БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 4(17) 2010
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 4(17) 2010

Подготовка кадров для инновационного развития

26 ноября 2010 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 4(17)]


Б. Н. Паньшин
Заведующий кафедрой менеджмента экономического факультета БГУ


Мировой опыт подтверждает, что только инновационный путь развития приводит нацию (государство) к процветанию. Одной из первоочередных задач, стоящих перед экономикой Республики Беларусь на современном этапе, выступает создание системы, поддерживающей инновационные процессы, обеспечивающей перевод экономики из низкопродуктивного в высокопродуктивное состояние и формирующей условия для перевода.


Сегодня весь мир готовится к технологическому скачку (судя по прогнозам, это будет происходить в 2014–2018 гг.). Локомотивными отраслями рождающегося VI технологического уклада, по мнению экспертов, станут биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, высокие гуманитарные технологии, новая медицина и новое природопользование. Своевременное занятие позиций в этих направлениях во многом определит, какие отрасли, страны, регионы и корпорации станут ведущими, а какие — ведомыми на новом витке технологического развития. От эффективных, продуманных действий в этой сфере сейчас зависит будущее нашей страны. Эксперты полагают, что к 2020 г. начнется конкуренция не за промышленные предприятия, а за переселенцев, за «белые воротнички» — самую квалифицированную часть работающих.

Таким образом, в решающей степени успех инновационного развития зависит от наличия в стране достаточно широкого круга менеджеров-инноваторов, своевременная подготовка которых должна происходить в соответствии с требованиями инновационно-технологического развития и модернизации экономики Беларуси.


Факторы и движущие силы инновационного развития и модернизации Беларуси

Приоритеты и задачи модернизации Республики Беларусь на ближайшую перспективу изложены в проекте «Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.». Под всеобщей модернизацией понимается модернизация экономики, социальных отношений, политической системы, техники и технологий и т. д. В целом модернизация предполагает качественное изменение жизнедеятельности общества с целью роста эффективности и конкурентоспособности экономики и повышения качества жизни населения.

  Все страны, сумевшие добиться так называемого экономического чуда — Германия, Япония, Южная Корея, Италия — за несколько лет до этого начинали серьезные финансовые вливания именно в сферу образования. В Советском Союзе бурному росту 1930–1960-х предшествовало решительное внедрение грамотности, а также строительство школ и основание вузов.

Следует различать понятия «инновационное развитие» (макроэкономика) и «развитие инноваций» (микроэкономика). Первое — внятная государственная стратегия модернизации общества, его экономики (иллюстрацией такой стратегии может служить постколониальное развитие Сингапура). Второе понятие связано с освоением новых технологий, которые позволяют добиться принципиально иного уровня производительности труда и конкурентных преимуществ.

Модернизация Беларуси потребует многих усилий по развитию национальных производительных сил и созданию инновационных производств. При этом важно, чтобы существующие базовые отрасли были задействованы как потребители высокотехнологичной продукции — био– и нанотехнологий, робототехники, энергосбережения. А это, в свою очередь, позволит еще больше сориентировать промышленность и сельхозпроизводство на внешние рынки, на занятие новых рыночных ниш. Как отмечено в проекте основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., доля высокотехнологичного сектора в структуре отгруженной продукции белорусских предприятий должна составить более 20 %.


Факторы модернизации

Опора на национальные ресурсы. Прежде всего, на трудовые, интеллектуальные, природные, финансовые и т. д. Примерами такого подхода являются Сингапур, Южная Корея, Малайзия и другие страны.

  В свое время Южная Корея вложила сверхусилия и совершила экономический и технологический рывок. Это потребовало огромных вложений в экономику и резкого подъема образовательного, культурного и научного уровня населения страны. В течение нескольких лет доля инвестиций в валовом внутреннем продукте страны превышала 35 %. Сеул стал первым городом мира по числу физиков на душу населения, а южнокорейские школьники передвинулись в лидирующую группу физико-математических олимпиад.

 

Развитие малого и среднего бизнеса.

Государственно-частное партнерство, прежде всего, с местным и иностранным бизнесом в базовых отраслях и финансовой сфере.

Развитие промышленного экспорта путем ввода всевозможных льгот и преференций для его роста.

Увеличение доли готовых промышленных изделий, включая науко– и техноемкую продукцию в стоимости экспорта (в Сингапуре, Южной Корее, Малайзии — более 70 %, в Китае — более 60 %).

Анализ этих факторов показывает, что готовность к инновационной экономике в Беларуси есть. Однако для реализации потенциала готовности необходима система принятия решений относительно определения соответствующих приоритетов: образования, науки, сельского хозяйства и строительства. Критерий — конкурентность на региональных и мировом рынках. Последнее правило — безусловное.


Особенности инновационного развития на современном этапе

Говоря об инновационном бизнесе в мире в целом, следует отметить, что в развитых странах от 50 до 90 % прироста ВВП происходит за счет инновационного бизнеса. И это очень важно понять и принять, обсуждая модернизацию и инновации: все технологические изменения, порождаемые вначале игрой ума, неотделимы от социальных сдвигов. Настоящие инновации превращаются в технологические революции, меняют хозяйственный уклад стран и делают их более эффективными и экономически состоятельными на мировой экономической карте только в том случае, если они дают массам людей шанс осуществить то, что хочется, но раньше было невозможно. Инновации — это действительно вопрос качества и даже осмысленности жизни.

Важно найти механизм, соединяющий технологическую модернизацию и инновации. В общем инновационном плане должны быть выделены те сегменты, которые уже растут (или имеют объективно большой потенциал роста) и в них существуют актуальные инновационные решения. Например, сельское хозяйство (если в Беларуси сельскохозяйственное производство быстро растет, целесообразно искать инновации, пригодные в сельском хозяйстве, поскольку, как правило, растущие отрасли всегда нуждаются в инновациях).

Различные отрасли развивались и развиваются разными темпами: быстро — машиностроение, авиастроение, атомная энергетика, телевидение, Интернет, и относительно медленно — отрасли, меняющие инфраструктуру современного мира: транспорт, нанотехнологии, компьютеры, биотехнологии и др. Важно также учесть, что в развитии инноваций есть определенная временная логика. Инновации, которые обновляют промышленный потенциал в определенное время, возникают всегда за несколько десятилетий (точнее, за 30 лет) до этого. Примерно таков естественный период «приспособления» научного достижения к практическим потребностям. Для Беларуси это означает, что страна имеет еще актуальный инновационный задел, накопленный поздней советской наукой и оборонкой, и его надо использовать при создании точек инновационного роста экономики.

Перспективными могут оказаться те сегменты, где были большие потери в выпуске (например, в производстве металлообрабатывающего оборудования, секторе производства медицинского оборудования, сельского хозяйства, градостроительстве и создании транспортных коммуникаций). Здесь уже идут бурные и модернизационные, и инновационные процессы. Огромный потенциал имеет развитие транспортной инфраструктуры, создание и применение новых материалов.

Точкой роста может оказаться образование нового типа, которое совершенствуется на базе отечественных разработок. Развитие этой сферы зоны не потребует от государства практически никаких материальных затрат и при этом позволит уже через 10 лет получить принципиальные изменения на рынке труда с точки зрения готовности людей к самостоятельной инициативной деятельности.

Важным фактором для возникновения точек роста является открытость и доступность новых технологий, обеспеченная новым качеством информационной открытости. Это позволяет технологически развиваться не только на заимствованных технологиях, но и на собственных разработках.

Главный вопрос: зачем нужна та или иная инновация? Сосредоточить ресурсы необходимо именно на востребованных инновациях.

Настоящие инновации превращаются в технологические революции, меняют хозяйственный уклад стран и делают их более эффективными и экономически состоятельными на мировой экономической карте только в том случае, если они дают многим людям шанс осуществить то, что хотят.


Подготовка менеджеров-инноваторов

Многочисленные эксперты в разных странах отмечают, что уровень подготовки специалистов в мире в целом не соответствует задачам экономического и социального развития. Системы образования в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе, были ориентированы на то, чтобы готовить людей, предлагающих новые технические решения. Эта задача актуальна и сегодня, но появилась и параллельная: готовить квалифицированных потребителей. Потребителей не благ, а наработанных технических решений, технологий, подходов и знаний. Люди должны научиться использовать эти наработки в конкретных ситуациях.

Второй вызов — вызов открытости. Если говорить про мировую систему образования, то она недостаточно ориентирована на внешнюю ситуацию: на потребности общества и экономики. В каких-то странах сильнее, в каких-то слабее, но в целом везде национальные системы образования замкнуты на себя, а не на внешние запросы.

Новые условия хозяйствования ставят на повестку дня задачу подготовки целого слоя управленцев, которые владели бы специальной системой знаний и отличались глубоким пониманием технико-экономической динамики инноваций в целом. Сегодня стало хорошим тоном говорить о модернизации и развитии. Однако красивые слова о нанотехнологиях и инновациях так и останутся лишь словами, если у нас не найдется достаточно людей, готовых управлять современным производством.

Это обусловлено тем, что логика и механизмы инновационного развития весьма существенно отличаются от обычной экономической деятельности. В обычной (IV и V технологических укладов) экономике инвестиции в развитие производства, технологии, в совершенствование продуктов рассчитаны на месяцы, в лучшем случае на несколько лет. В инновационном же секторе, где создаются и используются принципиально новые продукты и технологии, в том числе и организационные инновации, необходимо ориентироваться и планировать с горизонтом в несколько десятилетий. Это связано с инертностью инноваций и требует совершенно других и стратегий, и алгоритмов, и кадров. Для веденияобычного предпринимательства специалисты, как правило, получают второе высшее образование по специальности мастер делового администрирования (Master Business Adminstrations — MBA), в то время как развитие высокотехнологичного сектора требует мастера инновационного администрирования (Master Innovation Administration — MIA). Программы и курсы для подготовки таких специалистов только начинают разрабатываться.

Начиная с 2010 г. программы базовой подготовки менеджеров реализуются в рамках специализации «Инновационный менеджмент» в БГУ и БГЭУ.


Инновационно-предпринимательский подход подготовки менеджеров

В исследовании, проведенном с участием Майкла Портера в начале 90-х гг. прошлого века, сделан вывод, что в прибыльности компаний вклад менеджмента составляет примерно 30 %, а остальное приходится на внешние факторы: корпорацию, рынок и другие, важнейшими из которых в настоящее время является инновационное производство, основанное на современных знаниях, и реинжиниринг бизнес-процессов.

В связи с этим возникают и новые деятельностные установки менеджеров. Прежде всего, это инновационно-предпринимательский подход, управленческие команды, активное применение IT-инструментов, умение формировать инновационные «бизнес-машины», максимальное использование творческих возможностей персонала, развитие коммуникативных навыков (около 80 % рабочего времени менеджера связано с контактами с людьми).

Противоречия между традиционным бизнесом и постиндустриальным инновационным предпринимательством в настоящее время в учебном процессе пока не учитываются. Весь инструментальный и концептуальный набор для традиционной подготовки менеджеров более соответствует старому типу хозяйствования, однако инновационно-предпринимательский подход требует изменений как в теоретической части учебных программ, так и в практической организации учебного процесса.

В классическом менеджменте объектами приложения знаний и навыков менеджера традиционно являются: организационная структура, технологии, совокупность стандартов качества, логистика, проектный менеджмент и т. д. Однако в современных условиях широкого применения информационных технологий составляющие этого набора становятся стандартными, а значит пригодными для реализации их в виде типовых IT-инструментов. Во всех передовых компаниях эти типовые управленческие задачи практически решены и уже не требуют постоянного внимания менеджеров, поэтому основная сфера приложения усилий и предпринимательского таланта менеджеров сегодня все более перемещается во внешнюю среду взаимодействия предприятия с партнерами. Как следствие, акцент в обучении менеджеров переносится на новые подходы, концепции и инструменты взаимодействия предприятий с внешней средой, формирования и организации работы управленческих команд, развития креативного мышления персонала.


Инновационные «бизнес-машины»

Необходимость акцента на формировании управленческих команд обусловлена тем, что в современных условиях на рынках, наряду с товарами и услугами, хозяйствующие субъекты производят, обменивают, кредитуют уже не только товары и услуги, но и целые инновационные «бизнес-машины», генерирующие товарно-денежные потоки. Благодаря этому, эффективность и стоимость современных бизнесов увеличивают долговременные связи с потребителями, поставщиками, банкирами, кадровиками, связистами, транспортниками, проектировщиками и т. д. Отсюда объективно возникает необходимость командной работы по производству добавленной стоимости путем уплотнения социальных связей и взаимодействий разнопрофильных специалистов и менеджеров, отвечающих за отдельные направления деятельности предприятия.

Одним из воплощений такого подхода является проектно-командный подход подготовки специалистов.


Проектно-командный подход подготовки специалистов

Суть проектно-командного подхода (ПКП) заключается в формировании команд студентов (лучше с 3-го курса) для подготовки и последующей реализации конкретных проектов.

Ключевая идея ПКП состоит в организации совместного обучения будущих специалистов путем разработки проекта, предназначенного для реализации в конкретных условиях и последующей регулярной защиты его основных положений вплоть до защиты дипломного проекта или выпускной работы (см. рисунок).

Инновационная цепочка «проект — студент — предприятие»

Инновационная цепочка «проект — студент — предприятие»


Естественно, что отдача от такого подхода будет заключаться не только в повышении качества подготовки специалистов за счет увеличения доли самостоятельной работы при подготовке проекта, но и в одновременной наработке инновационных навыков и навыков осуществления социальных контактов при постановке задач и обсуждения их в проектной группе.

Кроме того, такой подход будет способствовать накоплению «живой» базы проектов и более конкретной специализации будущих специалистов. Так появляется дополнительный стимул: реализовать в своем районе, в своем селе со своей командой свой проект, к которому студент уже достаточно «прикипел» за время его подготовки и защиты.

Естественно, что успешность ПКП будет выше, если подобные проекты будут инициироваться и в последующем осуществляться в тесном контакте с местной администрацией и на основе государственных и местных планов социально-экономического развития.

Таким образом будет формироваться цепочка «проект — студент — предприятие».

При таком подходе студенты будут становится управленцами в процессе работы. Соответственно, новые стандарты инновационного бизнес-образования должны быть ориентированы не только на передачу знаний, но и в значительной степени на развитие управленческих навыков и формирования у студентов и магистрантов самого желания быть инноватором, а также стремления будущих менеджеров к самостоятельной предпринимательской деятельности и готовности рисковать.

Распространено мнение, что эти качества в совокупности составляют талант предпринимателя, которым наделены от природы очень немногие (по оценкам экспертов, 7–8 %).

Предпринимательский потенциал присутствует у многих студентов, потенциал предпринимателей выявляется при проведении первых же тестовых работ. Исходя из собственного опыта работы на экономическом факультете БГУ, могу утверждать, что большинство из них предпочли бы создать свою компанию и, соответственно, стремятся получить необходимую для этого подготовку. Таким образом, если в самом начале обучения выявлять, поддерживать и направлять инноваторов от природы, то многие из них в перспективе могут стать профессиональными менеджерами, способными инициировать и выполнять инновационные проекты в государственных и частных организациях.

Естественно, решение этой сложной задачи требует соответствующей переработки учебных программ и организационно-технической поддержки системы подготовки будущих менеджеров в направлении предпринимательства, то есть нужны новые стандарты и новая модель вузовской и магистерской подготовки профессиональных менеджеров-предпринимателей, инноваторов. Трудно учиться с ощущением того, что тебя готовят на роль одного из «музыкантов» управленческого оркестра, когда вся молодая натура хочет и ищет собственный путь. Как одно из решений этой проблемы предполагается использование проектно-командного подхода подготовки специалистов.

При этом все изменения в вузовской подготовке современных менеджеров должны осуществляться в соответствии с требованиями системы менеджмента качества ISO 9000:2001, адаптированными к сфере образования (см. информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством в образовании — www.quality.edu.ru).

Традиционное линейное представление об инновационной цепочке «наука — производство — потребление» должно уступить место схеме «институты — механизмы — политика», подходу, который в развитых странах привел к появлению в конце 1980-х гг. концепции национальных инновационных систем.


Общие выводы

1. Эксперты считают, что в классической триаде «образование — обучение — воспитание» заканчивается эпоха образования: лекционных монологов в аудитории. Наступает эпоха обучения, где учащийся на практике вводится в систему отношений с другими собственниками для освоения созидания совместной собственности.

2. Наряду с классическим форматом подготовки менеджеров в БГУ целесообразно создать (для 3 и 4-х курсов) Высшую школу инновационного менеджмента, обучение в которой должно проходить по корпоративной технологии, учитывающей цели уплотнения социального пространства и времени и повышение качества подготовки менеджеров.

3. Важно разделить потоки обучаемых. Продвинутые и мотивированные студенты должны уже на 3-м курсе переходить по конкурсу в Высшую школу инновационного менеджмента с индивидуальным подходом к образованию.

4. Студенты-менеджеры должны участвовать в национальных и международных научно-практических программах, учебе в магистратуре, в том числе и в зарубежных вузах. Им необходимо пространство для самостоятельных решений.

5. Должны создаваться исследовательские кафедры, где преподавание должно быть тесно переплетено с исследовательской и аналитической работой преподавателей и студентов, с практическим консультированием ими государственных органов и предприятий.

6. Для организации командного обучения целесообразно объединить теоретические дисциплины и практику в образовательные проекты, в которых студенты будут участвовать.

Общим трендом в совершенствовании вузовской подготовки специалистов для инновационной экономики является формирование образовательно-исследовательских университетов. Начальным и подготовительным этапом к новому формату образования является активизация деятельности студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ). Посредством СНИЛ можно компенсировать недостатки существующей организации вузовской подготовки менеджеров и начать переход от способности студентов решать однотипные задачи к умению коллективной постановки и реализации конкретных проблем, работая в команде вместе с преподавателем.

Роль менеджеров в инновационной экономике не вспомогательная (как иногда считается), а решающая. Именно менеджеры, имеющие длительные горизонты планирования и движимые не только достижением прибыли, но и целью общего блага, способны наиболее полно согласовывать деятельность отдельных коллективов с задачами социально-экономического развития государства. Это необходимый базис для инновационного развития экономики.


Ссылки по теме:

 

 

 

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Республиканский семинар по вопросам изобретательства, рационализаторства и инженерно-технического творчества (12 декабря 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Информационные системы ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 18.11.2024
Copyright © БелИСА