БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 4(13) 2009
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 4(13) 2009

Использование возобновляемых источников энергии и энергоэффективность в Республике Беларусь

06 января 2010 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 4(13)]


Л.В. Шенец,
заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации,
директор Департамента по энергоэффективности, канд. техн. наук


В условиях мирового финансового кризиса и ограниченности ресурсного потенциала повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) приобретает для Республики Беларусь особую значимость. Экономия становится не просто обязательным принципом хозяйствования, но важнейшим требованием поддержания национальной безопасности страны.

Дополнительным импульсом к усилению работы по энергосбережению стало принятие Главой государства 14 июня 2007 г. Директивы № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Правительство республики установило жесткий контроль за ходом ее реализации, для чего была разработана специальная матрица, позволяющая в режиме он-лайн обеспечивать контроль выполнения ведомствами, отраслями и регионами доведенных заданий и мероприятий Директивы. Не менее важно и то, что этот документ определил наши цели и задачи не только в сфере энергоэффективности, но и по таким параметрам, как объемы электро— и теплоснабжения производственного сектора и социальной сферы, финансирование мероприятий по снижению энергоемкости национального продукта и т. д.

Из других важнейших нормативных правовых актов, принятых в последние годы по вопросам роста энергоэффективности экономики страны, в частности, использования так называемых альтернативных источников энергии (местных видов топлива — МВТ, вторичных энергоресурсов — ВЭР, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии — НВИЭ), следует отметить:

  • Концепцию энергобезопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17.09.2007 г. № 433), определившую основные подходы к реализации заданий, установленных Директивой № 3, — общее снижение энергопотребления, диверсификация поставок топлива, увеличение использования НВИЭ;
  • Государственную комплексную программу модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в Беларуси собственных ТЭР на период до 2011 г. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.2007 г. № 575);
    (Сегодня Республика Беларусь ежегодно потребляет около 27 млн тонн котельно-печного топлива (КПТ), более половины которого приходится на предприятия и организации ГПО «Белэнерго». Но вопросы рационального энергопользования, обновления производственных фондов, внедрения в практику хозяйствования новейших энергосберегающих технологий актуальны не только для энергетиков, но и для работников других отраслей. Экономика любого государства наилучшим образом развивается тогда, когда все они работают согласованно и в едином темпе, — вот почему так важно было объединить все направления и аспекты энергосберегающей политики государства в единую комплексную программу.)
  • Целевую программу обеспечения в республике не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования МВТ и альтернативных источников энергии на период до 2012 г. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2004 г. № 1680);
    (В настоящее время в Правительстве на рассмотрении находится проект постановления Совета Министров об установлении министерствам и ведомствам, облисполкомам и Минскому горисполкому заданий по доле местных ТЭР в балансе КПТ до 2012 г., которым отменяется действие Целевой программы.

К слову, в 2010 г. доля собственных энергоресурсов (в том числе возобновляемых) в общем объеме потребленного КПТ должна составить не менее 20,5%. Скорее всего, этого показателя удастся достичь уже в нынешнем году, предпосылкой к чему являются результаты выполнения задания за 9 месяцев — 20,4% вместо планировавшихся к концу года 20,0%. Своеобразной предпосылкой для этого стали не самые благоприятные погодно-климатические условия начала 2009 г.: январь оказался холоднее, чем в предыдущие годы, в среднем на 1,6%, февраль — более чем на 2%, март — на 1,5%, что и вынудило энергетиков и особенно коммунальщиков активнее вовлекать в топливно-энергетический баланс дополнительные энергетические ресурсы. В целом по стране использование МВТ и ВЭР в I половине нынешнего года по отношению к такому же периоду 2008 г. увеличилось на 2,1% (115,2 тыс. т у. т.). Наибольший прирост обеспечен в Витебской и Гомельской областях, Минжилкомхозе, ГПО «Белэнерго» и концерне «Белнефтехим».)

  • Республиканскую программу энергосбережения на 2006–2010 гг. (утверждена постановлением Правительства от 02.02.2006 г. № 137);
  • постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.05.2006 г. № 91 «О тарифах на электрическую энергию, производимую в Республике Беларусь юридическими лицами, не входящими в состав Белорусского государственного энергетического концерна, и индивидуальными предпринимателями и отпускаемую энергоснабжающим организациям данного концерна». Документом, принятым с целью стимулирования производства электроэнергии на основе нетрадиционных и возобновляемых источников, а также на объектах малой энергетики, установлено, что такая энергия приобретается по тарифам на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителям с присоединенной мощностью до 750 кВ•А с применением повышающих коэффициентов.

Все эти меры по упорядочению энергетического хозяйства страны, конечно же, дают свои плоды: если ВВП Республики Беларусь с 1997 по 2008 г. возрос на 223%, то потребление ТЭР за этот же период увеличилось только на 6,5%. На 52,3% уменьшилась энергоемкость нашего внутреннего валового продукта, составившая в 2008 г. 310 кг (расход топлива в нефтяном эквиваленте на производство продукции стоимостью 1 тыс. долларов США по паритету покупательской способности). Для сравнения: в 2007 г. в России этот показатель оказался равным 420 кг, Украине — 410 кг. В 1990 г. для Беларуси он составлял 780, а в 1992 г. — 800 кг н.э./тыс. долл.

Если в 2001–2005 гг. энергоемкость отечественного ВВП уменьшилась на 25,3%, то в нынешней пятилетке данный показатель должен составить 31,0%. Задача напряженная, но мы обязаны ее выполнить, потому что иного при имеющемся дефиците собственных ТЭР просто не дано.

К примеру, в 1990 г. республика потребила 63,1 млн т у. т., в 2006 г. — 39,0 млн т у. т., в 2008 г. — 39,3 млн т у. т. Если бы в Беларуси не реализовывались программы энергосбережения (отраслевые, региональные, республиканская), на объектах народного хозяйства не внедрялись различные энергоэффективные мероприятия, то в 2008 г. при более чем двукратном росте ВВП относительно 1998 г. мы имели бы потребление на уровне 55,7 млн т у. т. Сокращение по отношению к 1998 г. потребления ТЭР в объеме 16,4 млн т у. т. позволило сэкономить 2,3 млрд долларов США (при цене 140 долл./т у. т.) (рис. 1).

 Динамика энергоемкости ВВП в 2006–2009 гг.

Рис. 1. Динамика энергоемкости ВВП в 2006–2009 гг.


Тем не менее, энергоемкость ВВП Беларуси и теперь в 1,5–2 раза превышает аналогичный показатель в странах со сходными природно-климатическими условиями (рис. 2).  

Показатели энергоемкости ВВП в 2007 г. в мире (в ценах 2000 г. по паритету покупательной способности)

Рис. 2. Показатели энергоемкости ВВП в 2007 г. в мире (в ценах 2000 г. по паритету покупательной способности)


Для достижения уровня развитых стран Беларуси в периоды 2006–2010 гг. и 2010–2015 гг. энергоемкость отечественного ВВП предстоит снизить соответственно на 31 и на 28% — до 0,27 и 0,20 т н.э./тыс. долл. по паритету покупательной способности. К 2020 г. в топливно-энергетический баланс предполагается вовлечь максимально возможный с точки зрения экономической и экологической целесообразности объем НВИЭ — 9,72 млн т у. т.

Разумеется, для того чтобы достичь определенных результатов в снижении энергоемкости отечественного ВВП, нужны крупные капитальные вложения. В 2001–2008 гг. общий объем финансирования мероприятий в сфере повышения энергоэффективности экономики и увеличения использования собственных энергоресурсов составил по всем источникам 3865,8 млн долларов США. При этом если в 2001 г. на их реализацию было направлено 92,5 млн долл., в 2002 г. — 91,3 млн долл., в 2003 г. — 205,7 млн долл, то в последние годы дельта становилась все значительнее: в 2006 г. вложения в данную сферу хозяйствования составили 600 млн долларов. Изменился и качественный состав мероприятий: теперь это, как правило, реконструкция действующих мощностей с заменой их оборудования на современное — более мощное и работающее с меньшим удельным расходом топлива на производство 1 кВт•ч электроэнергии или 1 Гкал/ ч тепла, строительство новых электростанций и теплоцентралей, использование новейших технологий подачи и сжигания топлива и др.

Сегодня Белорусская энергосистема способна ежегодно вырабатывать 33 млрд кВт•ч электроэнергии, но «режимом наибольшего благоприятствования» для ее функционирования является производство 36 млрд кВт•ч. Следовательно, 3 млрд кВт•ч нужно прирастить за счет ввода новых высокоэффективных мощностей. С 2009 г. реконструированы и работают 1-я очередь Лукомльской ГРЭС с увеличением мощности энергоблока на 15 МВт, Минская ТЭЦ-3, где была смонтирована парогазовая установка электрической мощностью 230 МВт. На ряде котельных установлено генерирующее оборудование: котельная «Жлобинская» (с установкой газо-поршневого агрегата мощностью 26 МВт), Лидская ТЭЦ мощностью 25 МВт и др. Иначе говоря, впервые в истории Беларуси начата работа по преобразованию котельных в ТЭЦ, которые работают в режиме «тепло + электричество». Считаем, что пора и нам, как это делается, например, в еще более небогатой на собственные ТЭР Японии (только 5% от потребности), научиться с наибольшей отдачей использовать все более возрастающий в цене природный газ: сначала на выпуск основной продукции, а затем (образующиеся при этом вторичные энергоресурсы) для  одновременного производства тепло— и электроэнергии.

Об эффективности мероприятий по энергосбережению свидетельствует такой пример: Белорусский калийный комбинат в прошлом году расходовал на свои нужды 840 тыс. т у. т (суммарное потребление по республике — 38 млн т у. т.). Расчеты показывают, что в результате реализации всех запланированных по нашей программе энергосберегающих мероприятий потребление ТЭР на комбинате составит 540 тыс. т у. т., то есть на 300 тыс. т у. т. меньше. Затраты топлива в себестоимости продукции сократятся с 22,9 до 13,2%, что, в свою очередь, будет способствовать росту ее конкурентоспособности на мировых рынках.

В настоящее время прорабатывается вопрос установления повышенных тарифов на потребляемые ТЭР при необоснованном невыполнении запланированных мероприятий по энергосбережению. Небогатая на ресурсы Япония стала одной из богатейших стран мира в том числе и благодаря такому жесткому подходу к наиболее рациональному использованию ТЭР.

В нынешнем году реконструкция ведется на Минской ТЭЦ-5, где также будет установлена парогазовая установка мощностью 400 МВт, Гродненской и Минской ТЭЦ-2 (соответственно газотурбинная установка мощностью 110 и парогазовая мощностью 65 МВт), Витебской ТЭЦ (турбогенератор мощностью 40 МВт). В проекте — реконструкция блока Березовской ГРЭС и ТЭЦ «Северная» в г. Минске (газотурбинная установка мощностью 60 и парогазовая установка мощностью 330 МВт), реконструкция котельных № 3 в Борисове и Могилеве (парогазовая установка мощностью 65 и 15 МВт).

Из других крупных энергоэффективных проектов хотелось бы отметить строительство ТЭЦ на основе газотурбинных установок в ПО «Беларуськалий» (мощность до 150 МВт), в ПО «Гродно Азот» (мощность 16 МВт), в ОАО «Мозырьсоль» (мощность 20 МВт), а также строительство газотурбинной установки мощностью 16 МВт на ПРУП «Кричевцементношифер».

В республике большое внимание придается использованию энергии ветра. Выявлено 1840 площадок, пригодных для размещения ветроэнергетических установок (ВЭУ), суммарный потенциал которых оценивается в 1600 МВт с годовой выработкой 6,5 млрд кВт•ч электроэнергии.

На 1 октября 2009 г. суммарная установленная мощность действующих ВЭУ составила 1,3 МВт. Две из них (немецкого производства мощностью 600 и 250 кВт, КПД соответственно 20 и 21%) построены и работают в Мядельском районе. Установки интегрированы в Белорусскую энергосистему и ежегодно отпускают в государственную электрическую сеть около 1 млн кВт•ч.

В 2007 г. в СПК «Свитязянка 2003» (Кореличский район Гродненской области) выполнялись работы по строительству ветроэнергетической станции мощностью около 200 кВт в составе трех отечественных лопастных ВЭУ А-77 мощностью около 70 кВт каждая.

Имеющиеся до недавнего времени разработки, позволяющие преобразовывать энергию ветра в электроэнергию с помощью традиционных лопастных ВЭУ, в условиях Беларуси экономически не оправданы. Однако современные технические разработки позволяют создавать установки с пусковой скоростью ветра от 3 м/с и номинальной скоростью эксплуатации 7–8 м/с.

Для условий Республики Беларусь характерны относительно слабые континентальные ветры со средней скоростью 4–6 м/с, поэтому при выборе площадок для размещения ВЭУ требуются специальные исследования и тщательная проработка ТЭО по их внедрению.

С учетом необходимости параллельной работы ВЭУ с энергосистемой схема намного усложняется и, естественно, значительно увеличиваются затраты на их создание и эксплуатацию. При этом в затратах следует учитывать необходимость создания и содержания резерва мощностей на других типах электростанций.

Предусматривается осуществить комплекс мероприятий по строительству в 2008–2015 гг. ветропарков суммарной электрической мощностью 95–175 МВт. При этом строительство крупных ветропарков в республике будет осуществляться, как правило, за счет привлеченных средств.

При достижении суммарной мощности ВЭУ 95–175 МВт, выработка электроэнергии при ожидаемом коэффициенте использования мощности ВЭУ, равном 0,25, составит 208–383,3 млн кВт•ч в год, а замещение импортируемого углеводородного топлива — 58–107,3 тыс. т у. т.

В целях повышения инвестиционной привлекательности этого направления необходимо:

  • создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвесторов к строительству парков ВЭУ в Республике Беларусь и разработать систему мер по стимулированию внедрения ВЭУ, предусматривающую определение конкретных площадок и решение вопросов по отводу земельных участков под это строительство, установление гарантированных стимулирующих тарифов и гарантий на покупку электроэнергии, производимой ВЭУ, внесение проектов необходимых нормативных правовых актов в Совет Министров Республики Беларусь;
  • обеспечить в установленном порядке подключение ВЭУ к электрическим сетям Белорусской энергосистемы, а также приобретение государственными энергоснабжающими организациями электрической энергии, производимой на данных установках.

В настоящее время реализуется проект по возведению ветропарка в Гродненской области. Так, в октябре 2009 г. между РУП «Гродноэнерго» и компанией «Атомэнергоэкспорт» подписано соглашение о создании совместного предприятия для строительства ветропарка электрической мощностью 25 МВт, проект будет реализован в 2009–2012 гг.

Значительный технически и экономически обоснованный потенциал — 220–250 МВт — заложен в энергии белорусских рек, и пренебрегать им тоже не стоит. Пока что установленная мощность всех 30 действующих на них гидроэлектростанций составляет около 12 МВт, но уже ведется строительство Гродненской ГЭС мощностью 17 МВт на реке Неман, каскада из 4 электростанций на р. Западная Двина суммарной мощностью 120–140 МВт. В ближайшее время начнется возведение каскада из 2 ГЭС на р. Днепр, еще одной (Немновской) ГЭС на р. Неман, строительство и восстановление 12 малых и микро-ГЭС на других реках республики.

В соответствии с утвержденной концерном «Белэнерго» 03.05.2003 г. Программой строительства и восстановления объектов гидроэнергетики на период до 2020 г. предусмотрено строительство ГЭС на основных реках Беларуси общей установленной мощностью 200 МВт и ряд малых ГЭС на их притоках мощностью не менее 100 кВт каждая с удельными затратами не более 2000 долл./кВт. Благодаря этому суммарное производство электроэнергии на ГЭС планируется довести до 1 млрд кВт•ч, что составит 4% в балансе потребляемой в республике электроэнергии.

Наибольший потенциал гидроэнергетики имеется в Витебской, Гродненской и Могилевской областях, что обусловлено нахождением в их границах участков бассейнов рек Западная Двина, Неман и Днепр, представляющих для Беларуси наибольшую энергетическую ценность.

Среди источников альтернативной энергии особое значение для Беларуси имеют биогазовые комплексы. Республика располагает большим количеством сельскохозяйственных предприятий с достаточным объемом сырья для производства биогаза. В Беларуси сегодня действует свыше 6300 различных по мощности ферм и комплексов по содержанию и откорму крупного рогатого скота, свыше 100 свиноводческих, 48 птицеводческих комплексов и птицеферм. В процессе их функционирования образуется биомасса, ежегодный выход которой превышает 20 млн т. В потенциале можно получать по биогазовой технологии около 2,5 млрд м3 биогаза.

Преобразуя навоз, биомассу и органические отходы в высококачественное удобрение, биогазовые комплексы производят одновременно электрическую и тепловую энергию. Их внедрение повышает культуру производства на животноводческих комплексах и фермах, решает комплекс экологических проблем, связанных с утилизацией органических отходов.

В настоящее время в республике эксплуатируются три биогазовых установки общей мощностью 1,19 МВт: в РУСП «Селекционно-гибридный центр “Западный”» Брестского района — 0,52 МВт, в РУП «Племптицезавод “Белорусский”» Минского района — 0,34 МВт, в ОАО «Гомельская птицефабрика» — 0,33 МВт.

Республиканской программой энергосбережения на 2006–2010 гг. (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2009 г. № 1117) и отраслевыми программами энергосбережения в 2009–2010 гг. запланировано строительство 13 биогазовых установок суммарной мощностью 12,5 МВт на объектах агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и др.

В настоящее время в стадии строительства находятся биогазовые комлпексы на Барановичском КУПП «Водоканал» и Бобруйском УКДПП «Водоканал». В ближайшие годы агрегаты для получения биогаза мощностью от 1 до 3 МВт будут смонтированы еще в ряде сельскохозяйственных предприятий страны, а также на ряде спиртзаводов концерна «Белгоспищепром», на очистных сооружениях КУП «Слонимводоканал».

Конечно, проекты по использованию биогаза окупаются не за год и не за два, а по прошествии 7–10 лет. Но о том, что они выгодны, свидетельствует информация субъектов хозяйствования о работе биогазовых комплексов. Также не следует забывать, что энергетический потенциал биогаза — это всего лишь примерно 23% суммарного эффекта от его использования. Около 31% приходится на эффект от использования получаемых при этом качественных удобрений, 46% — это экологический эффект, то есть более чистая окружающая среда.

Наша республика располагает значительными запасами торфа. Его ресурсы, отнесенные в разрабатываемый фонд, оцениваются в 250 млн т, что составляет 5,5% оставшихся запасов. Извлекаемые при разработке месторождений запасы оцениваются в 100–130 млн т.

Однако в настоящее время потребителем торфа является преимущественно коммунально-бытовой сектор, что сдерживает рост его потребления. Дальнейшее существенное увеличение использования торфа для топливных целей возможно за счет переоборудования действующих либо создания новых котельных и мини-ТЭЦ, предназначенных для работы на этом виде топлива.

В целях более широкого вовлечения торфа в топливно-энергетический баланс Республики Беларусь в 2009–2015 гг. планируется строительство нескольких мини-ТЭЦ на торфе, в том числе в г. Речице электрической мощностью 1,5 МВт и в г. Хойники электрической мощностью до 3 МВт, а также крупной КЭС электрической мощностью до 900 МВт в г. Зельве с использованием МВТ в объеме не менее 30% от общего объема потребления топлива. Кроме того, в республике разработаны и внедряются котлы тепловой мощностью от 1 до 3 МВт, работающие на торфе.

Чтобы придать работе по вовлечению НВИЭ в топливно-энергетический баланс нужный темп и должную основательность, Министерство экономики Республики Беларусь на основании анализа законодательств отдельных государств Европейского союза и Содружества Независимых Государств совместно с заинтересованными разработали и внесли в Правительство проект Закона Республики Беларусь «О нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии».

Законопроект имеет рамочный характер и определяет правовые, экономические, экологические и организационные принципы использования НВИЭ, содействия расширению их использования в топливно-энергетическом комплексе республики.

Цели разработки Закона:

  • определение и законодательное закрепление единых терминов, устранение противоречий и пробелов, существующих в нормативных правовых актах;
  • установление основ правового регулирования этих общественных отношений;
  • стимулирование использования в республике НВИЭ путем установления льготных режимов (налоговых, таможенных, инвестиционных и др.) посредством применения отсылочных норм к соответствующим законодательствам, что позволит идти по пути дальнейшего развития и совершенствования законодательства для комплексного решения проблем НВИЭ.

Указанный законопроект определяет в сфере производства и использования НВИЭ:

  • основные термины и их определения;
  • принципы и направления государственной политики, направления государственной поддержки;
  • субъекты и объекты отношений;
  • полномочия государственных органов;
  • установление цен и тарифов на энергию, производимую из НВИЭ;
  • обязанности производителей энергии из НВИЭ;
  • порядок подключения установок по использованию НВИЭ к государственным электрическим сетям;
  • научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение;
  • реализацию международного сотрудничества;
  • ответственность за нарушение законодательства и др.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2008 г. № 2044 утверждена форма заключения об отнесении ввозимых товаров к оборудованию, используемому в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

В соответствии с действующим законодательством ввозимое в Беларусь технологическое оборудование по производству либо приему (получению), преобразованию, аккумулированию и (или) передаче энергии, производимой из НВИЭ, освобождается от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Помимо оптимизации топливно-энергетического баланса увеличение использования НВИЭ в республике будет способствовать:

  • совершенствованию структуры выработки электрической и тепловой энергии (созданию ТЭЦ на древесных отходах, ГЭС, ветроэнергетических и биогазовых установок и др.);
  • обеспечению возможности использования второго вида топлива на части газовых котельных и, таким образом, повышению надежности теплоснабжения;
  • утилизации отходов;
  • созданию инфраструктуры, обеспечивающей заготовку, переработку и транспортировку древесного топлива;
  • развитию собственного производства в республике машиностроительной техники.


 
Ссылки по теме:  

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА