Государственные программы (региональные, отраслевые, международные и др.) в терминах и определениях. Нормативно-правовой аспект1
22 января 2013 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2012, № 3(22)]
Е. В. Вашкевич,
вед. науч. сотрудником, канд. хим. наук,
М. И. Круталевич,
зав. отделом ГУ «БелИСА»,
Л. Я. Куницкая,
вед. науч. сотрудником, канд. биол. наук
В. А. Миюсов,
ст. научный сотрудник ГУ «БелИСА»
Бюджетная программа включает в себя комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, заказчикам и срокам выполнения, обеспечивающий реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы.
К бюджетным программам относятся программы, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов.
Бюджетная программа может включать в себя подпрограммы.
Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З «Бюджетный кодекс Республики Беларусь».
Президентские программы — это программы по важнейшим социально-экономическим проблемам, инициатором которых выступает Президент Республики Беларусь и которые реализуются под его руководством (патронажем).
Указ Президента Республики Беларусь от 4 ноября 1996 г. № 452 «Об утверждении Положения о президентских программах».
Государственная программа — программа, утверждаемая Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, финансирование которой будет осуществляться с участием средств республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами.
Отраслевая программа — программа, направленная на реализацию задач и функций, закрепленных за республиканскими органами государственного управления, разрабатываемая и утверждаемая ими2.
Региональная программа — программа, утверждаемая местными исполнительными и распорядительными органами, финансирование которой предполагается осуществлять за счет средств местных бюджетов3.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Государственные научно-технические программы — разрабатываются для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем.
Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики».
Научно-технические программы (государственные, региональные и отраслевые) — это комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения заданий по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, завершающихся созданием новой или усовершенствованной технологии, видов товарной продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера (далее — инновации), освоением (внедрением) в производстве разработанных инноваций и выпуском на этой основе вновь освоенной продукции.
Региональная научно-техническая программа разрабатывается для решения наиболее значимых научно-технических проблем социально-экономического развития административно-территориальных единиц (регионов).
Отраслевая научно-техническая программа разрабатывается для решения единой научно-технической проблемы социально-экономического развития отрасли4.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений».
Государственные программы научных исследований разрабатываются для получения новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектах, исследования путей практического применения открытых ранее явлений и процессов, решения конкретных научных задач, имеющих непосредственное приложение в народном хозяйстве.
Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности».
Государственные программы научных исследований разрабатываются в целях реализации государственной научно-технической политики по приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь, получения новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектах, исследования путей практического применения открытых ранее явлений и процессов, решения конкретных научных задач, имеющих непосредственное применение в народном хозяйстве5.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. № 1196 «О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Государственная комплексная целевая научно-техническая программа — комплекс государственных научно-технических программ и государственных программ научных исследований, взаимодополняющих друг друга в рамках соответствующих приоритетных направлений научно-технической деятельности и научных исследований, направленный на обеспечение полного инновационного цикла от научных исследований до внедрения научной и научно-технической продукции в производство.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1117 «О государственных комплексных целевых научно-технических программах» (вместе с Положением о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных комплексных целевых научно-технических программ).
Инновационная программа — комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций.
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств № 27-16 «О модельном законе “Об инновационной деятельности”» (принято в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 г.).
Межгосударственные программы — взаимосвязанные по конечным результатам программы, осуществляемые совместными усилиями государств — участников СНГ в согласованных сферах деятельности.
Соглашение Экономического совета Содружества Независимых Государств «О сотрудничестве в формировании информационных ресурсов и систем, реализации межгосударственных программ государств — участников Содружества Независимых Государств в сфере информатизации» (заключено в г. Москве 24.12.1999 г. членами Экономического совета СНГ).
Межгосударственная инновационная программа в научно-технологической сфере — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на эффективное использование научно-технологического потенциала в целях получения нового или улучшения производимого продукта, востребованного рынком, способа его производства и (или) совершенствования социального обслуживания, представляющих интерес для двух или более государств — участников настоящего Соглашения, выделивших необходимые финансовые и (или) другие виды ресурсов для их реализации6.
Соглашение о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере (вместе с Порядком формирования и реализации межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере) (заключено в г. Москве 11.09.1998 г. государствами — участниками СНГ).
Межгосударственная научно-техническая программа — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок, а также организационно-экономических мероприятий по их обеспечению, выполняемый исполнителями Сторон и направленный на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах общественных и природных явлений, а также на эффективное решение социально-экономических проблем Сторон, включая создание образцов конкурентоспособной на мировом рынке продукции для ее последующего производства в целях удовлетворения национальных потребностей и расширения экспортных возможностей.
Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ (заключена в г. Москве 25.11.1998 г. государствами — участниками СНГ).
Программы Союзного государства (программы, подпрограммы и проекты) — комплекс совместных мер по решению крупных социально-экономических задач Республики Беларусь и Российской Федерации, включающий в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационно-хозяйственных и других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам их осуществления.
Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства № 3 «О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» (принято 12.04.2002 г.).
Национальная научно-техническая программа — научно-техническая программа или самостоятельные разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ иной программы, которая выполняется для государственных нужд научными организациями, учреждениями высшей школы и предприятиями независимо от форм собственности при финансовой поддержке из средств государственного бюджета соответствующей Стороны.
Соглашение о порядке привлечения научно-исследовательских организаций и специалистов государств — участников Содружества Независимых Государств к выполнению национальных научно-технических программ (заключено в г. Москве 25.11.1998 г.).
Межгосударственная целевая программа Евразийского экономического сообщества представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач в области экономического, научно-технического, экологического, социального и культурного развития государств — членов ЕврАзЭС.
Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 356 «О проекте Порядка разработки и реализации межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС» (принято в г. Душанбе 6.10.2007 г.).
Комплексные целевые программы и проекты — система, позволяющая определить своевременность и значимость работ с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели.
Рамочная программа — механизм, определяющий совместные цели участников и пути их достижения для реализации комплексного сотрудничества в высокотехнологичной сфере.
Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «О Рамочной программе сотрудничества государств — участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 г. «СОТРУДНИЧЕСТВО “АТОМ — СНГ”» (принято в г. Минске 19.05.2011 г.).
Государственный заказчик — организация, являющаяся распорядителем средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов, а также средств государственных внебюджетных фондов, предусмотренных для финансирования создания результатов научно-технической деятельности, заключающая договоры с исполнителями.
Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами».
Государственным заказчиком государственной программы научных исследований могут выступать республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, другие государственные органы и государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. № 1196 «О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Заказчик программы (государственной, региональной, отраслевой) — распорядитель средств республиканского или соответствующего местного бюджета, осуществляющий реализацию одной или нескольких задач программы.
Заказчик — координатор программы (государственной, региональной, отраслевой) — один из заказчиков программы, осуществляющий в соответствии с решением об утверждении программы координацию деятельности заказчиков по достижению цели программы.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь.
Государственными заказчиками могут выступать:
– государственных научно-технических и отраслевых научно-технических программ — республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Генеральная прокуратура, Национальная академия наук Беларуси и Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;
– региональных научно-технических программ — облисполкомы и Минский горисполком.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений».
Государственный заказчик национальной научно-технической программы — орган исполнительной власти (или иная полномочная организация) Стороны, ответственный за организацию и оплату работ по выполнению Программы, определяющий организацию-заказчика, осуществляющий контроль за подбором организаций-исполнителей и специалистов из других государств, уровнем договорных цен на заказные научно-технические исследования и разработки, расходованием средств, выделяемых на выполнение Программы, приемом выполненных этапов работ Программы и работы по ней в целом7.
Соглашение о порядке привлечения научно-исследовательских организаций и специалистов государств — участников Содружества Независимых Государств к выполнению национальных научно-технических программ (заключено в г. Москве 25.11.1998 г. государствами — участниками СНГ).
Государственный заказчик-координатор государственной комплексной программы — один из государственных заказчиков разделов программы, определяемый Советом Министров Республики Беларусь при утверждении перечня государственных комплексных программ, на которого возлагается координация деятельности государственных заказчиков разделов программы по достижению ее целей.
Руководитель государственной комплексной программы — руководитель (заместитель руководителя) республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, или государственной организации, подчиненной Президенту Республики Беларусь (с согласия ее руководителя), определяемый Советом Министров Республики Беларусь, на которого возлагается руководство выполнением государственной комплексной программы.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1117 «О государственных комплексных целевых научно-технических программах» (вместе с Положением о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных комплексных целевых научно-технических программ).
Государство — участник межгосударственной научно-технической программы — государство, подписавшее межправительственное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы (далее — Соглашение о сотрудничестве) и обеспечившее выполнение своих обязательств по ее реализации необходимыми финансовыми и иными ресурсами, объемы которых определены в рамках данной Программы.
Государственный заказчик межгосударственной научно-технической программы — орган исполнительной власти (или иная полномочная организация), ответственный за выполнение этим государством обязательств, принятых им в соответствии с Соглашением о сотрудничестве, и организацию работ по реализации Программы в своем государстве.
Координатор межгосударственной научно-технической программы — один из государственных заказчиков, обеспечивающий по взаимному согласию их оперативное взаимодействие в процессе выполнения Программы, организующий взаимные консультации и обмен информацией между государственными заказчиками, согласование оперативных планов на отдельные периоды осуществления Программы, выработку рекомендаций по совершенствованию сотрудничества, использование промежуточных и конечных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготавливающий и представляющий согласованную информацию о реализации Программы в Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию.
В качестве координатора Программы могут выступать международные научно-исследовательские центры и научные организации, транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственные (межправительственные) органы. Если Программа состоит из отдельных проектов, финансируемых соответствующими государствами — участниками Программы, то роль координаторов таких проектов выполняют национальные государственные заказчики этих проектов.
Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ (заключена в г. Москве 25.11.1998 г. государствами — участниками СНГ).
__________
1 По каждому термину и определению приводятся нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие деятельность, связанную с данным термином. При отсутствии определения данного термина в нормативных правовых актах Республики Беларусь, приводятся международные технические нормативные акты и соглашения стран СНГ.
2 Отраслевые программы утверждаются республиканскими органами.
3 Инициатор разработки программы (государственной, региональной, отраслевой) — государственный орган, выступивший с предложением о разработке программы.
Концепция программы (государственной, региональной, отраслевой) — система обоснований, принципов, подходов и направлений, определяющих основные положения программы, включая цели, задачи, приоритеты и ресурсное обеспечение.
Цель программы (государственной, региональной, отраслевой) — социальный и (или) экономический результат выполнения программы.
Задача программы (государственной, региональной, отраслевой) — показатель (показатели) программы, который должен быть достигнут посредством реализации ее мероприятий.
Мероприятие программы (государственной, региональной, отраслевой) — форма выполнения заказчиком задач программы.
4 Научно-техническая программа может быть монообъектной и составной.
Монообъектная программа — программа, включающая задания по разработке и освоению или внедрению в производстве единой инновации и выпуску на этой основе вновь освоенной продукции.
Составная программа — программа, включающая задания по разработке, освоению или внедрению в производстве ряда инноваций и выпуску на этой основе вновь освоенной продукции.
Составная программа может включать подпрограммы, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований.Подпрограмма — это часть программы, направленная на решение самостоятельной научно-технической проблемы в рамках достижения общей цели программы.
5 Программы могут являться научным обеспечением государственных программ, утверждаемых Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь. Программы могут выполняться в рамках государственных комплексных целевых научно-технических программ в соответствии с актами законодательства.
6 Межгосударственная программа может включать в себя скоординированные между собой проекты, выполняемые и финансируемые полностью или в оговоренных в соответствующих соглашениях частях каждым из государств — участников программы, а также совместные проекты.
7 Стороны — это государства — участники Соглашения о порядке привлечения научно-исследовательских организаций и специалистов государств — участников Содружества Независимых Государств к выполнению национальных научно-технических программ в лице правительств.
Ссылки по теме:
|