Тенденции развития общества и экономических систем
20 октября 2015 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2015, № 3(34)]
УДК 001.895 (476)
А. Г. Шумилин,
Председатель ГКНТ, канд. экон. наук, доцент
В статье исследуются экономические уклады на этапах доиндустриального, индустриального и постиндустриального развития. Наряду с терминами «экономика знаний», «зеленая экономика» и «инновационная экономика» вводятся и раскрываются новые термины: «добывающая экономика», «технологическая экономика» и «экономика услуг».
The article examines the economic structures at the stages of pre-industrial, industrial and post-industrial development. It was entered and disclosed new terms — “extractive economy”, “Technology Economics” and “service economy” — along with the terms “knowledge economy”, “green economy” and “innovation economy”.
Статья в pdf формате
На протяжении XX и начала XXI вв. экономические и политические науки активно исследуют основные тенденции и закономерности развития общества и его экономических систем. В теоретической литературе присутствует широкое разнообразие мнений, однако можно выделить и некоторые преобладающие концепции.
Большинство авторов соглашается со следующими этапами общественного развития:
– доиндустриальное общество;
– индустриальное общество;
– постиндустриальное общество.
Каждому этапу соответствует свой экономический уклад, и здесь разбежка во мнениях исследователей очень высокая. Мы предлагаем свой взгляд на экономические модели.
Этап доиндустриального общественного развития можно охарактеризовать, на наш взгляд, экономической моделью под названием «добывающая экономика».
«Добывающая экономика» — это направление усилий общества на решение проблем жизнеобеспечения на основании прямого однократного использования природных ресурсов.
Целью «добывающей экономики» является выживание человека и завоевание жизненного пространства. Поэтому основные направления экономической деятельности сориентированы на добычу продуктов питания через сельское хозяйство и использование доступных природных ресурсов.
Трудовая деятельность людей, направленная на решение проблем жизнеобеспечения, осуществляется как в индивидуальной, так и в коллективной формах, но специализации при этом находятся в первичном состоянии. Труд в странах и регионах направлен на самообеспечение населения всем необходимым для жизни граждан.
Обеспечение энергией в рамках «добывающей экономики» осуществляется путем однократного преобразования природных ресурсов. Сжигание дров, угля и торфа позволяют получить тепловую и механическую энергию. Энергия воды и ветра преобразовывается в механическую энергию для нужд сельского хозяйства и производственной деятельности.
Знание на этапе «добывающей экономики» накапливаются преимущественно на основе практического опыта, наблюдений и экспериментальных исследований. На добытых таким образом сведениях закладываются основы физики, математики, химии и т. д. При этом создаются начала практического использования знаний в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых и т. д.
Образование как систематическая передача накопленных знаний от старших поколений к младшим находится на начальном этапе. Создаются высшие учебные заведения. Профессиональная подготовка осуществляется преимущественно путем передачи и освоения практического опыта деятельности и профессиональных знаний.
Индустриальное общество на наш взгляд характеризуется экономическими моделями, которые можно назвать «технологическая экономика» и «экономика услуг».
«Технологическая экономика» — это промышленное производство, направленное на удовлетворение все возрастающих потребностей граждан.
Производственные, а затем и интенсивные технологии позволяют перерабатывать добываемые ресурсы в товары народного потребления. По мере активного роста количества и разнообразия товаров, резко возрастают и объемы их потребления. Это становится настолько ярко выраженной тенденцией, что индустриальное общество нередко называют «обществом потребления».
Трудовая деятельность людей на данном этапе позволила оставить далеко позади проблемы простого выживания в природе. В производственной деятельности возникает специализация, которая позволяет создать значительные излишки товаров, что активно формирует рынок, постепенно превращающийся в мировой. Происходит накопление богатств, следствием чего становится разделение стран на развитые и развивающиеся, а граждан — на богатых и бедных. Появившийся разрыв между богатством и бедностью стремительно растет.
Обеспечение энергией «технологической экономики» достигается путем создания механизмов, обеспечивающих многократное преобразование энергии. Например, энергия, выделяемая при сгорании природного газа, преобразуется из тепловой в механическую, а затем — в электрическую. Последняя поставляется производству и населению посредством специальных систем распределения — электрических сетей.
Бурное развитие «технологической экономики» вызывает к жизни «экономику услуг».
«Экономика услуг» — это обеспечение промышленного производства сопутствующими услугами: транспортом, связью, торговлей, финансами.
Совместное развитие «технологической экономики» и «экономики услуг» создают бурный экономический рост, вплоть до качественного скачка. Таковым, например, является создание систем массового производства и ленточного конвейера Г. Форда.
Знания на этапе «технологической экономики» становится важной движущей силой. Именно они позволяют создавать все более новые, совершенные технологии, которые коренным образом изменяют производственную деятельность. Наука при этом становится самостоятельным сектором, причем фундаментальным. Получаемые в этом секторе знания и результаты используются в практике после проведения дополнительных прикладных работ. С развитием точных наук, методология познания перешла на качественно новый уровень. Теперь в ее основу положен принцип от «общего к частному» [1, с. 12].
Среди важнейших научно-технических достижений индустриального общества — создание компьютерной техники и новых информационных технологий. Эти достижения качественно изменили образ жизни человечества.
Образование в период «технологической экономики» сложилось в системную профессиональную подготовку, благодаря которой стала возможной работа на сложном технологическом оборудовании. Особо почетную роль стало играть инженерно-техническое образование. Благодаря ему впоследствии общество совершило научно-техническую революцию.
Постиндустриальное общество характеризуется экономическими моделями, получившими названия «экономика знаний» и «зеленая экономика».
«Экономика знаний» — это такое состояние развития, при котором главной производительной силой становятся знания, информация.
В постиндустриальном обществе бурное развитие информационных технологий привело к созданию такой производственной базы, в которой основой стала высокотехнологичная промышленность и высококвалифицированные работники [2]. Информация не только заняла свою нишу в экономике, но и стала самостоятельной сферой жизнеобеспечения.
Качественное изменение роли информации в обеспечении жизнедеятельности людей привело не только к трансформациям в экономике. Информационная среда стала неотъемлемой составной частью окружающей среды человека [3].
«Бурное развитие информационного сектора экономики позволяет говорить, что если XX в. назывался веком атома, то XXI в. будет называться веком бита» [1, с. 13].
«Экономика знаний» качественно изменила сферу материального производства. Во-первых, производство, опираясь на все новые знания, использует прогрессивные технологии, позволяющие постоянно снижать трудоемкие процессы, повышать качество товаров. Во-вторых, производство создает новые потребительские свойства товаров, ориентируется на удовлетворение потребностей конкретного человека.
«Экономика знаний» полностью изменила характер знаний и их влияние на принимаемые решения. Теперь при принятии управленческих решений на первый план выходит теоретическое знание. Знания выступают не как набор сведений, полученных в ходе образования или научно-исследовательской работы, а как систематизированный массив информации, полученный всей мировой наукой.
В «экономике знаний» совокупные научные знания выступают как особый интегральный ресурс. Этот ресурс настолько важен, что даже не поддается стоимостной оценке. Знания становятся одной из разновидностей капитала. Реальный уровень развития экономики страны определяется, с одной стороны, запасом знаний и уровнем научных исследований, а с другой — интенсивностью использования полученных знаний.
В ходе постиндустриального общества бурно развивается «экономика услуг». Интенсивно формируется сервисный сектор экономики, ориентированный на удовлетворение все возрастающих потребностей человека, а также на обслуживание оборудования и инструментов, находящихся на службе у человека. По мере развития сервисного сектора, он все больше склоняется к глобальным вещам — поддержанию и восстановлению, там, где необходимо, природной жизненной среды человека.
Иными словами, в постиндустриальном обществе, наряду с «экономикой знаний» формируется «зеленая экономика».
«Зеленая экономика» — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека с использованием возобновляемых природных ресурсов и защитой жизненной среды обитания человека.
«Экономика знаний» и «зеленая экономика» взаимно дополняют друг друга, и для этого имеются все объективные основания. Именно наука разрабатывает безотходные технологии, способы использования возобновляемых источников энергии и других природных ресурсов. Наука создает виды современного производства, не только бережно относящиеся к природе, но и позволяющие исправить ошибки деятельности человека предыдущих десятилетий.
В «экономике знаний» главным ресурсом производства становится не вещество и энергия, не труд и менеджмент, а информация и знания. В этом плане ярким примером могут служить Япония и Финляндия, которые, практически не имея природных ресурсов, исключительно за счет знаний построили развитые национальные экономики.
Наука в «экономике знаний» становится главной движущей силой производственной деятельности. Достоянием цивилизации становятся любые знания о природе и обществе. Имевшее ранее место разделение знаний на теоретические и прикладные все больше утрачивает свою актуальность. Те знания, которые еще вчера казались сугубо теоретическими, сегодня позволили создать совершенно новую нано-технологию.
В рамках «экономики знаний» и «зеленой экономики» ведущим направлением становится инновационная деятельность, размах которой позволяет говорить об «инновационной экономике».
«Инновационная экономика» — это производственная и коммерческая деятельность, опирающаяся на постоянные обновления и усовершенствования во всех сферах.
В «инновационной экономике» прирост ВВП обеспечивается, главным образом, за счет выпуска и реализации наукоемкой высокотехнологичной продукции, а также посредством систематических обновлений и усовершенствований в производстве, коммерции, управлении.
Основными характеристиками «инновационной экономики» являются следующие:
– государственная экономическая политика и законодательство, направленные на поддержку инновационных процессов;
– государственная поддержка науки и образования;
– преобладание интеллектуального характера труда над индустриальным;
– преобладание V технологичного уклада и переход к VI;
– интегрированные технологии;
– дороговизна трудовых ресурсов.
В целом «экономика знаний», «зеленая экономика» и «инновационная экономика» как определяющие экономический уклад постиндустриального общества способствовали возникновению и развитию следующих тенденций [1, 4]:
– ориентация экономических приоритетов на человека, на повышение качества жизни;
– смещение экономической роли государства от прямого и косвенного управления к созданию условий для делового и социального развития;
– переход от свободной рыночной конкуренции к регулирующей деятельности международных корпораций;
– превращение науки в самостоятельную отрасль экономики;
– кардинальное изменение системы управления экономикой посредством интенсивного развития информационных технологий.
Постиндустриальное общество показывает, что рыночное регулирование экономики вовсе не является высшим достижением. Опыт различных государств доказывает, что, например, переход к «инновационной экономике» может осуществляться как с использованием рыночных механизмов, так и на базе системы государственного регулирования социально-экономических процессов.
Выводы.
1. Общественное развитие прошло следующие этапы: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
2. Доиндустриальное общество характеризуется экономической моделью под названием «добывающая экономика», которая однократно использует природные ресурсы.
3. Индустриальное общество основано на экономических моделях «технологической экономики» и «экономики услуг».
4. Постиндустриальное общество характеризуется «экономикой знаний», «зеленой экономикой» и «инновационной экономикой».
Литература:
1. Иванов, В. В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования / В. В. Иванов. — М.: Абелия, 2004. — 290 с.
2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. — М.: Academia, 1999. — 784 с.
3. Моисеев, Н. Н. Информационное общество как этап новейшей истории / Н. Н. Моисеев // Науч.-техн. информ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. — 1995. — № 12. — С. 1–4.
4. Яковец, Ю. В. Циклы, кризисы, прогнозы / Ю. В. Яковец. — М.: Наука, 1999. — 448 с.
Ссылки по теме:
|