Инновационная инфраструктура
Деятельность субъектов инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» и Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности». В указанных документах инновационная инфраструктура определяется как совокупность юридических лиц, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение деятельности по созданию и реализации инноваций.
В настоящий момент в Республике Беларусь функционирует 24 субъектов инновационной инфраструктуры, в число которых входят:
-
16 научно-технологических парков (далее – технопарк);
-
6 центров трансфера технологий (далее – ЦТТ);
-
Белорусский инновационный фонд;
-
Национальный центр интеллектуальной собственности.
Технопарки как субъекты инновационной инфраструктуры занимают ключевую позицию в развитии инновационного предпринимательства Республики Беларусь. Технопарки активно содействуют усилению интеграционных процессов между учреждениями образования и инновационными предприятиями в производственной, кадровой, научно-исследовательской сферах. С данной целью белорусскими технопарками оказываются услуги по следующим направлениям:
-
техническая и консультационная помощь в производстве высокотехнологичных товаров и услуг;
-
содействие коммерциализации высокотехнологичных разработок;
-
помощь в составлении бизнес-планов и поиске финансирования;
-
аренда офисных помещений и физического оборудования;
-
содействие осуществлению внешнеэкономической деятельности и продвижению производимой продукции высоких технологий на зарубежные рынки;
-
содействие реализации инновационных проектов через образовательные услуги, мероприятия и совместное использование оборудования, а также развитие сферы высоких технологий;
-
маркетинговые и инженерные услуги;
-
оказание консультативных услуг, содействие в налаживании связей с инвесторами, запуске стартап мероприятий;
-
бизнес-инкубация научных проектов;
-
разработка программного и аппаратного обеспечения, коммерческие НИОКР;
-
обеспечение студентов университетов современной инфраструктурой и оборудованием.
Отдельно стоит отметить значительную роль технопарков в развитии инновационного предпринимательства в регионах Республики Беларусь. Технопарками на постоянной основе организуются и проводятся стартап-мероприятия, в том числе форумы, инвест-уикенды, мастер-классы, семинары и др. Технопарки активно участвуют в развитии локальных стартап-школ. ООО «Технопарк Полесье» активно содействует развитию кластера «Биотехнологии и «зеленая» экономика», а ООО «Технопарк «Горки» выступает в качестве ядра формирующего кластера в области биоинформатики, аграрных биотехнологий и «зеленой» экономики.
В течение последних нескольких лет наблюдается активизация осуществляемого технопарками международного сотрудничества. Так, белорусские технопарки развивают сотрудничество с такими международными организациями как ПРООН, ЮНИДО. Ключевым партерном белорусских технопарков в Российской Федерации выступает Инновационный центр «Сколково», ведутся работы по активизации сотрудничества с университетом и инновационным центром Иннополис. Также технопарками активно развивается сотрудничество с КНР, Узбекистаном и некоторыми другими странами (регионами).
Для центров трансфера технологий основными направлениями деятельности являются:
-
консультационные услуги;
-
исследования конъюктуры рынка по выявлению возможности введения новшества, правовая защита и информационное продвижение новшеств;
-
помощь в составлении бизнес-планов и поиске финансирования;
-
инжиниринговые услуги;
-
содействие в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и (или) деловых партнеров;
-
управление инновационными проектами и подготовка бизнес-планов;
-
образовательные услуги (для осуществления трансфера технологий)
Отдельно стоит выделить роль налоговых льгот для субъектов инновационной инфраструктуры. Так, для ЦТТ предусмотрена сниженная ставка налога на прибыль – 10% вместо 20%, а также освобождение от уплаты налогов на недвижимость и землю.
С целью обеспечения развития научно-технологических парков, действующим законодательством предусмотрена система налоговых льгот по следующим налогам:
-
налог на прибыль — 10%;
-
налог на недвижимость – 0%;
-
земельный налог – 0%;
-
понижающий коэффициент арендной ставки — 0,1.
Для резидентов предусмотрены следующие льготы:
-
налог на прибыль: 10% (обычная ставка – 20%);
-
понижающий коэффициент арендной ставки – от 0,1 до 0,9;
-
полное освобождение от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемым в местные бюджеты (налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, налог при УСН) — предусмотрено в соответствии с п.4 Указа от 03.01.2007 № 1 решениями местных Советов депутатов для технопарков и резидентов таких городов как Брест, Витебск, Гомель, Горки и Могилев.
Кроме того, в рамках инвестиционного проекта на производственной площадке по просп. Партизанскому 8, в г. Минске устанавливается специальный правовой режим для резидентов ООО «МГТ». Участники проекта освобождаются сроком до 31 декабря 2030 г. от уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и таможенных сборов на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, для целей реализации резидентами ООО «МГТ» инвестиционных проектов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе применять освобождение от уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет со дня регистрации в качестве резидента ООО «МГТ». Применяются понижающие ставки оплаты за электроэнергию.
Развитие инфраструктуры в сферах научно-технической и инновационной деятельности является одним из основных направлений государственной инновационной политики Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы. Целью развития инфраструктуры в сферах научно-технической и инновационной деятельности является повышение вклада субъектов данной инфраструктуры в инновационное развитие Республики Беларусь. Для достижения указанной цели Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы (далее – Государственная программа) предусмотрена реализация мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. В настоящее время в рамках Государственной программы реализуется 23 мероприятия, направленных на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры. В рамках реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры осуществляется выделение бюджетных средств, направляемых на:
-
приобретение основных средств (научного, технологического и иного оборудования, приборов и комплектующих изделий);
-
капитальное строительство (строительно-монтажные работы);
-
капитальный ремонт зданий, помещений, сооружений.
Достигнутые за последние годы результаты в определенной мере являются следствием внедрения новых инструментов содействия и поддержки инновационной деятельности технопарков и их резидентов.
В рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы в части инновационной инфраструктуры планируется:
создание и организация деятельности технопарков (их филиалов) в крупных районных центрах;
формирование и развитие в технопарках технологической инфраструктуры для оказания соответствующих услуг резидентам (центры прототипирования и промышленного дизайна, центры коллективного пользования оборудованием, инжиниринговые центры, лабораторные комплексы, коворкинг-центры и другое);
обеспечение привлечения внебюджетных источников финансирования развития субъектов инновационной инфраструктуры;
организация реализации в технопарках образовательных программ дополнительного образования взрослых по вопросам инновационной деятельности;
создание и организация эффективного использования целевых фондов инновационного развития технопарков;
обеспечение повышения квалификации сотрудников субъектов инновационной инфраструктуры;
развитие международного сотрудничества субъектами инновационной инфраструктуры.
Динамика изменения количества субъектов инновационной инфраструктуры
Показатель
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Количество субъектов инновационной инфраструктуры
|
14
|
16
|
16
|
14
|
13
|
18
|
24
|
25
|
25
|
25
|
26
|
24
|
24
|
Количество технопарков
|
9
|
11
|
13
|
12
|
9
|
10
|
14
|
15
|
16
|
17
|
17
|
17
|
16
|
Количество центров трансфера технологий
|
5
|
5
|
3
|
2
|
4
|
7
|
9
|
9
|
8
|
7
|
7
|
5
|
6
|
Количество иных организаций, имеющих статус субъекта инновационной инфраструктуры
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Расположение субъектов инновационной инфраструктуры (по состоянию на 04.12.2023)
Регион
|
Количество субъектов инновационной инфраструктуры
|
Брестская область
|
3
|
Витебская область
|
4
|
Гомельская область
|
2
|
Гродненская область
|
3
|
Минская область
|
3
|
Могилевская область
|
2
|
г.Минск
|
7
|
|