Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Международное научно-техническое сотрудничество Республики Беларусь: состояние, тенденции развития |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 августа 2007 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2007, № 1(5)]
О.А. Мееровская,
В.Е. Кратенок,
Проведение единой государственной политики в области МНТС возложено правительством на Государственный комитет науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) и относится к числу основных задач комитета. Для реализации этой задачи ГКНТ:
Ежегодно на финансирование МНТС тратится 3–3,5% от бюджетных расходов на науку. Основными получателями средств являются НАН Беларуси, Министерство образования и ГКНТ. Если последний расходует их на организацию МНТС в интересах всех министерств и ведомств республики, подведомственные организации которых в той или иной степени участвуют в международной научной кооперации, а также на проведение мероприятий национального уровня, развитие и координацию МНТС, то НАН Беларуси и министерства-получатели средств используют их для финансирования собственных международных проектов. В незначительных количествах, но все же используют бюджетные средства на МНТС министерства здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, связи и информации, природных ресурсов и охраны окружающей среды, концерн «Белгоспищепром». При желании этот список может быть расширен: сегодня в республике есть финансовая возможность поддержать спланированные заранее, на стадии подготовки бюджетной заявки на очередной финансовый год, и согласованные на уровне курирующих научные организации и предприятия министерств и ведомств международные мероприятия и проекты. Разъяснению существующих возможностей бюджетного финансирования МНТС и актуальных инструментов привлечения средств из зарубежных источников (в первую очередь различных международных научных программ) посвящена серия семинаров, которую, начиная с 2006 г., организует ГКНТ для отдельных органов государственного управления (Министерства образования, Министерства энергетики, Государственного комитета по стандартизации) и подведомственных им научных организаций с целью развития МНТС в приоритетных для Республики Беларусь направлениях. В текущем году аналогичные информационно-методические семинары будут проведены для стимулирования международной кооперации в таких областях, как здравоохранение и фармация, сельское хозяйство, биотехнологии, качество и безопасность питания. В основе деятельности в сфере МНТС лежат рамочные межправительственные договоры, предусматривающие развитие сотрудничества в области науки и технологий. Сегодня их подписано свыше 40, из них более половины — с европейскими странами. Наиболее интенсивно процесс формирования договорной базы МНТС шел во второй половине 90-х гг., когда ежегодно заключались несколько соглашений. Сейчас он естественным образом замедлился. Последним в июле 2006 г. было подписано соглашение с Венесуэлой. В стадии подготовки два межправительственных договора — с Литвой и Узбекистаном. ГКНТ также работает над двумя межведомственными соглашениями с органами государственного управления наукой Латвии и Словакии. Таким образом, в ближайшие годы предстоит работа не по расширению договорно-правовой базы МНТС, а по ее углублению, по реализации ранее достигнутых договоренностей, хотя Беларусь остается открытой для обсуждения новых инициатив в этой сфере. Координация выполнения международных договоров в сфере МНТС со стороны ГКНТ включает:
В последнее время в республике ежегодно выполняется порядка 400–500 международных научных проектов и их количество год от года возрастает. От трети до половины из них являются «безденежными», то есть реализуются на основе безвалютных договоров между отдельными факультетами, лабораториями, кафедрами и др. По сути, это проекты в области обмена информацией, стажировки, научные обмены, или проекты, имеющие символический бюджет. Анализ международных научно-технических проектов (МНТП), в результате выполнения которых в Беларусь поступают финансовые средства, начиная с 2002 г., осуществляется по заказу ГКНТ Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (ГУ «БелИСА»). Собранная за эти годы информация позволяет описать характер, размеры МНТП, их исполнителей и, в целом, значение для сохранения и развития научно-технического потенциала страны следующим образом. В конце 90-х годов (а это были наиболее успешные в плане привлечения в науку средств из-за рубежа годы) зарубежное финансирование внутренних затрат на научные исследования и разработки доходило до 10%. Несмотря на снижение в последнее время этого показателя до 7,6% (2004 г.) и 6,3% (2005 г.), зарубежные источники и сегодня дают существенную «прибавку» к национальным ассигнованиям на науку. Общий объем финансирования, получаемый из-за рубежа в рамках международных проектов и контрактов основными их исполнителями — организациями НАН Беларуси и Минобразования — стабильно превышает объем финансирования МНТС из республиканского бюджета. В 2004 г., например, по данным БелИСА, бюджетные затраты на МНТС окупились двукратно. На долю организаций НАН Беларуси и Министерства образования приходятся 83% МНТП, выполняемых с привлечением зарубежного финансирования (2005 г.). Роль остальных органов государственного управления невелика. Пожалуй, здесь можно было бы выделить только Министерство промышленности (7,5%) и Министерство здравоохранения (7,0%) (табл. 1). Таблица 1 Международные научно-технические проекты, выполненные по прямым договорам с зарубежным заказчиком по ведомственной принадлежности организаций-исполнителей, 2005 г.
Наиболее активные организации выполняют в течение года по 20–25 международных проектов. Однако объемы работ и, соответственно, объемы финансирования различаются весьма существенно, и в число лидеров по объемам привлеченных зарубежных средств попадают, наряду с активными, и те организации, которые имеют 1–2 проекта, но достаточно крупных. Большинство же проектов — до 75% в НАН Беларуси и до 55% в вузах — относятся к малым и имеют объем финансирования до 20 тыс. долларов США (табл. 2). Годовой бюджет еще около 20% МНТП лежит в пределах от 20 до 50 тыс. долларов США. Эти средства не позволяют развивать материально-техническую базу, их недостаточно для финансирования инновационной деятельности и т. д., то есть можно говорить о том, что с точки зрения интересов государства, особенно в плане развития в стране перспективных направлений и коммерциализации результатов НИОКР, «малые проекты» не представляют серьезного интереса, поскольку напрямую не способствуют решению стоящих перед наукой задач. Таблица 2
Распределение международных научно-технических проектов по объемам финансирования
К крупным проектам с объемом финансирования 50–200 тыс. долларов США относятся 10% МНТП в Министерстве образования и 6% в НАН Беларуси. К очень крупным (более 200 тыс. долларов США) — соответственно 13% и чуть более 1% проектов. Мы полагаем, что 50 тыс. долларов США в год — минимальная сумма, с которой можно начинать осуществлять инновационную деятельность. Сегодня таких проектов в вузах около четверти, в НАН Беларуси — менее 10%. Это дает основания полагать, что в системе Министерства образования работа по привлечению средств на научно-техническое и инновационное развитие из-за рубежа ведется более эффективно. В качестве примеров крупных МНТП, выполненных отечественными вузами, можно привести проект Белорусского государственного университета по изготовлению и поставке в Россию вибрационных источников сейсмических сигналов СВ-20/150 (объем финансирования — 840 тыс. долларов США), а также индийский заказ на разработку и поставку 3 мм модуля для телекоммуникационной системы (объем финансирования — 530 тыс. долларов США), выполненный Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники. В начале 2007 г. европейские средства массовой информации сообщили о вступлении в завершающую стадию строительства гигантской подземной лаборатории в CERN — Европейском центре ядерных исследований, на границе между Францией и Швейцарией: последняя деталь, металлическая конструкция весом в 2 тыс. тонн, была благополучно опущена в подземный тоннель глубиной в 100 м и диаметром 27 км. Эта конструкция — часть Портативного мюонного соленоида (CMS), одного из четырех составляющих самого большого в мире ускорителя, который назван Большим адронным коллайдером. Ускоритель представляет собой круговой тоннель, в котором в вакууме на большой скорости будут сталкиваться субатомные частицы. Благодаря специальным магнитам, частицы смогут двигаться внутри ускорителя со скоростью, приближенной к скорости света. Ученые надеются, что эксперименты, которые они собираются проводить с помощью ускорителя, помогут воссоздать явления, до сих пор подтвержденные лишь теориями. Беларусь вправе гордиться тем, что среди 200 специалистов из разных стран мира, работающих над проектами CMS и ATLAS стоимостью более 3 млрд долларов США, были 20 ученых из нашей страны, а также специалисты НПО «Интеграл», ПО вычислительной техники, УП «МЗОР», МНИПИ и др., выполнявших специальные заказы. В частности, такие заказы объемом около 4 млн долларов США на изготовление двух 300-тонных поглотителей и их систем подвески калориметрической системы детектора CMS, а также крупногабаритного компонента магнитной системы установки ATLAS выполнены заводом «МЗОР». Сотрудничество Беларуси с CERN и рядом других ведущих мировых научных центров (DESI (Германия), Лабораторией Ферми (США), Курчатовским институтом (Россия) и др.) осуществляется, главным образом, через Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна, Россия), который не так давно отпраздновал полувековой юбилей. В состав ОИЯИ входят 18 стран, в том числе 9 стран СНГ (Беларусь — с 1992 г.), а также Болгария, Вьетнам, КНДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия, которые совместно ведут исследования в области мирного использования ядерной энергии по следующим приоритетным направлениям:
ОИЯИ как международная организация имеет высокий политический авторитет: совместно с Европейским центром ядерных исследований она выдвинута на соискание Нобелевской премии мира. Координация сотрудничества Беларуси с ОИЯИ осуществляется Центром физики частиц и высоких энергий Белорусского государственного университета. Около 200 исследователей из 18 организаций Беларуси принимают участие в выполнении всех 32 научных тем, реализуемых в настоящее время в ОИЯИ. Кроме того, 20 ученых и инженеров на протяжении 3–12 лет постоянно работают в ОИЯИ, где ведут работы в интересах своей страны и имеют достижения мирового уровня в области детекторов, микроэлектроники, программных средств, теоретических методов. В стенах ОИЯИ защитили диссертации десятки кандидатов и 14 докторов наук, работающих сейчас в республике. Примеры сотрудничества Беларуси с CERN и ОИЯИ подтверждают высокий уровень белорусской науки в отдельных областях и подтверждают широчайшие возможности международной научной кооперации в современном мире. Какие же научные направления из развивающихся сегодня в Беларуси являются наиболее успешными с точки зрения организации совместных проектов с зарубежными партнерами и привлечения средств из-за границы? При всей условности отнесения современных научно-технических проектов в силу все большей их междисциплинарности к тому или иному научному направлению статистические данные свидетельствуют о том, что наибольшее количество МНТП, в которых участвовали ученые нашей страны, выполнялись в области технических наук, аэронавтики, космоса и физики (табл. 3). Наибольшие же объемы финансирования имели проекты в таких областях, как физика, математика и информационные технологии. Такое распределение, в принципе, соответствует приоритетам научно-технической деятельности, принятым в Беларуси в 2005 г. Таблица 3 Международные проекты НАН Беларуси по направлениям исследований в 2005 г.
Таблица 4 Количество международных проектов, выполненных организациями Министерства образования, и объемы их финансирования странами-партнерами, 2004 г.
Тем не менее, сотрудничество со странами ЕС для нашей страны по-прежнему исключительно важно, так как дает возможность участия в европейских программах, некоторые из которых обладают более чем солидными бюджетами на международное сотрудничество и открыты для белорусских ученых, — имеется в виду прежде всего 7-я Рамочная программа научно-технологического развития ЕС. Переходя к сотрудничеству с международными организациями и программами, нельзя не упомянуть Международный научно-технический центр (МНТЦ), более 10 лет активно поддерживающий белорусское научное сообщество, вернее ту значительную его часть, которая в прошлом была связана с оборонной тематикой. За эти годы МНТЦ профинансировал 75 проектов с участием белорусских ученых. Общий объем полученных ими средств составил около 30 млн долларов США. По последнему показателю МНТЦ является лидирующей международной организацией, финансирующей научные исследования в Беларуси. Наиболее «удачными» для Беларуси годами были 1998–2001. После 2000 г. количество поданных от Беларуси заявок и, соответственно, принятых к финансированию проектов постепенно снижается: в 2005 г. было подано 14 заявок, из которых принято решение профинансировать 6, из них 2 — с головными организациями из России. Важно, что МНТЦ постоянно расширяет спектр предоставляемых им инструментов для МНТС. Тем не менее, в 2006 — начале 2007 г. наметившаяся ранее тенденция стала очевидной: за первые четыре месяца текущего года не подано ни одной заявки. Одним из возможных объяснений ситуации может быть определенная политизированность МНТЦ, непрозрачность процедуры отбора проектов. В результате проекты, получившие высокие и даже очень высокие баллы, рекомендуются к реализации без выделения финансирования. Другая причина, вероятно, кроется в увеличении внутренних затрат на науку в 2006 г.: отдельным ученым стало легче получать финансирование на участие в национальных проектах и программах, чем в международных. Обобщая вышесказанное, отметим, что с течением времени отдельные программы и направления МНТС, безусловно, теряют свою актуальность, но постоянно возникают новые возможности. Чтобы воспользоваться ими, необходимо в нужный момент времени владеть актуальной информацией. Постепенно при активном участии Министерства образования и НАН Беларуси создается разветвленная система информационной и консультационной поддержки МНТС. В нее входят офисы/бюро/отделения различных международных организаций и программ (МНТЦ, 7РП ЕС, Координационный центр по сотрудничеству с ЮНЕСКО НАН Беларуси) и центры двустороннего сотрудничества (с провинциями Китая и Латвией — на базе Научно-технологического парка БНТУ «Метолит», с Индией — на базе Концерна порошковой металлургии). В сущности, это элементы инновационной инфраструктуры, развитие которой является одной из необходимых предпосылок создания Национальной инновационной системы — приоритета в экономическом развитии нашего государства. В ближайшие годы совершенствованию нормативной базы и инфраструктуры поддержки МНТС ГКНТ предполагает уделять серьезное внимание. Полагаем, что на фоне растущей открытости белорусской экономики и потребности в международной кооперации во всех жизненных сферах это создаст необходимые условия для динамичного развития МНТС, выгодного для нашей страны и ее партнеров.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |