Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы Научные работы, депонированные в ГУ «БелИСА» в сентябре 2005 г. |
![]() |
03 октября 2005 г. |
ДЕПОНИРОВАННЫЕ РУКОПИСИ НАУЧНЫХ РАБОТ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 658.14 Сапелкина Е. И. Экономическая устойчивость в контексте обеспечения развития предприятий / БНТУ. — Мн., 2005. — 5 с. — Библиогр.: 5 назв. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 19.09.2005 г., № Д200563 Содержание понятия «экономическая устойчивость предприятия» может быть раскрыто только применительно к типу его развития. Экономическая устойчивость может иметь место только в рамках стабильного и растущего типа экономического развития, поскольку в этих случаях возможно поддержание не снижающегося уровня хозяйственной деятельности, масштабов предприятия, сохранение и наращивание его потенциала. При стабильном типе экономического развития речь идет об обеспечении устойчивого функционирования предприятия. Задача устойчивой положительной динамики предприятия может быть решена в условиях растущего типа экономического развития. Следовательно, устойчивость предприятия включает два его основных состояния: стабильное функционирование, которое по критерию масштабов производства может рассматриваться в качестве своеобразного равновесного состояния, и устойчивое развитие. Выявление взаимосвязи между типом экономического развития и устойчивостью позволяет конкретизировать понятие «экономическая устойчивость» и определить его как состояние предприятия, обеспечивающее стабильный и растущий тип экономического развития в изменяющейся внешней и внутренней среде. УДК 658.5 Козленкова О. В. Инвестиционная политика в Республике Беларусь / БНТУ. — Мн., 2005. — 5 с. — Библиогр.: 5 назв. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 19.09.2005 г., № Д200564 Для осуществления любого бизнеса независимо от системы хозяйствования требуется соответствующие вложения капитала. Инвестиции как важный компонент частных расходов играет двойственную роль в национальной экономике. Привлечение большого объема капитала требует принятия большого количество решений относительно капиталовложений. Необходима разработка механизма принятия грамотных решений в области инвестиционной деятельности, чтобы из множества возможных решений можно было отобрать действительно наилучшие. Для этого необходимо располагать методологией оценки экономической эффективности капитальных вложений. В условиях переходной национальной экономики РБ наряду с названными проблемами важнейшими являются необходимость структурной перестройки промышленности и дефицит инвестиций на эти цели. Стратегия в области структурной перестройки промышленности бесспорно должна быть увязана с инвестиционной политикой. Регулирование в инвестиционной сфере требует рационального использования таких прогрессивных форм, как ускоренная амортизация, залоговое право, инвестиционный налоговый кредит, вексельный оборот, лизинг и др. В статье рассматриваются такие важные моменты, как необходимость комплексного инвестиционного планирования, создание инвестиционных договоров, пути привлечения в экономику Республики Беларусь иностранных инвестиций и повышения их привлекательности для зарубежных инвесторов. В комплексном решении этих проблем должны принять участие законодательные и исполнительные органы, научно–исследовательские и учебные институты (университеты), отдельные ученые. УДК 658.512 Иванова Е. В. Проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в Республике Беларусь / БНТУ. — Мн., 2005. — 5 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 19.09.2005 г., № Д200565 В работе описаны проблемы коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности в Республике Беларусь. Основные из них — это экономико-правовые и организационные проблемы. Однако, среди этих проблем следует выделить правовые и экономические условия формирования рыночных отношений в сфере коммерческой реализации результатов интеллектуальной деятельности, так как от степени успешного разрешения этих проблем зависит возможность достижения положительных конечных результатов инвестиционной и инновационной деятельности. Выявлена необходимость совершенствования подходов к оценке введения в гражданский оборот объектов промышленной собственности. Даны практические рекомендации по выходу из сложившейся ситуации в области интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. Прокомментированы основные нормативные акты вовлечения в коммерческий оборот объектов промышленной собственности. УДК 338(476)(075,8) Стрижов С. В. Трудовые ресурсы и педагогические кадры республики / БНТУ. — Мн., 2005. — 7 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 19.09.2005 г., № Д200566 Статья посвящена одной из актуальнейших проблем современной экономики — формированию трудовых ресурсов в республики и в частности такого их элемента как педагогические кадры. В статье обобщаются теоретические подходы к определению понятия «трудовые ресурсы», их структуры по возрасту, полу, образованию, профессий и квалификации. Анализируется динамика изменения общей численности трудовых ресурсов в Беларуси, а также изменения в их структуре и выявляются факторы, влияющие на динамику основных показателей. Особое место отводится анализу влияния различных аспектов демографического фактора: воспроизводство населения, миграции, демографической политики государства. Рассматриваются роль и место педагогических кадров в трудовых ресурсах Республики. Отмечается, что при обеспечении системы образования педагогическими кадрами важно учитывать тенденции формирования трудовых ресурсов в целом. УДК 331(075,8) Екельчик А. И. Особенности рынка труда в условиях развивающей экономики / БНТУ. — Мн., 2005. — 6 с. — Рус. — Деп в ГУ «БелИСА» 20.09.2005 г., № Д200567 Экономическое развитие страны в настоящее время находится в прямой зависимости от тенденции развития рынков товаров и услуг, средств производства, капитала, ценных бумаг и т.д. Особое место в этом ряду занимает рынок труда, которому присущи особые, наиболее сложные функции производственных отношений. Следует отметить, что категория «рынок труда» наименее полно рассмотрена в отечественной и зарубежной экономической теории. Не определена однозначно ее сущность, а следовательно, и место в воспроизводственном процессе. Так, существует мнение, что рынок труда представляет собой сложный социально-экономический механизм, отражающий совокупность отношений между людьми по поводу воспроизводства трудового потенциала в условиях товарного производства и по его законам. Автор считает, что данное определение позволяет преодолеть подход к человеку только как к носителю рабочей силы, к ресурсу, при котором оправдывается затратный, экстенсивный тип использования трудового потенциала общества. Выбор в качестве объекта труда трудового потенциала акцентирует внимание на личностной оценке индивида, его интересах, ценностях, дает возможность рассматривать человека как члена общества, который должен быть экономически и политически свободным и поэтому активным субъектом, а не объектом производственных отношений. Очень близко к приведенному следующие высказывания: «рынок труда — это система рыночных отношений по поводу воспроизводства, распределения и перераспределения рабочей силы, подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, обеспечения занятости населения»; рынок труда — это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством. Эти отношения опосредованы во-первых, обменом индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, размещением работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. На наш взгляд в данных определениях происходит смешение нескольких экономических категорий товарного производства. Во-первых, рабочая сила (хотя и особый отражающий субъект-объектную роль человека в воспроизводственном процессе) является все же производственным ресурсом, стало быть ее воспроизводство проходит все стадии воспроизводственного процесса: непосредственного производства, распределения, обмена и потребления. Во-вторых, если принимать за основу классическое определение рынка труда как форму товарного обмена, то включение в рамки рынка труда всех стадий воспроизводства, по нашему мнению некорректно. Именно на рынке труда через спрос выявляются потребности в количестве и качестве рабочей силы, затрагивая как демографическую и образовательную политику государства, так и непосредственно сферу потребления трудовых ресурсов. Здесь очень четко проявляется необходимость достижения оптимального соотношения между степенью государственного регулирования воспроизводством и степенью личной свободы выбора каждым человеком сферы применения своего труда и уровня качества своей рабочей силы. УДК 658.5 Картушина А. Г., Речкина Т. А. О некоторых проблемах социально-экономических отношений / БНТУ. — Мн., 2005. — 5 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 20.09.2005 г., № Д200568 В статье обосновывается необходимость использования управленческого учета на промышленных предприятиях Республики Беларусь. Для этого был проанализирован зарубежный, а также российский опыт внедрения систем управленческого учета в организациях. Особый акцент в статье делается на современные технологии управленческого учета, в частности на стратегический управленческий учет как поддерживающую учетную систему стратегического менеджмента предприятия, ориентированную на принятие долгосрочных/стратегических решений. Ценным является использование в рамках стратегического управленческого учета системы сбалансированных показателей (BSC), позволяющей рассматривать деятельность предприятия в четырех взаимосвязанных аспектах и доказывающей неэффективность управления только по финансовым показателям. УДК 338(476)(075,8) Акимушкина Т. И., Гурина Е. В. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реформирования государственной собственности / БНТУ. — Мн., 2005. — 10 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 20.09.2005 г., № Д200569 Современный период национальной экономики характеризуется сложными процессами формирования государственной политики в области социально-экономического развития. В числе основных проблем государственного регулирования стоит проблема реформирования государственной собственности. История показывает, что доминирование государственной формы собственности было присуще не только социалистическим странам. Государственный сектор производства преобладал в различные периоды в таких капиталистических странах как Франция, Англия, Япония, Канада. Вместе с тем во всех экономически развитых странах решение важнейших экономических проблем связывалось с реформированием собственности. Низкий уровень приватизации и акционирования в Республике Беларусь связывается с наличием проблем, с которыми столкнулись предприятия. К таким проблемам можно отнести следующие: многоэтапность и сложность процесса разгосударствления и приватизации предприятий, требующего значительных затрат труда и денежных средств; отсутствие финансово-кредитного обеспечения приватизации серьезных государственных гарантий для отечественных и иностранных инвесторов; непродуманность механизма управления приватизационными чеками и отсутствие специалистов, обеспечивающих эффективную работу инвестиционных фондов; отсутствие реальных денежных источников выкупа государственной собственности, ее реструктуризации и формирования акционерного капитала. Динамику и интенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов: Для успешного развития экономики Беларуси на современном этапе необходимо: УДК 338(476)(075,8) Акимушкина Т. И. Оценка российской модели приватизации государственной собственности / БНТУ. — Мн., 2005. — 7 с. — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 20.09.2005 г., № Д200570 В процессе перехода к системе хозяйства, основанной на рыночно-конкурентных принципах, особое место отводится приватизации. Триада «стабилизация — либерализация — реформа собственности» стала классической для определения содержания и направлений системных преобразований в переходной экономике. Стержнем этой реформы является приватизационная политика и практика. В каждой из стран с переходной экономикой существовали свои особенности приватизационной политики. Вместе с тем, анализ проявления данных особенностей, в частности в Российской Федерации как основного экономического партнера Республики Беларусь безусловно полезен для управления процессом приватизации в нашей республике. В ходе приватизационного процесса в России в период рыночных реформ использовался самый разнообразный инструментарий продажи (передачи) государственного имущества частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам). При этом основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, были, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой стороны, корпоратизация, т. е. создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества. В 1998–1999 гг. появились новые способы приватизации: В качестве программного документа на ближайшие годы можно рассматривать «Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (утв. постановлением правительства РФ № 1024 от 9 сентября 1999 г.). Данный документ предусматривает: Таким образом, исходя из методологии и инструментария приватизационного процесса в России, выделяются особенности и результаты этого процесса по трем основным блокам: Изложенное свидетельствует о том, что, не смотря на особенности российской модели приватизации многие ее аспекты, могут быть учтены при реализации данного процесса в Беларуси. |
![]() |
Copyright ©
БелИСА, Минск, Республика Беларусь. http://www.belisa.org.by/ Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается с указанием ссылки (в интернете - гиперссылки) на источник. |