БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 3(22) 2012
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 3(22) 2012

Инновационная политика в Республике Беларусь. Дайджест

15 января 2013 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2012, № 3(22)]


18 сентября 2012 г. на заседании Президиума Совмина рассматривались итоги реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. С докладом на эту тему выступил Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Игорь Войтов. По его словам, в рамках Госпрограммы реализуются: 238 инновационных проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития республики (важнейшие проекты); 259 инновационных проектов по созданию новых и модернизации действующих предприятий, включенных в планы (программы) развития видов экономической деятельности отраслей и планы (программы) развития областей и г. Минска; 266 заданий по созданию новых и модернизации существующих производств для выпуска вновь освоенной (новой) продукции по заданиям государственных научно-технических программ.

В своем выступлении Игорь Войтов сообщил, что предпринятые меры, в том числе по льготам для производителей инновационной продукции, позволили в целом обеспечить положительную динамику роста основных показателей инновационного развития Беларуси, превышающие среднеевропейский уровень их достижения к 2015 г. «Беларусь в рейтинге Всемирного банка по индексу экономики знаний в 2012 г. оценивается на 59 месте, переместившись вверх на 5 позиций по сравнению с 2011 г.», — отметил он.

Следует отметить, что в 2011 г. выполнены такие показатели инновационного развития, как удельный вес отгруженной инновационной продукции в объеме отгруженной продукции (по республике составил 14,4 %, при плане 12–13 %; в первом полугодии 2012 г. —17,4 %, при плане 13,5–14,5 %). Наблюдается положительная динамика по росту этого показателя: в 2009 г. — 10,9 %, в 2010 г. — 14,5 %, в 2011-м — 14,4 %. Ожидается, что данный показатель в 2012 г. будет выполнен.

Удельный вес инновационно активных организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в 2011 г. составил 22,7 % (при плане 20 %). Наблюдается положительная динамика по росту этого показателя: в 2009 г. — 12,1 %, в 2010-м — 15,4 %, в 2011 г. — 22,7 %. Инновационную активность проявляли 502 организации и в подавляющем большинстве организации, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции — 443 (88,2 %). Ожидается, что данный показатель в 2012 г. будет выполнен (25 %).

Председатель ГКНТ Игорь Войтов также сообщил, что в 2011 г. показатель объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции возрос с 2200 млн долл. США в 2010 г. до 3205,0 млн долл. США, при плане 3100,0 млн. долл. США. Наблюдается положительная динамика по росту этого показателя: в 2008 г. — 1430,8 млн долл. США (доля высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта — 3,9 %), в 2010-м — 2200 млн долл. США (7,4 %), в 2011-м — 3205,0 млн долл. США (6,9 %).

В соответствии с прогнозными оценками в 2012 г. ожидается достижение запланированного Госпрограммой объема высокотехнологичного экспорта в размере 3935,0 млн долл. США, или около 10,0 % от общего объема экспорта Республики Беларусь.

По словам Игоря Войтова, из выполняемых в рамках Госпрограммы введены в эксплуатацию: по 34 важнейшим проектам (в 2011 г. — 24, в 2012 г. — 10) и 39 отраслевым и региональным проектам (в 2011 г. — 28, в 2012 г. — 11). Общие инвестиционные затраты, связанные с реализацией инновационных проектов Госпрограммы, в 2011 г. составили 15,8 трлн руб.

В целях ускорения развития высокотехнологичного сектора национальной экономики Правительством Республики Беларусь поставлена задача о дополнении программы крупными системными импортозамещающими и экспортно ориентированными проектами. В этой связи ГКНТ проводится работа по привлечению малого и среднего бизнеса к выполнению мероприятий Госпрограммы. Для рассмотрения в Госкомитет по науке и технологиям представлено 20 предложений в том числе, предложения поступили от ЗАО «Арматурно-изоляторный завод», ОАО «Внедренческое предприятие Альтернатива», ЧП «ИЦТ Горизонт» и др. НАН Беларуси и ГКНТ предложили 33 проекта к рассмотрению потенциальными заказчиками для включения в Госпрограмму.

В целом в 2011 — I полугодии 2012 гг. обеспечено выполнение 257 заданий по созданию новых и модернизации действующих предприятий и производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий в целях освоения и выпуска вновь освоенной (новой) продукции по заданиям государственных научно-технических программ (2011 г. — 57 заданий, 2012 г. — 200 заданий, 2013 г. — 174 задания. Объем выпуска новой продукции составил 181 013,0 тыс. у. е.

Председатель ГКНТ Игорь Войтов сообщил также о проводимых мероприятиях по формированию Национальной инновационной системе. Так, в рамках совершенствования системы нормативного правового регулирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности подготовлено и принято более 50 нормативных правовых актов, в том числе за первое полугодие 2012 г. — более 20. Важнейшими являются: Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»; Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10 июля 2012 г. № 425-З; Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств» и др.

Следует отметить, что с 1 января 2012 г. в Республике Беларусь действуют новые налоговые льготы для инновационных организаций, закрепленные в Налоговом кодексе Республики Беларусь. Льготы по налогу на прибыль, пониженная ставка 10 % прибыли организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными, освобождение от налога на недвижимость, для производителей лазерно-оптической техники ставка налога на прибыль — 10 %.

В целом созданное в республике законодательство обеспечивает правовое регулирование всех этапов инновационного процесса от определения приоритетов и планирования научно-технической деятельности до оценки экономической эффективности реализации инновационной продукции, в том числе: стимулирование развития высокоэффективных производств; финансирование инвестиционной и инновационной деятельности; регулирование создания и развития холдингов; предоставление налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности, производящих инновационные и высокотехнологичные товары; использование объектов интеллектуальной собственности, направление 40 % прибыли, полученной за счет использования новшеств, авторам этих новшеств; функционирование системы охраны авторских и смежных прав.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 205 утверждена стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 гг. и План первоочередных мероприятий по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2013 гг.

Реализация стратегии позволит сформировать действенный механизм получения экономических преимуществ от инновационной деятельности, достичь повышения конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках на основе освоения современных методов ведения бизнеса, конкурентной борьбы, базирующихся в значительной степени на эффективном управлении интеллектуальной собственностью.

ГКНТ подготовлены Мероприятия по повышению эффективности торговли объектами интеллектуальной собственности на 2011–2012 гг., реализация которых позволит обеспечить в 2012 г. положительное сальдо по всему комплексу услуг, связанных с торговлей объектами интеллектуальной собственности, в размере 140 млн долл. США.

В ходе реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры в 2011 г. зарегистрировано 3 новых субъекта инновационной инфраструктуры, в числе которых технопарки ООО «Технопарк Полесье», ООО «Минский городской технопарк», центр трансфера технологий — ГП «Агентство развития и содействия инвестициям», перерегистрирован технопарк ЗАО «Технологический парк Могилев», в первом полугодии 2012 г. — 2 технопарка: ЗАО «Брестский научно-технологический парк» и КПУП «Научно-технологический парк Гродно». В 2013 г. планируется создание технопарка в Могилевской области.

Резидентами технопарков являются около 60 организаций (предприятий) различной формы собственности.

Ежегодно за счет средств республиканского бюджета осуществляется финансирование работ по организации деятельности и развитию материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры. На эти цели в 2011 г. было использовано 11,8 млрд руб. На 2012 г. предусмотрено 34 млрд руб., в том числе Минобразования — 10,0 млрд руб., Брестскому, Гомельскому, Гродненскому облисполкомам и Минскому горисполкому — по 5,0 млрд руб., Минскому облисполкому — 4,0 млрд руб.

Важнейшим элементом инновационной инфраструктуры Республики Беларусь является Белорусский инновационный фонд. Основной его задачей является оказание адресной финансовой поддержки для выполнения инновационных проектов, работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, а также венчурных проектов, включенных в план мероприятий Госпрограммы. Средства выделяются на конкурсной и возвратной основе. Работы тематического плана Белинфонда 2011–2012 гг. выполняются согласно плану мероприятий Госпрограммы и отдельным поручениям Совета Министров Республики Беларусь.

В течение 2011 г. Белинфонд проводил работы по 22 договорам на финансирование работ по организации и освоению производства. В 2012 г. Белинфондом проводятся работы по 25 договорам на финансирование работ по организации и освоению производства. Законом о бюджете Республики Беларусь на 2012 г. для Белинфонда предусмотрен объем средств в размере 129,04 млрд руб.

Наиболее значимые проекты в 2012 г.: «Разработка новых технологических процессов для субмикронного производства», ОАО «Интеграл»; «Создание высокотехнологичного производства для нанесения защитно-декоративного покрытия порошковыми красками на детали бытовых напольных газовых, газоэлектрических и электрических плит», ОАО «Электроаппаратура»; «Создание серийного производства изделий для кардиохирургии», ПРУП «Завод “Электронмаш”»; «Организация производства по защите от коррозии металлоконструкций методом горячего оцинкования», ГП «Конус» РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» и др.

В 2012 г. Белорусским инновационным фондом начато финансирование двух венчурных проектов: «Разработка и внедрение новой технологии производства цементно-поризованных листов, обеспечивающих ресурсосбережение и импортозамещение в строительстве», ООО «Орша КЕМБел»; «Организация и освоение производства установки автоматического контроля фотошаблонов ЭМ-6729», УП «КБТЭМ-ОМО».

В ближайшее время усилия ГКНТ и заинтересованных организаций будут направлены на формирование в республике инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора, предусмотренных Госпрограммой, а также кластеров по предложениям организаций негосударственной формы собственности в рамках организации государственно-частного партнерства.


В 2012  г. выполняются 6 региональных научно-технических программ (РНТП): Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областей с общим количеством заданий 34. Расходы республиканского бюджета на финансирование заданий РНТП утверждены в объеме более 9 млрд руб.

В рамках региональной научно-технической программы «Инновационное развитие Брестской области» в первом полугодии 2012 г. в соответствии с утвержденными составами работ выполняются 4 задания по направлениям: здравоохранение, мелиорация, детское питание, ресурсосбережение.

Региональная научно-техническая программа «Инновационное развитие Витебской области» состоит из двух подпрограмм: машиностроение, строительный комплекс, коммунальное хозяйство, химия и нефтехимия (головная организация-исполнитель — УО «Полоцкий государственный университет»); приборостроение, энергетика, легкая промышленность, агропромышленный комплекс, рациональное природопользование, здравоохранение, управление развитием региона (головная организация-исполнитель — ГНУ «Институт технической акустики» НАН Беларуси). В состав работ текущего года по программе включено 11 заданий.

В рамках РНТП «Научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Гомельской области» в первом полугодии 2012 г. выполнялись 3 задания, из них 1 — завершено.

В рамках региональной научно-технической программы «Разработка технологий, технических средств и механизмов хозяйствования, обеспечивающих повышение эффективности функционирования сельского хозяйства и промышленности Минской области» в первом полугодии 2012 г. в соответствии с утвержденным составом работ выполнялись 8 заданий. Столько же заданий выполняется и в рамках региональной научно-технической программы «Инновационное развитие Могилевской области».


Одним из важнейших условий по решению поставленных перед научно-инновационным комплексом задач является законодательное обеспечение инновационного развития, основой которого стал Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республики Беларусь». Об этом сообщил Председатель ГКНТ Игорь Войтов на семинаре для членов Совета Республики на тему «Законодательные основы для развития государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности». По его словам, без законодательства невозможно поступательное развитие инициатив руководства страны и научного сообщества по созданию в Беларуси инновационной экономики.

В своем выступлении Председатель ГКНТ Игорь Войтов также сообщил, что цель государственной инновационной политики в республике — создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Справка: в 2011 г. наукоемкость ВВП составила 0,8 % при плане — 1,2 %. При этом в ЕС данный показатель составил около 2 %. Прогноз на 2012 г. — 0,9–1,1 % к ВВП, 2013 г. — 1,2–1,4 %. Для достижения этого необходимо увеличить затраты на исследования и разработки в 3 раза (за счет средств инновационных фондов, а также собственных средств).

По данным Института Всемирного банка в рейтинге 146 стран мира Беларусь поднялась с 73-го на 59-е место. Положительную роль в данных индексах сыграл обзор, проведенный ЕЭК ООН совместно с Правительством по вопросу инновационного развития Беларуси и его представление во все международные организации.

Государственная инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов: свободы научного и технического творчества; защиты интеллектуальной собственности (ГКНТ подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О создании благоприятных условий для эффективной коммерциализации результатов научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств»); направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития; обеспечения эффективного взаимодействия компонентов НИС; оптимального сочетания форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных механизмов развития инновационной деятельности; стимулирования инновационной деятельности; выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов.

Следует отметить, что принятый Закон Республики Беларусь заложил основы для развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере инновационной деятельности. В рамках ГЧП лидерами в выборе научно-технологических и инновационных приоритетов в основном являются государственные организации, которые заключают соглашения с промышленными фирмами (частными предприятиями) о проведении для них соответствующих НИОКР, отвечающих государственным научно-техническими приоритетам.

Для стимулирования ГЧП, в рамках которых выполняются проекты НИОКР государственного значения, целесообразно использовать следующие механизмы: повышение эффективности государственной поддержки бизнеса, осуществляющего НИОКР; обеспечение государством безопасности вкладов частного сектора в осуществление НИОКР, тематика которых является приоритетной для страны; стимулирование коммерциализации результатов исследований частным сектором на основе введения соответствующих норм и правил; модернизация инфраструктуры системы знаний в стране, что косвенно содействует повышению эффективности ГЧП.

Среди достоинств ГЧП — его универсальность: оно может использоваться в большинстве отраслей экономики, с его помощью можно развивать автодорожный, железнодорожный, водный транспорт, возводить объекты инфраструктуры.

Сферы применения ГЧП в развитых зарубежных странах очень разнообразны. Около 80 % глобального рынка ГЧП составляют проекты в сфере образования, медицины и смежных секторах. В то же время практически во всех странах рынок ГЧП начинал развиваться с проектов в сфере транспортной инфраструктуры. Все более активно ГЧП используется в инновационной сфере.

Следует отметить, что в каждой из стран есть своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инноваций с помощью ГЧП.

В странах, характеризующихся наиболее развитой рыночной экономикой, высоким уровнем производительности труда и уровнем потребления ВВП на душу населения, где государством гарантируется высокий уровень социальной защиты, ГЧП используется чаще в отраслях здравоохранения и образования, что продиктовано политикой государства.

Мировыми лидерами в области ГЧП признаны Великобритания, США, Франция и Германия.

В Беларуси в качестве головных исполнителей заданий государственных научно-технических программ участвуют 10,5 % организаций с частной и смешанной формой собственности, в качестве соисполнителей — 24,1 %, в качестве производителей товарной продукции — 20,9 %.

Важную роль в организации эффективного функционирования белорусской модели национальной инновационной системы, обеспечивающей экономический рост и развитие в национальной экономике, играет реализация мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. В соответствии с заданиями ГПИР развивается инфраструктура инновационного бизнеса. Основные пользователи этой инфраструктуры — предприятия частной формы собственности.

В целом в механизме формирования различных государственных программ в нашей стране уже используются элементы ГЧП, которые необходимо расширять. В частности, для рассмотрения в ГКНТ для включения в ГПИР представлено свыше 40 предложений частного бизнеса. Заказчикам предложено рассмотреть эти проекты для включения в ГПИР.

Развитие ГЧП в научно-технической и инновационной сферах предусматривает организацию взаимодействия между органами государственного управления всех уровней, некоммерческими объединениями предпринимателей и субъектами инновационной инфраструктуры.

Для формирования института ГЧП необходимо: сформировать Концепцию государственно-частного партнерства; ускорить принятие закона о ГЧП, корректировку действующего законодательства и подготовку иных нормативных правовых актов, формирующих законодательство в области ГЧП; разработать перечень инфраструктурных объектов на долгосрочную перспективу, предлагаемых в проекты ГПИР во всех сферах экономики, в которых возможно применение принципов ГЧП; сформировать межведомственный совет по ГЧП; создать специализированную организацию в сфере ГЧП (агентство (департамент) по ГЧП) — в форме юридического лица, основной целью деятельности которого будет являться содействие и развитие ГЧП в Беларуси.


В ГКНТ состоялось заседание общественного совета, на котором рассматривались планируемые к реализации проекты по созданию новых производств, товаров (услуг), соответствующих приоритетным направлениям научно-технической деятельности на 2011–2015 гг. В заседании приняли участие технические директора, главные конструкторы, инженеры ведущих предприятий промышленности, а также представители научно-исследовательских институтов, академической и вузовской науки, отраслевых институтов.

В настоящее время на рассмотрение в ГКНТ представлено около сотни технических предложений, соответствующих мировым тенденциям, на основании которых в последующем планируется подготовить проекты для включения в Государственную программу инновационного развития на 2011–2015 гг., а также в отраслевые и региональные программы инновационного развития.

Как отметил на совещании Председатель ГКНТ Игорь Войтов, предприятия должны ориентироваться на выпуск современной высокотехнологичной продукции не только на внутренний рынок, но и на рынки ближнего и дальнего зарубежья.


В текущем году сохраняется положительная динамика роста активности белорусских субъектов в охране в Беларуси и за рубежом промышленной собственности, активизации рынка интеллектуальной собственности. Так, за 8 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. почти на 30 % возросло количество поступивших на рассмотрение в национальное патентное ведомство заявок на промышленные образцы (2012 г. — 242, 2011 г. — 189), почти на 20 % — на полезные модели (2012 г. — 789, 2011 г. — 668), более чем на 10% — на изобретения (2012 г. — 1341, 2011 г. — 1210), практически на 20 % увеличилось количество поступивших по национальной процедуре заявок на товарные знаки (2012 г. — 3948, 2011 г. — 3329).

В части использования объектов промышленной собственности путем передачи прав на них можно констатировать значительный рост количества зарегистрированных в Национальном центре интеллектуальной собственности сделок. Так, за вышеуказанный период 2012 г. было зарегистрировано 507 договоров (в частности, лицензионных договоров, договоров уступки прав, а также договоров франчайзинга), что превысило аналогичный показатель 2011 г. (332 договора) более чем на 50%.


Подготовлено по материалам
Государственного комитета по науке и
технологиям Республики Беларусь


Ссылки по теме:

 

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Республиканский семинар по вопросам организации научно-технической деятельности в регионах (10 апреля 2024 г., г. Брест)

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Автоматизация и технологии в машино– и приборостроении» (18 апреля 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 05.02.2024
Copyright © БелИСА