Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Подготовка инновационных менеджеров в системе непрерывного образования |
12 февраля 2009 г. |
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)]
Т.И. Серченя,
В современных условиях основой стабильного экономического роста становится человек с его знаниями и умениями. Формирование модели специалиста с определенным набором конкретных знаний, умений и навыков в зависимости от профиля будущей деятельности является залогом устойчивого социально-экономического развития страны. Однако система образования должна обеспечить не только подготовку таких специалистов, но и непрерывное обновление полученных знаний на протяжении всей профессиональной деятельности по всем специальностям. Одновременное достижение поставленных целей возможно лишь в рамках новой образовательной модели — системы непрерывного образования, главными атрибутами которой являются: преемственность уровней образования, открытость и гибкость образовательной системы, наличие высококвалифицированных педагогических кадров. Необходимость перехода к системе непрерывного образования подтверждается и докладами Всемирного банка: до 40% ВВП наиболее развитые страны получают в результате развития эффективной системы образования. В Республике Беларусь принцип непрерывности образования закреплен в Законе «Об образовании», его развитие предусматривается Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг., а также разработанной Министерством образования Республики Беларусь отраслевой программой инновационного развития, нацеленной на обеспечение опережающей подготовки кадров на уровне мировых квалификационных требований для инновационной сферы. Данный методологический принцип позволяет обеспечить эффективную подготовку не только ученых, реализующих научную стадию инновационного цикла, и специалистов, непосредственно занятых инновационной деятельностью на производственной и эксплуатационной стадиях, но и специалистов-менеджеров. В статье рассматриваются возможности развития образовательной системы Республики Беларусь с точки зрения обеспечения непрерывности образования на протяжении всей жизни человека. Обосновывается необходимость многоуровневой подготовки инновационных менеджеров в системе непрерывного образования с выделением соответствующих квалификационных уровней и уровней профессиональной подготовки.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой завершилась четвертая технологическая революция, связанная с интеллектуализацией производства, и формируется новый тип постиндустриального общества — информационное общество. Экономическим фундаментом данного общества является особый тип экономики — экономика, основанная на знаниях (экономика знаний). Наиболее существенными чертами экономики знаний являются [1, с. 14]: интеллектуализация всех сфер деятельности (превращение знания в ключевое экономическое благо); устойчивый экономический рост, базирующийся на интенсивном использовании человеческого капитала и высоких технологий; увеличение объемов нематериального производства по сравнению с материальным; ускорение процессов общественного воспроизводства и динамизм преобразований в целом; формирование единого информационного пространства; развитие особого вида управленческой деятельности и новой функции управления — «управления знаниями»; утверждение в системе образования и подготовки кадров концепции «непрерывного образования». Таким образом, успешный переход к экономике знаний предполагает формирование и реализацию новой образовательной модели, основанной на непрерывности образования (continuing education). Необходимость перехода к новой образовательной модели была подтверждена на Европейском саммите, прошедшем в Лиссабоне в марте 2000 г. В рамках Европейской стратегии занятости непрерывное образование определяется как «всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков, профессиональной компетенции» [2]. Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов среднего и профессионального образования; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего процесса его жизнедеятельности. Следует отметить, что концепция непрерывного образования не является новой для общества. По мнению ряда исследователей, основой данной концепции послужили работы Бейзила Йекели «Образование в течение жизни» (1929 г.) и Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых» (1926 г.), в которых предлагаются такие подход, как «образование — это жизнь» и «вся жизнь — это обучение, по-этому у образования не может быть конечных точек». В ЮНЕСКО концепция непрерывного образования была представлена П. Ленграном в 1965 г. В определении Ленграна непрерывное образование означает «продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности» [3, с. 64]. Таким образом, П. Ленгран в центр образовательного процесса ставит человека, для постоянного развития способностей которого должны быть созданы все необходимые условия, и в первую очередь, институциональные условия. Никос Кокосалакис и Морис Коган из Центра социальной морфологии и социальной политики Греции утверждают, что единого универсального определения «непрерывного образования», которое включало бы в себя как концептуальные, так и операционные компоненты, не существует. Сущность «непрерывного образования» индивидуальна для каждой страны и зависит от уровня социально-экономического развития, исторических предпосылок развития системы высшего образования и ее структуры. Созданию условий для обеспечения непрерывного образования в течение всей жизни способствуют такие международные организации, как Организация международного сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО и Совет Европы. Принятие и реализация документов под заголовками «периодическое образование» (recurrent education), «постоянное образование» (education permanente) и «образование для взрослых» (adult education) позволили практически всем европейским странам перейти от образования для взрослых к непрерывному по-вторяющемуся образованию, а затем к обучению в течение всей жизни [3, с. 66]. Ключевые принципы непрерывного образования, определенные в Меморандуме Европейского Союза (2000 г.), следующие:
Таким образом, непрерывное образование способствует адаптации трудовых ресурсов к изменяющимся требованиям рынка труда. В дальнейшем, опираясь на статью 2 Закона Республики Беларусь «Об образовании», под непрерывным образованием (образованием на протяжении всей жизни) будет пониматься непрерывный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. При этом непреложным условием непрерывности является ориентация образовательных технологий на экономику знаний, в которой необходимым условием инновативности и международной конкурентоспособности выступают быстро адаптирующиеся к изменчивой внешней среде кадры.
«Доклад о развитии человека» за 2006–2007 гг. (Human Development Report, 2007), публикуемый ПРОООН, показал, что Республика Беларусь, занимая 64-ю позицию в рейтинге по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Столь высокую позицию обеспечил индекс образования — один из трех компонентов ИРЧП — равный 0,956. По индексу образования Республика Беларусь опережает Швейцарию (0,946) и Японию (0,946), занимающие соответственно седьмое и восьмое место в рейтинге. Фактор образования учитывается и при анализе национальных инновационных систем. В соответствии с методикой наблюдений за инновационной деятельностью, принятой Европейской комиссией, к индикаторам, характеризующим развитие системы образования относятся следующие основные драйверы инноваций:
Данные показатели позволяют судить об образовательном потенциале страны. В основе формирования образовательного потенциала Республики Беларусь лежит Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ (в редакции от 11 июля 2007 г. № 253-З), которым предусмотрено основное и дополнительное образование [5]. При этом единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях (ст. 7 Закона «Об образовании»). На основании основных положений Закона «Об образовании» сформирована система непрерывного образования в Республике Беларусь, которая представлена на рис. 1. Рис. 1. Система непрерывного образования в Республике Беларусь
Непрерывное образование в Республике Беларусь представлено в виде системы, т. к. обладает такими общесистемными признаками, как целостность, функциональность, структурность и иерархичность [1, с. 27]. Однако в настоящее время становление системы непрерывного образования в Республике Беларусь испытывает следующие трудности:
В Республике Беларусь в настоящее время осуществляется переход на инновационный путь развития. Так в качестве основной задачи Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. обозначено «построение Национальной инновационной системы как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества» [7]. Таким образом, одним из основных условий эффективного функционирования Национальной инновационной системы является подготовка инновационно восприимчивых специалистов по всем специальностям. Эта необходимость обусловлена следующим. Во-первых, любая образовательная система должна быть адаптивной к развивающимся социально-экономическим, научно-техническим (технологическим), политическим и другим процессам. А это означает, что фундаментальная подготовка специалистов должна сочетаться с гибкой специализацией выпускников вуза, ориентированной на требования рынка труда. Во-вторых, современные образовательные системы представляют собой единство процессов обучения и воспитания. Это предполагает ориентацию инженерной подготовки на формирование социально-профессиональных свойств личности, характеризующейся не только высоким уровнем профессионализма, но и знаниями мировых тенденций социального, экономического, научного, культурного развития; этических норм поведения, в т. ч. корпоративных; национальных особенностей этого развития, а также знаниями о роли и месте своей страны в данных процессах. В-третьих, эффективность жизнедеятельности человека обусловлена его психолого-физиологическим состоянием, которое определяет степень устойчивости к воздействию множества положительных и отрицательных факторов в профессиональной и бытовой сферах. Следовательно, образовательный процесс должен быть направлен и на формирование знаний, умений и навыков студентов в части первичной саморегуляции различных психолого-биологических процессов в конкретных условиях. В-четвертых, в условиях формирования инновационно восприимчивой экономики современный специалист должен: владеть знаниями об основных закономерностях развития инновационных процессов и сущности инновационной деятельности; ощущать необходимость и уметь воспринимать все новое, а также владеть навыками приобретения новых знаний, которые объективно, независимо от воли отдельного человека имеют тенденцию к постоянному расширенному воспроизводству; уметь использовать, продуцировать новые знания в своей деятельности, то есть быть творческим специалистом. Этот тезис напрямую связан с предыдущими и в значительной степени предопределяет и уровень востребованности специалистов на рынке труда, и их эффективную социализацию на начальном этапе профессиональной деятельности. Другими словами, в настоящее время на всех ступенях образовательной системы (а тем более на ступени профессионального образования) представляется необходимым обратить внимание именно на совершенствование формирования творческого потенциала обучающихся, способных быстро и конструктивно включаться в инновационные процессы в соответствующей сфере деятельности. Особенно важен учет отмеченных аспектов профессионального образования при подготовке инновационных менеджеров, которые должны обладать специфическими компетенциями. М.И. Демчук и А.Т. Юркевич в своей работе «Системная методология инновационной деятельности» формулируют следующие компетенции инновационного менеджера: компетенция предвосхищающего мышления (умение моделировать будущее развитие в зависимости от изменений внешней и внутренней среды); компетенция работать междисциплинарно; компетенция свободного, открытого мировосприятия, транскультурного понимания и кооперации; компетенция участия (желание, способность и умение участвовать в решении проблем инновационного развития на разных уровнях иерархии); компетенция планирования и реализации (способность проектировать инновационные процессы, реализовывать их с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов); способность к эмпатии; компетенция мотивировать себя и других [8, с. 267]. Формирование перечисленных компетенций возможно лишь в рамках многоуровневой системы подготовки инновационных менеджеров. Именно многоуровневая подготовка инновационных менеджеров должна лежать в основе концепции «непрерывного образования». Представляется, что данная система подготовки должна целостно охватывать такие образовательные ступени, как старшие классы средней школы с факультативным изучением, например, основ инноватики, все ступени профессионального образования, подготовку специалистов высшей научной квалификации и последипломное образование. Анализ опыта подготовки инновационных менеджеров, накопленный в зарубежных странах, а также в России, показывает, что формирование многоуровневой системы подготовки кадров находится в сфере компетенции ряда министерств и ведомств, структура взаимодействия которых для Республики Беларусь представлена на рис. 2. Рис. 2. Организационный аспект формирования многоуровневой системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь
Для обеспечения единства в организации обучения в рамках многоуровневой системы важно обеспечить взаимосвязь и преемственность трех систем: подготовки специалистов — профессиональной деятельности — переподготовки и повышения квалификации [9, с. 206]. Основным связующим элементом систем кадрового обеспечения является профессиональный стандарт. В соответствии с Требованиями Qualifications and training methods Manual, Development of standards in vocational education and training от 1998 г. профессиональные стандарты представляют собой «подробно изложенные требования к должностным обязанностям, знаниям, умениям и навыкам, а также уровням профессиональной подготовки специалистов», учитывающие в том числе позиции по охране здоровья и безопасности для различных видов профессиональной деятельности. Очевидно, что именно профессиональные стандарты во многом определяют структуру и содержание образовательных стандартов, т. е. профессиональную подготовку. Вместе с тем, данные требования носят рекомендательный характер. Каждая страна вправе самостоятельно определять структуру, объем, формы согласованности с документами, регулирующими отношения в области подготовки специалистов и их трудовой деятельности. Анализ профессиональных стандартов европейских стран свидетельствует, что большинство из них содержит следующие позиции: код профессии в соответствии со структурой национального классификатора; описание видов деятельности; квалификационные требования (требования к видам и уровням ответственности); требования к компетентности; требования к профессиональному образованию и обучению; требования к опыту работы; требования к виду оценки компетентности; требования к должностным обязанностям; специальные требования. Важным элементом любого профессионального стандарта являются требования к уровню профессионального образования и обучения. Для Республики Беларусь представляется целесообразным определить пять уровней в подготовке инновационных менеджеров:
Каждый уровень подготовки специалистов в области инновационной деятельности соответствует определенному квалификационному уровню. По мнению авторов, соответствие квалификационных уровней (со второго по пятый) уровням профессионального образования возможно построить на основе требований к опыту практической работы. Так, второй квалификационный уровень, включающий применение знаний в значительном диапазоне различных работ, выполняемых при различных обстоятельствах, помимо соответствующей профессиональной подготовки предполагает опыт практической деятельности не менее 3 лет. Для третьего квалификационного уровня опыт практической деятельности увеличивается до 5 лет; для четвертого квалификационного уровня опыт практической деятельности конкретизируется опытом работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Пятый квалификационный уровень, характеризующийся применением фундаментальных принципов при широком и часто непредсказуемом разнообразии обстоятельств, можно выделить для инновационных менеджеров, занятых в НИИ, для которых опыт работы увеличивается до 10 лет в сфере НИОКР. Для инновационных менеджеров, занятых в реальном векторе экономики, пятый квалификационный уровень требует опыта практической работы на руководящих должностях в соответствующей профилю организации отрасли не менее 5 лет. При этом не стоит забывать, что первичным при определении требований к квалификационным уровням являются требования к уровню профессионального образования. Следует отметить, что процесс разработки профессиональных стандартов для инновационных менеджеров в Республике Беларусь сопряжен со следующими трудностями. Во-первых, разработка профессиональных стандартов требует привлечения высококвалифицированных экспертов в области инновационной деятельности. В Республике Беларусь широко представлены эксперты-теоретики, а квалифицированные эксперты-практики фактически отсутствуют, так как лишь с 2004 г. ведется подготовка специалистов в рамках специализации 1-26 02 02 03 «Инновационный менеджмент». Имеющиеся специалисты в своей деятельности основываются либо на опыте, полученном в результате зарубежных стажировок, либо на знаниях, полученных в 80-х годах прошлого столетия в рамках обучения в аспирантуре и докторантуре по специальности 08.00.26 — экономика, планирование и организация управления научно-техническим прогрессом, либо на курсах повышения квалификации (повышением квалификации специалистов в области инновационного менеджмента занимаются Академия управления при Президенте Республики Беларусь, РИИТ БНТУ и ряд других институтов повышения квалификации). Во-вторых, в разработке профессиональных стандартов в первую очередь должны быть заинтересованы «ведущие» министерства и ведомства, а также инновационно активные предприятия и субъекты инновационной инфраструктуры. В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. число инновационно активных предприятий должно возрасти с 318 до 581 к 2010 г. Численность субъектов инновационной инфраструктуры также должна существенно увеличиться: в период до 2010 г. планируется увеличить количество научно-технологических парков до 20, научно-производственных центров — до 71, центров трансфера технологий — до 30, бизнес-инкубаторов — до 10 [7]. Все перечисленные субъекты являются потенциальными потребителями услуг инновационных менеджеров, но должные информационные связи между ними и учреждениями образования, осуществляющими подготовку данных специалистов, практически отсутствуют.
Таким образом, для создания и эффективного функционирования многоуровневой системы подготовки инновационных менеджеров в Республике Беларусь необходимо:
1. Филатов, С.А. Непрерывное профессиональное образование в контексте экономики, основанной на знаниях: автореф. дис. …докт. экон. наук: 08.00.01 / С.А. Филатов; Томский гос. ун-т. — Томск, 2006. — 38 с.
|
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |