БелИСА    Издания ГУ «БелИСА»    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 4(39) 2016
Русская версия
English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 4(39) 2016

Новый этап белорусско-китайских отношений: доверительное всестороннее стратегическое партнерство и взаимовыгодное сотрудничество

09 января 2017 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2016, № 4(39)] 


К. В. Рудый,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в КНР, д-р экон. наук
 


Дается краткое изложение перспектив развития двусторонних белорусско-китайских связей, характеризуемых на текущем этапе как отношения доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Подчеркивается их многоплановость с выделением сфер политических, кредитно-инвестиционных, торгово-экономических, научно-технических и культурных связей.

A brief description is given of prospects for the development of bilateral Belarus-China relations, currently characterized as relations of trusting comprehensive strategic partnership and mutually beneficial cooperation. Their multipronged character is emphasized highlighting the spheres of political, credit and investment, economic and trade, science and technology, and cultural ties.


 
 Статья в pdf формате
 

Установив дипломатические отношения в 1992 г., Республика Беларусь и Китайская Народная Республика непрерывно укрепляют политическое взаимодоверие, регулярно обме­ниваются визитами на высшем и высоком уровнях, ведут активный межпарламентский диалог, успешно сотрудничают в международных организациях. Беларусь оказывает на официальном уровне поддержку политике «одного Китая», а КНР — независимой политике Беларуси.

Выведение двусторонних отношений на новый уровень доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества стало главным политическим итогом состоявшегося 28–30 сентября 2016 г. государственного визита в КНР Президента Респуб­ли­ки Беларусь А. Г. Лукашенко.

Теперь для полноценной реализации новых договоренностей необходимо проведение следующих ключевых мероприятий в политической сфере:

  • поддержание регулярных контактов на высшем и высоком уровнях с руководителями Китая, что предполагает создание регулярных (ежегодных) механизмов встреч на высшем и других уровнях;
  • активизация взаимодействия между парламентами двух государств, по линии Администрация Президента Республики Беларусь — Международный отдел ЦК Компартии Китая, расширение и углубление регионального сотрудничества двух стран;
  • укрепление взаимодействия Беларуси и Китая в рамках универсальных международных организаций; использование многостороннего формата ШОС для развития двусторонних отношений с КНР;
  • развитие взаимодействия в рамках других многосторонних региональных форматов сотрудничества, в том числе в тех, в которых Беларусь еще не представлена, включая «16+1», СВМДА, БРИКС;
  • совершенствование договорно-пра­вовой ба­зы двусторонних отношений, заключение новых договоров и соглашений, дополнение действующих с учетом изменений в политической и экономической обстановке.

Новый этап двусторонних отношений открывает новые горизонты и в кредитно-инвести­ционном сотрудничестве. Определяющим всей кредитно-инвестиционной сферы должен стать переход от кредитного финансирования проектов к прямым инвестициям. Необходимо использовать реализуемую Правительством КНР стратегию «выхода за рубеж» для построения совместной работы с китайскими партнерами по созданию в Беларуси современных высокотехнологичных производств на основе прямых инвестиций, в том числе в Индустриальном парке «Великий камень», свободных экономических зонах, малых городах для совместного продвижения продукции на новые рынки. Развитие Индустриального парка «Великий камень» приобретает определенное международное измерение, он должен стать в полной мере проектом многостороннего международного сотрудничества для повышения его результативности. Необходимо также прорабатывать создание новых инвестиционных фондов, которые будут представлять собой фонды прямых инвестиций и венчурные фонды.

В области торгово-экономических отношений новый этап двустороннего сотрудничества строится на основе современных тенденций развития экономик двух стран.

1. Особенностью Китая является недостаток природных ресурсов. В этой связи, наряду с развитием альтернативных технологий, Китай будет стремиться получить доступ на внешних рынках к необходимому экономике количеству угля, железной руды, других руд, продуктов нефтехимии. Здесь могут появиться ниши для белорусской нефтехимической продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. Этим можно воспользоваться с учетом проведенной модернизации нефтехимического комплекса Республики Беларусь.

2. За последнее десятилетие китайское машиностроение развивалось исключительно высокими темпами, усилилась инвестиционная активность китайских компаний за рубежом. По данным Китайского комитета содействия международной торговле, на долю машиностроения приходится 17 % китайских прямых зарубежных инвестиций в развитых странах и 20 % — в развивающихся странах. Технологическая и профессиональная квалификация китайских машиностроительных компаний все время повышается. В некоторых областях они уже находятся на уровне японских и европейских компаний. Китайские фирмы не только научились копировать существующие продукты, но и разрабатывают свои собственные машины и оборудование мирового уровня. Технический и технологический уровень машиностроения КНР будет и далее повышаться. В соответствии с планами правительства, Китай должен завершить механизацию сельского хозяйства страны к 2020 г. Далее машинный парк будет пополняться только за счет замены выбывших из строя или устаревших машин.

Таким образом, в ближайшие годы необходимо воспользоваться возможностями создания в КНР новых совместных производств для сборки белорусских комбайнов и тракторов. Ниши для Беларуси: создание разумных альянсов с крупными китайскими производителями, вхождение вместе с ними в международные производственные цепочки, участие в разделении рыночных зон влияния, совместные разработка и производство новых моделей техники и оборудования, отдельных узлов и систем.

3. По оценкам ФАО, к 2030 г. в китайских городах будет проживать более 1 млрд человек. В связи с ростом населения и повышением его покупательной способности Китаю понадобится больше качественных продуктов питания и питьевой воды. Наращивание того и другого будет затруднено в связи с невозможностью расширения посевных площадей из-за природных особенностей страны и ограниченного количества водных источников. Ниши для Беларуси: продовольственные и другие сельскохозяйственные товары, питьевая вода. Наиболее экономически выгодная форма реализации сотрудничества — создание в Республике Беларусь вертикально интегрированных сельскохозяйственных и иных холдингов с прямыми китайскими инвестициями.

4. По прогнозам китайских специалистов, экономический рост КНР будет сопровождаться поступательными сдвигами в структуре экономики. Доля сельского хозяйства в ВВП должна сократиться в 2000–2050 гг. с 17,4 до 6,2 %, доля промышленности и строительства — с 51,7 до 42,1 % при одновременном увеличении доли сферы услуг с 30,9 до 51,7 %, при этом все более острой будет становиться проблема старения населения. В этой связи не исключается, что будет проводиться дальнейшая либерализация в области рождаемости. Ниши для Беларуси: экспорт образовательных услуг, экспорт туристических и медицинских услуг (для обеспеченных китайских пенсионеров и других категорий туристов).

Новый уровень отношений — это новый этап и в сотрудничестве в сфере культуры. На ближайшую перспективу ключевой задачей является учреждение культурных центров. Соответствующая договоренность была достигнута в ходе визита Председателя КНР Си Цзиньпина в г. Минск в мае 2015 г. Активное использование таких культурных центров будет способствовать пропаганде наших национальных культур.

Положительно себя зарекомендовало взаимное участие Беларуси и Китая в крупных культурных мероприятиях, проводимых на территории двух стран на регулярной основе, включая обменные Дни культуры и Дни кино, а также региональные культурные фестивали. Белорусские и китайские кинематографисты обсуждают идею совместного создания художественного фильма о судьбе китаянки Чжу Минь — дочери видного китайского военного, государственного и политического деятеля маршала Чжу Дэ. В годы Великой Отечественной войны Чжу Минь вместе с другими воспитанниками Ивановского интернационального детского дома находилась на оккупированной фашистскими захватчиками территории Беларуси. Тему героического сопротивления народов двух стран наглядно продемонстрируют взаимные выставки Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и китайского музея Нанкинской резни.

В Беларуси быстрыми темпами растет интерес к китайскому языку и китайской культуре. В стране уже создано три института Конфуция, в областях действуют классы Конфуция. В свою очередь, во Втором Пекинском университете иностранных языков и в Восточно-Китайском педагогическом университете в Шанхае функционируют центры изучения Беларуси. На их базе проходят конференции и круглые столы, посвященные истории и современности белорусского государства, а также вопросам двустороннего сотрудничества. К этому необходимо добавить открытие в ведущих лингвистических вузах Пекина и Тяньцзиня новой специальности «Белорусский язык» для китайских студентов.

Доверительный уровень двусторонних отношений подтверждается введением упрощенного визового режима. Беларусь еще в 2015 г. ввела 72-часовой безвизовый режим для китайских граждан, следующих транзитом в Евросоюз. Китай с ноября 2016 г. включил Беларусь в список стран, гражданам которых разрешен 72 и 144-часовой безвизовый транзит в международных аэропортах Китая. Вступило в силу соглашение о безвизовых поездках с САР Макао. Аналогичная договоренность достигнута и с САР Гонконг. Вступление в силу протокола к соглашению о безвизовых туристических поездках создает прекрасные предпосылки для привлечения в Беларусь китайских туристов и повышения привлекательности белорусского туристического продукта на китайском рынке.

Научно-техническое сотрудничество двух стран на новом этапе будет развиваться в условиях четкой ориентации Беларуси и Китая на инновационное развитие.

В области информационных технологий акцент делается на реализацию стратегий «Сделано в Китае 2025» и «Интернет+», создание технологий, обеспечивающих существенное усовершенствование и широкое использование «интеллектуальных» систем ЭВМ.

Стратегия «Сделано в Китае 2025» была опубликована в 2015 г. Ее реализацией занимается Министерство промышленности и информационных технологий при координации Премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. Стратегия предполагает развитие следующих направлений: информационные технологии, АСУ и робототехника, аэрокосмическая техника, морское инженерное оборудование и высокотехнологичный морской транспорт, железнодорожное оборудование, энергосбережение и транспортные средства на альтернативных источниках энергии, энергетическое оборудование, новые материалы, медицина и медицинские приборы, сельскохозяйственная техника.

Стратегия «Интернет+» была предложена Премьером Ли Кэцяном также в 2015 г. и включает в себя четыре направления.

1. «Интернет + индустрия» — использование таких технологий, как мобильный Интернет, «облачные вычисления», «Большие Данные», «Интернет вещей»;

2. «Интернет + торговля» — развитие электронной коммерции, поддержка моделей В2В и O2O («offline to offline»), самостоятельной реализации предприятиями продукции через Интернет, трансграничной электронной коммерции и др.;

3. «Интернет + финансы» — развитие и повсеместное внедрение электронных финансовых технологий;

4. «Интернет + правительство» — развитие услуг e-government, их упорядочивание, прозрачность и оптимизация, применение технологий «Большие Данные» и «облачные вычисления», а также улучшение сетевой инфраструктуры.

Для реализации данных стратегий в КНР созданы специальные инвестфонды, которые поддерживают предприятия, действующие в рамках стратегий. Систематизации и предметному наполнению научно-технического сотрудничества способствовала бы разработка совместной стратегии науч­но-тех­нического и инновационного сотрудничества с КНР до 2030 г. с сопряжением национальных стратегий и с акцентом на коммерциализацию белорусских научных разработок, в том числе в рамках Индустриального парка «Великий камень».

Китай делает упор на развитие ИКТ-техно­логий как основной базы для стратегического рывка в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, сельском хозяйстве, медицине, торговле и в других областях. Планируется повсеместное внедрение ИКТ-технологий и их симбиоз с «классическими» отраслями.

Ниши для Беларуси: трансфер технологий, включение в производственные цепочки, обмен опытом, совместные проекты в области ИКТ, обучение специалистов. Перспективными областями сотрудничества с Китаем в сфере ИКТ могут быть также следующие:

  • сотрудничество Индустриального парка «Великий камень» с основным инновационным парком высоких технологий Китая Чжунгуаньцунь;
  • создание совместного венчурного фонда для реализации белорусско-китайских проектов в рамках сотрудничества с парком Чжунгуаньцунь;
  • использование опыта Китая в области электронной коммерции, являющейся одним из основных двигателей рынка Китая, плана развития «Интернет+», а также «Большие Данные», «Интернет вещей» для их внедрения в Республике Беларусь.

Белорусской стороне можно также включиться в китайские разработки в области биотехнологий, которые направлены на увеличение продовольственных ресурсов, освоение новых и возобновление старых энергетических источников, предупреждение и лечение тяжелых болезней, развитие безотходных производств и сокращение вредных выбросов в окружающую среду. Ведутся исследования в области совершенствования современной техники измерений, вычислений и связи, прогнозов погоды, техники разведки полезных ископаемых и обработки данных разведки, контроля качества и степени загрязнения лесных, сельскохозяйственных и промышленных продуктов.

Отдельной областью научно-технического взаимодействия двух стран может стать военно-техническое сотрудничество. Необходимо учитывать при этом, что тематика проектов должна формироваться исходя из прагматичной оценки возможностей КНР, реальных потребностей Республики Беларусь, а также воен­но-эконо­мических и военно-технических особенностей.

Укрепление разносторонних связей с Китайской Народной Республикой есть и будет в числе приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Развитию двусторонних отношений будут способствовать стремление сторон к взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству, основанное на общности подходов к реализации национальной внутренней и внешней политики, а также интенсивный дружественный диалог на высшем уровне, при этом сохранится многоплановый характер двусторонних связей, охватывающий все сферы политической, экономической, культурной, научной и всех прочих сфер жизни наших государств.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
Мероприятия

Республиканский семинар «Актуальные вопросы в системе государственной научной и государственной научно-технической экспертиз»

Раздел: Конференции, семинары

Республиканский семинар «Технопарки: возможности и инструменты для развития инновационного предпринимательства», 28 декабря 2021 г.

Раздел: Конференции, семинары

Республиканский семинар «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы: реализация, корректировка, отчетность», 21 декабря 2021 г.

Раздел: Конференции, семинары

Республиканский семинар по вопросам внедрения автоматизированной информационной системы формирования и ведения государственных реестров научной и научно-технической деятельности «Реестры НТД», 13 декабря 2021 г., г. Минск

Раздел: Конференции, семинары

Республиканский научно-практический семинар по вопросам изобретательства, рационализаторства и инженерно-технического творчества 18 ноября 2021 г.

Раздел: Конференции, семинары

Международные выставки пищевой промышленности UzProdExpo и UzAgroExpo 2021

Раздел: Выставки

Новости  |  О ГУ «БелИСА»  |  Мероприятия  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Обратная связь  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям

 

Последнее обновление: 08.05.2020
Copyright © БелИСА