На начало 2006 г. кадровый потенциал научно-инновационной сферы Республики Беларусь характеризовался следующими данными: численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составляла 29,3 тыс. человек, из которых 17,6 тыс. чел. (59,9%) — исследователи; 2,1 тыс. чел. (7,0%) — техники; 5,8 тыс. чел. (19,3%) — вспомогательный персонал; 3,8 тыс. чел. (13,8%) — прочие работники. Анализируя сложившуюся в научно-инновационной сфере кадровую ситуацию, необходимо исходить из того, что сегодня кадровый потенциал белорусской науки составляет всего 27,4% от уровня начала 90-х годов. За период с 1991 по 2005 г. численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, сократилась в 3,7 раза, в том числе исследователей — в 3,4 раза. Анализ динамики численности работников за указанный период показывает, что основные их потери имели место в 1991–1994 гг. (особенно в 1992 г., когда численность работников по сравнению с 1991 г. уменьшилась на 36,0%). Это явилось следствием низкого в то время уровня заработной платы в науке, падения социального статуса ученого и престижности научной деятельности. Благодаря мерам, принятым Президентом и Правительством страны, начиная с 1998 г. наблюдается стабилизация численности научных кадров. В целом за период 1998–2004 гг. среднегодовое уменьшение численности работников составляло примерно 2,0%. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, в целом по республике увеличилась на 2,2%, в том числе исследователей — на 3,3%. Вместе с тем, тенденция уменьшения численности научных работников высшей квалификации в 2005 г. сохранялась: численность докторов наук уменьшилась на 2,3%, кандидатов наук — на 4,1%. В результате общая численность исследователей высшей квалификации уменьшилась на 3,8%. Особенно необходимо отметить, что с 2002 г. идет процесс уменьшения численности докторов наук. Как положительное явление в динамике возрастной структуры работников науки можно рассматривать некоторое увеличение в общей численности ученых удельного веса исследователей в возрасте до 29 лет: в 2000 г. он составлял 16,8%, в 2002 г. — 19,0%, в 2004 г. — 20,0%. Вместе с тем, сферу исследований и разработок продолжают покидать научные работники в возрасте 30–39 и 40–49 лет. Так за период 2000–2004 гг. удельный вес исследователей в возрасте 30–39 лет в их общей численности сократился с 18,6 до 16,0% (на 2,6%), а в возрасте 40–49 лет — с 30,8 до 25,2% (на 5,6%). Аналогичные изменения произошли за период 2000–2004 гг. и в возрастной структуре исследователей высшей квалификации. При увеличении удельного веса докторов наук в возрасте 30–39 лет в их общей численности с 1,3% в 2000 г. до 1,4% в 2004 г. доля их в возрасте 40–49 лет за этот период снизилась с 16,9 до 9,7% (на 7,2%). Одновременно удельный вес кандидатов наук в возрасте 30–39 лет в их общей численности за указанный период снизился с 12,2 до 11,8% (на 0,4%), а в возрасте 40–49 лет — с 31,6 до 24,6% (на 7,0%). Сохранение данной негативной тенденции приведет не только к снижению показателей исследовательской деятельности, но и к нарушению непрерывности и преемственности подготовки научных работников высшей квалификации и развития науки в целом. Характеризуя кадровую ситуацию в науке с позиций современных требований, следует отметить, что кадровые проблемы на сегодняшний заключаются не столько в уменьшении численности работников, занятых выполнением научных исследований и разработок, сколько в нарушении структуры планирования подготовки научных работников высшей квалификации с учетом государственных потребностей и старении исследовательского персонала.
Одним из решающих факторов обеспечения перехода страны на провозглашенный Главой государства инновационный путь развития является подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с приоритетами государственной научно-технической и инновационной политики. От уровня подготовки научных работников высшей квалификации зависит обеспеченность отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, социальной и культурной сферы) специалистами высокого профессионального уровня, творческой инициативы, современного экономического мышления. Поэтому оптимизация структуры республиканской системы планирования подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации, повышение качества их подготовки по приоритетным направлениям создания и развития новых и высоких технологий является важнейшим условием обеспечения стратегических интересов развития государства. Решение этой задачи требует скоординированных действий различных государственных органов и научно-образовательных структур. Республика Беларусь имеет развитую систему подготовки научных работников высшей квалификации. Основными формами этой подготовки являются аспирантура, докторантура и соискательство. В 2005 г. подготовка аспирантов осуществлялась в 119 организациях, из них 76 — в научных организациях и 43 — в высших учебных заведениях республики. Развитие сети учреждений, обеспечивающих получение послевузовского образования, и ряд других факторов обеспечили за последнее десятилетие значительный рост численности обучающихся в республиканской аспирантуре. За период 1994–2005 гг. численность аспирантов в республике возросла в 1,9 раза (с 2 708 аспирантов в 1994 г. до 5 042 в 2005 г.). В настоящее время в Беларуси на 100 работников, выполняющих научные исследования и разработки, приходится 17 аспирантов.
В 2005 г. численность аспирантов в республике составила 5 042 человек. Из них 1 277 аспирантов (25,3%) обучались в аспирантурах при научных учреждениях, 3 765 аспирантов (74,7%) — в аспирантурах при высших учебных заведениях. Удельный вес численности аспирантов, обучающихся с отрывом от производства, в общем количестве аспирантов на начало 2006 г. составил 63,7%. Кроме того, в 2005 г. было принято в аспирантуры научных организаций 2 иностранных гражданина, в аспирантуры высших учебных заведений — 45 иностранных граждан. Выпущено аспирантурами научных организаций 5 иностранных граждан, из них 3 человека — с защитой кандидатской диссертации; аспирантурами высших учебных заведений — соответственно 20 и 7 иностранных граждан. За период 1994–2005 гг. численность аспирантов в Беларуси увеличилась в 1,9 раза (с 2 708 человек в 1994 г. до 5 042 — в 2005 г.). Основные показатели деятельности республиканской аспирантуры в 1993–2005 гг. приведены на рис. 1. Следует также отметить, что за указанный период получил развитие и институт соискательства, то есть подготовка научных работников высшей квалификации вне аспирантуры. Общая численность соискателей на получение ученой степени кандидата наук на начало 2006 г. составила 2 902 человека, из них в научных организациях были прикреплены 819 человек (28,2% от их общего количества), в высших учебных заведениях — 2 083 (71,8%). Для сравнения: в 2004 г. — 3 244 человека. Рис. 1. Основные показатели деятельности республиканской аспирантуры в 1993–2005 гг.
Следует отметить, что, несмотря на хорошую исследовательскую базу и квалифицированное научное руководство, доля выпускников аспирантуры научных организаций, завершивших обучение защитой диссертаций, в 2005 г. составила всего 17 человек (5,1%). Статистические данные ВАК по защите кандидатских диссертаций свидетельствуют, что после окончания аспирантуры защищаются: в срок до 1 года — 9% из ежегодно утверждаемых ВАК кандидатских диссертаций; 1–2 года — 30%; 2–3 года — 16%; 3–5 лет — 17%; 5–6 лет — 14%; в более поздние сроки — 14% (рис. 2). Рис. 2. Сроки защиты диссертаций после окончания аспирантуры (по данным ВАК)
Таблица 1
Примечание: рассчитано по: О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 г. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2006. — С. 5, 20; О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2004 г. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2005. — С. 5, 20.
В разрезе республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций ситуация с приемом на 2005 г. следующая: в Министерстве образования из 582 человек, принятых в очную аспирантуру, 412 (70,8%) составили лица, только что закончившие вуз. Соответствующий показатель для НАН Беларуси составил 79,6%, для Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 68,6%, для Министерства экономики — 90,0%, Министерства спорта — 83,3%. В Министерстве здравоохранения из 47 человек, принятых в очную аспирантуру, всего 37,8% составили лица, только что закончившие вуз. Остальные имели два и более года практической подготовки. Отметим в этой связи, что именно в Министерстве здравоохранения в 2005 г. была достигнута наибольшая по республике результативность аспирантуры — 17,9% (общий выпуск 84 человека, в том числе с защитой диссертации — 15 человек). Если рассмотреть динамику данного показателя в Министерстве здравоохранения за последнее десятилетие, то он варьируется от 9,8 до 39,5%. Тогда как в аспирантурах Министерства образования — от 5,1 до 9,3%, НАН Беларуси — от 1,4 до 8,1%. Вышеприведенные данные свидетельствует о наблюдающемся изменении функций аспирантур в некоторых научных организациях и вузах, ослаблении их общей ориентации на подготовку научных работников высшей квалификации с учетом государственных потребностей и для обеспечения развития наукоемких производств. Обучение в аспирантуре для большинства аспирантов сегодня предстает скорее как продолжение образования и возможность обретения ряда конкурентных преимуществ для осуществления индивидуальной карьеры и в меньшей мере как форма повышения квалификации научного работника в процессе научной деятельности, основной целью которой является защита диссертации и развитие новых приоритетных фундаментальных и прикладных исследований. Результативность аспирантуры и последующее закрепление молодых ученых, подготовленных в аспирантуре, в научных организациях и высшей школе зависит и от качества научного руководства. В 2005 г. в целом по республике научное руководство аспирантами осуществлял 2 831 человек. Из них 1 420 человек (50,2%) имели ученую степень доктора наук, 1 411 (49,8%) — кандидата наук (см. табл. 2.). Таблица 2
Деятельность республиканской докторантуры Докторантура является одной из форм подготовки работников высшей квалификации и призвана решить задачу динамичного роста докторов наук в научных организациях и вузах республики. В 2005 г. в республике насчитывалось 38 докторантур, из них в научных организациях — 17, в высших учебных заведениях — 21. Следует отметить, что в НАН Беларуси всего 14 научных организаций имеют докторантуры, хотя к числу ведущих для республики научных организаций можно отнести более 40 научных организаций НАН Беларуси. Согласно статистическим данным, численность докторантов по состоянию на конец 2005 г. составила 131 человек, из них 94 человека обучались в докторантурах вузов (71,8%) и только 37 (28,2%) — в докторантурах научных организаций (см. табл. 3). Основные показатели деятельности республиканской докторантуры за период 1996–2005 гг. приведены на рис. 3 и в табл. 4. Таблица 3 Основные показатели деятельности докторантуры в Республике Беларусь в 2005 г.
Рис. 3. Основные показатели деятельности докторантуры в 1996–2005 гг.
Таблица 4 Основные показатели деятельности докторантуры в 1996–2005 гг.
Примечание: рассчитано по: О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 г. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2006. — С. 58.
Эффективность деятельности республиканской докторантуры за период 1996–2005 гг. снизилась в несколько раз. Так в 2005 г. из 29 докторантов-выпускников защитил диссертацию в срок обучения только 1 человек (3,4%). Для сравнения: в 1996 г. были выпущены 38 докторантов, из них защитили диссертации в срок 7 человек (18,4%), в 2000 г. — соответственно 41 и 6 (14,6%), в 2001 г. — 39 и 8 (20,5%). При этом необходимо отметить, что согласно Инструкции о подготовке научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь (утверждена постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и НАН Беларуси от 22 февраля 2006 г. № 1/12/2, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 52, 7/605) в докторантуру должны приниматься лица с ученой степенью кандидата наук, имеющие научные труды, составляющие в совокупности основу для докторской диссертации и определяющие ее завершение в течение трех лет. Научное руководство докторантами в 2005 г. осуществляли 105 доктора наук, из них 77 человек (73,3%) имели ученое звание профессора, 9 — члена-корреспондента, 12 — академика НАН Беларуси. В 2005 г. сложилась следующая возрастная структура докторантов: из общей численности докторантов 39,7% имели возраст старше 44 лет, 27,5% — 40–44 года, 18,3% — 35–39 лет, 13,7% — 30–34 года, менее одного процента (всего 1 докторант из 131) — до 30 лет (см. табл. 5). Для сравнения: в 2003 г. возрастная структура докторантов выглядела следующим образом: 32,6% — старше 44 лет, 29,7% — 40–44 года, 23,8% — 35–39 лет, 10,9% — 30–34 года, 3% — до 30 лет. Таблица 5 Распределение докторантов по возрасту в 2005 г.
Примечание: рассчитано по: О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 г. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2006. — С. 63
В НАН Беларуси в 2005 г. сложилась следующая возрастная структура докторантов: докторантов в возрасте до 30 лет нет, 30–34 года — всего 3,4% (1 человек), 35–39 лет — 20,7%, 40–44 года — 17,3%, старше 44 лет — 58,6% (17 человек из 29). Таким образом, в докторантуре научных организаций НАН Беларуси в большинстве своем проходят подготовку люди старше 50 лет (будущие пенсионеры) и имеет место слабая мотивация соискателей докторской степени к защите диссертации. За два последних года докторанты НАН Беларуси в срок не защищались. Одна из основных задач докторантуры — омоложение контингента докторов наук республики — не выполняется. Об этом свидетельствует негативная тенденция роста среднего возраста соискателей, которым ВАК утверждает ученую степень доктора наук. В 2005 г. он составил 52,4 года (см. табл. 6). Из данных табл. 6 следует, что за период 1998–2005 гг. средний возраст соискателей, которым ВАК утвердил ученую степень доктора наук, увеличился с 48,0 до 52,4, то есть, более чем на 4 года. Таблица 6 Динамика среднего возраста соискателей,
Однако такой масштабный рост стипендий порождает много проблем долговременного характера. Принимая во внимание тот факт, что только 6–9% аспирантов защищают диссертации в срок обучения и не могут рассчитывать после окончания аспирантуры на высокие научные должности и оклады, в большинстве случаев их ожидает должность младшего научного сотрудника с примерным окладом 250 тыс. руб. (по данным НАН Беларуси). Действующая система оплаты труда в научной сфере (тарифные ставки, оклады, повышения, надбавки, стимулирующие выплаты) могут обеспечить среднемесячную зарплату в размере 310–330 тыс. руб (по данным НАН Беларуси). Кроме того, сложившийся уровень заработной платы младшего научного персонала не способствуют закреплению молодых научных кадров в науке. В связи с этим следует предпринять меры по совершенствованию системы мотивации и оплаты труда в сфере науки. Чтобы избежать массового оттока из науки молодых ученых, прошедших аспирантскую подготовку, было бы целесообразным пересмотреть механизм и условия назначения стипендии аспирантам, а также докторантам. ГКНТ предлагает ввести дифференциацию стипендий аспирантов и докторантов в зависимости от года обучения с целью эффективного использования средств республиканского бюджета, выделяемых на подготовку научных работников высшей квалификации. Существенное повышение заработной платы молодым научным работникам может стать эффективным стимулом развития их научной и инновационной деятельности, а также главным сдерживающим фактором оттока высококвалифицированных кадров из науки.
Прежде всего необходимо отметить, что в развитии послевузовского образования сложились очевидные диспропорции, которые привели к дисбалансу подготавливаемых научных работников высшей квалификации для восполнения собственных потребностей республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, функциональной невостребованности потенциала подготовленных специалистов высшей квалификации не только в промышленной, но и в научной сферах. За период 1994–2005 гг. в отраслевой структуре республиканской аспирантуры произошли существенные изменения (см. рис. 4). При среднем по всем областям наук увеличении численности аспирантов за период с 1994 по 2005 г. в 2,9 раза (с 2 708 до 5 042 человек) в области медицинских наук она выросла в 2,5 раза (с 106 до 268 чел.), в области сельскохозяйственных наук — в 1,9 раза (с 125 до 237 чел.), технических — в 1,4 раза (с 742 до 1 023 чел.), естественных — в 1,5 раза (с 554 до 723 чел.), общественных и гуманитарных — в 2,4 раза (с 1 181 до 2 791 чел.). Рис. 4. Динамика численности аспирантов по областям наук за период 1994–2005 гг.
Наибольшее количество научных работников высшей квалификации на сегодняшний день готовится в области исторических, экономических, юридических, социологических и политических наук. Так численность аспирантов по экономическим наукам возросла за период 1994–2005 гг. в 3,8 раза, по юридическим — в 5,1 раза, по политическим — в 4,2 раза. Более 75% роста численности аспирантов за последнее десятилетие обеспечили представители общественных и гуманитарных наук. Численность аспирантов в области технических наук за последнее десятилетие возросла всего на 37,9%, физико-математических — только на 9,8%. В результате доля технических наук в общей численности аспирантов за период 1994–2005 гг. снизилась с 27,4 до 20,3%. И напротив, доля общественных и гуманитарных наук увеличилась с 43,6 до 55,4%. Более того, за период 2000–2005 гг., несмотря на преобладание аспирантов в области общественных и гуманитарных наук, их численность продолжала расти, особенно в отраслях экономических и юридических наук. Так численность аспирантов в области общественных и гуманитарных наук за данный период увеличилась на 0,4%. И напротив, численность аспирантов в области естественных наук уменьшилась на 10,6%, технических — на 9,1%, сельскохозяйственных — на 4,4%. Все это привело к тому, что в 2005 г. количество аспирантов в области гуманитарных и общественных наук превысило численность по естественным, техническим, медицинским и сельскохозяйственным наукам вместе взятым (см. табл. 7). Например, в области химических наук в настоящее время обучаются всего 84 аспиранта, в то время как в отрасли юридических наук — 308, филологических — 406, педагогических — 448. Таблица 7 Основные показатели деятельности аспирантуры в 2005 г. в разрезе отраслей наук
Таблица 8 Основные показатели деятельности докторантуры в 2005 г. в разрезе отраслей наук
Сложившие диспропорции в отраслевой структуре республиканской аспирантуры и докторантуры отражаются и на отраслевой структуре диссертаций, защищаемых в республике (см. рис. 5). Если среди присужденных ВАК в 2005 г. степеней доктора наук представители гуманитарных и общественных наук составляют 20,4%, технических — 31,1%, естественных — 21,6%, то среди кандидатов наук преобладают представители гуманитарных и общественных наук. Так количество ученых степеней кандидата наук, присужденных ВАК в 2005 г., в области гуманитарных и общественных наук составляет 37,8% от их общего числа, в то время как по техническим наукам этот показатель составил всего 14,6%, по естественным — 21,9%, по сельскохозяйственным — 4,9%, медицинским — 16,7%. Рис. 5. Распределение присужденных ВАК в 2005 г. степеней доктора и кандидата наук по областям наук
Декретом Президента Республики Беларусь от 29 октября 2004 г. № 11 «О внесении дополнений и изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7» на ГКНТ были возложены функции по планированию подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки, распределению средств республиканского бюджета, выделяемых на их подготовку, контролю рационального расходования выделяемых средств и организации реализации результатов научных исследований. Эти функции были позже закреплены в Положении о ГКНТ. Во исполнение этого Декрета Президента Республики Беларусь и поручений Совета Министров Республики Беларусь о разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на создание единого для республики механизма прогнозирования и планирования подготовки научных работников высшей квалификации, ГКНТ совместно с НАН Беларуси, Министерством образования, ВАК и Министерством финансов разработал и согласовал с заинтересованными проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации». Постановление было утверждено Правительством Республики Беларусь 28 апреля 2005 г. № 432. Таким образом, в Беларуси начался процесс создания нормативной правовой базы как необходимой основы формирования новой системы подготовки научных работников высшей квалификации. В соответствии с графиком разработки и принятия в 2005–2006 гг. нормативных правовых актов и методических документов по совершенствованию системы подготовки научных работников высшей квалификации, а также дополнениями к этому графику (утверждены Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. № 05/310–127 и 7 июля 2005 г. № 05/310–215):
Необходимость скорейшего пересмотра традиционных форм послевузовского образования требует осуществить переход на целевую подготовку научных работников высшей квалификации на контрактной основе и формирование сводного плана подготовки научных работников высшей квалификации с учетом государственной потребности. Введение сводного плана позволит создать в системе послевузовского образования оптимальные условия для качественной подготовки аспирантов и докторантов по отраслям наук и специальностям научных работников. ГКНТ с учетом утвержденных нормативных правовых актов и методических документов по совершенствованию системы подготовки научных работников высшей квалификации сформирован следующий порядок формирования сводного плана подготовки научных работников высшей квалификации с учетом государственной потребности в научных работниках высшей квалификации на 2006 г. и последующие годы:
Создание единой государственной системы планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации позволит восполнить и развивать основные сферы жизнедеятельности государства, такие как наука, образование, промышленность, сельское хозяйство, культура, здравоохранение и др.
Ссылки по теме: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |