Правовое регулирование системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в Беларуси с использованием новых финансовых механизмов (фондовых, кредитных, страховых)
16 января 2013 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2012, № 3(22)]
УДК 001.89:336.02(091)(045)(476)
М. И. Круталевич,
зав. отделом ГУ «БелИСА»
Л. Я. Куницкая,
вед. науч. сотрудник ГУ «БелИСА», канд. биол. наук
Е. В. Вашкевич,
вед. науч. сотрудник ГУ «БелИСА», канд. хим. наук
В статье рассмотрены вопросы правового регулирования системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в Беларуси с использованием фондовых, кредитных, страховых механизмов.
The article considers the issues of legal regulation of the system of financing of scientific, scientific-technical and innovative activities in Belarus with the use of stock, credit, insurance mechanisms.
Конкретные меры по экономическому стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности устанавливаются законодательством Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики»).
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 г. № 136, совершенствование системы финансирования научно-технической и инновационной деятельности будет реализовано, в том числе, путем создания многовекторной системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием новых финансовых механизмов — фондовых, кредитных, страховых.
Фондовые механизмы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.01.1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики» для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, могут создаваться фонды, в том числе инновационные.
Основными задачами и направлениями деятельности фондов являются:
– поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности путем предоставления на конкурсной основе средств юридическим и физическим лицам Республики Беларусь на безвозмездной или возвратной основе для финансирования этих видов деятельности;
– организация взаимовыгодного сотрудничества с юридическими и физическими лицами Республики Беларусь, фондами и другими организациями зарубежных стран, привлечение средств зарубежных инвесторов для финансирования мероприятий в соответствии с уставными целями и задачами фондов;
– контроль за целевым и эффективным использованием средств, предоставляемых фондами (в случаях нецелевого или неэффективного использования средств фонды имеют право приостановить финансирование соответствующих юридических и физических лиц до устранения выявленных нарушений или прекратить их финансирование с взысканием с них в установленном законодательством Республики Беларусь порядке средств, использованных не по целевому назначению).
Фонды создаются Президентом и Правительством Республики Беларусь для привлечения средств из различных источников на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, счета в банках, печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием и руководствуются в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и положениями (уставами) о них (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.06.1998 г. № 892 «Об утверждении Положения о порядке формирования и использования фондов специального назначения для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности»).
Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований включен в состав НАН Беларуси с правами юридического лица Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки».
Фонд является государственной некоммерческой организацией, не имеющей членства.
В соответствии с Уставом Фонда, утвержденным Постановлением Президиума НАН Беларуси от 20.08.2004 г. № 57, целью деятельности Фонда является поддержка фундаментальных и поисковых научных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, которые выполняются научными организациями, учреждениями образования, обеспечивающими получение высшего образования, временными научными коллективами и отдельными научными работниками по приоритетным направлениям исследований.
Предметом деятельности Фонда является осуществление на конкурсной основе финансовой поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований.
Белорусский инновационный фонд.
В целях совершенствования инновационной деятельности, создания дополнительных условий для развития высокотехнологичных производств и повышения инновационной активности организаций Указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда» установлено, что Белорусский инновационный фонд (Белинфонд) в соответствии с законодательством осуществляет финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках реализации инновационных проектов (далее, если не установлено иное, — проекты), работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ (далее — работы по организации и освоению производства), венчурных проектов, за счет направляемых на эти цели Белинфонду средств инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси (далее — инновационные фонды), а также выполняет функции венчурной организации в части финансирования венчурных проектов.
Белорусский инновационный фонд подчиняется государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь (Декрет Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки»).
В целях создания дополнительных условий для финансовой поддержки инновационного развития Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» утверждено Положение о порядке формирования и использования средств инновационных фондов.
Справочно: до 01.01.2013 г. действует Положение о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 07.12.2009 г. № 596 (ред. от 11.07.2012 г.) «О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов».
Установлено, что с 1 января 2013 г. в составе республиканского бюджета формируются республиканские инновационные фонды, в составе местных бюджетов — местные инновационные фонды.
Инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами и создаются в целях финансирования развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирования и развития инновационной инфраструктуры, выполнения новейших исследований и разработок, инновационных проектов.
Средства инновационных фондов направляются на финансирование:
– инновационных проектов, в том числе выполняемых в рамках государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных программ, включая научно-технические программы;
– научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, направленных на разработку новых видов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, новых или усовершенствованных технологий, новых услуг;
– работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии;
– организации деятельности и развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, субъектов инновационной инфраструктуры;
– оснащения современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, включая лицензионное программное обеспечение, государственных учреждений высшего образования за счет направляемых Министерству образования средств республиканских инновационных фондов в объемах, ежегодно устанавливаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год для реализации программы развития высшего образования;
– информационного обеспечения инновационной деятельности, включая проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок);
– научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, в том числе инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, за счет средств, направляемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду.
Выделение средств из инновационных фондов осуществляется на безвозвратной основе, из средств Белорусского инновационного фонда — на возвратной или безвозвратной основе.
Из республиканских инновационных фондов средства выделяются распорядителями средств этих инновационных фондов организациям, находящимся в их подчинении (входящим в их состав), а также входящим в состав подчиненных им государственных производственных объединений, хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в их управление, дочерним республиканским унитарным предприятиям подчиненных им (входящих в их состав) организаций, организациям, являющимся участниками холдингов, акции (доли в уставных фондах) управляющих компаний которых находятся в республиканской собственности и переданы им в управление.
Из местных инновационных фондов средства выделяются организациям, находящимся в коммунальной собственности, а также хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности, и иным организациям, не указанным в части первой настоящего пункта.
Научные, проектные и конструкторские организации вне зависимости от подчиненности имеют право подавать заявки на участие в открытом конкурсном отборе проектов (работ) для финансирования, как из республиканских, так и местных инновационных фондов.
Выделение средств инновационных фондов негосударственным юридическим лицам производится без увеличения (образования) доли государства в уставных фондах этих юридических лиц.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 г. № 242 «О создании научно-практических центров Национальной академии наук Беларуси и некоторых мерах по осуществлению научной деятельности» научно-практическими центрами НАН Беларуси могут формироваться специальные фонды за счет отчислений из прибыли организаций научно-практического центра, средства которых направляются на финансирование научной деятельности, расходов научно-практического центра, связанных с выполнением функций по осуществлению общего руководства, управления, координации деятельности и представления интересов организаций научно-практического центра, в том числе на оплату труда их работников, укрепление материально-технической базы, материальное поощрение ученых и специалистов, обеспечивающих достижение высоких показателей в научной, инновационной и производственной деятельности.
Фондовые финансовые механизмы системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности обеспечены нормативными правовыми актами и активно используются в Беларуси.
Кредитные механизмы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
По кредитному договору банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуются предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, определенных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить (погасить) кредит и уплатить проценты за пользование им (ст. 137, Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-З «Банковский кодекс Республики Беларусь»).
Кредитный договор может быть заключен с условием о целевом использовании кредита. Кредитный договор, предусматривающий предоставление кредита под гарантию Правительства Республики Беларусь, гарантию (поручительство) местного исполнительного и распорядительного органа, должен содержать условие о его целевом использовании. Если кредитный договор заключен с условием о целевом использовании кредита, кредитополучатель обязан обеспечить возможность осуществления кредитодателем контроля целевого использования кредита (ст. 144, Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-З «Банковский кодекс Республики Беларусь»).
Порядок и условия предоставления (размещения) банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, кроме Национального банка Республики Беларусь, денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте в форме кредита юридическим и физическим лицам и их возврата определены Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата».
Порядок и условия предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь (далее — гарантии Правительства), а также порядок их исполнения определены Указом Президента Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 359 «О некоторых вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь» (вместе с Положением о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь).
Гарантии Правительства предоставляются на основании соответствующего решения Совета Министров Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь юридическим лицам — резидентам Республики Беларусь, кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее — юридические лица).
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2009 г. № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь» заказчики в порядке, установленном актами законодательства, для финансирования программ на конкурсной основе могут привлекать банки Республики Беларусь.
В условиях конкурсного отбора устанавливаются:
– общие объемы финансирования программы с распределением по ее мероприятиям, срокам выполнения, источникам финансирования (в том числе за счет кредитов банков), включая планируемые меры оказания государственной поддержки;
– перечень исполнителей мероприятий программы, нуждающихся в кредитовании, с краткой информацией об их местонахождении, финансовом состоянии (состояние расчетов с банками, в каком банке обслуживаются и другие), формах обеспечения (залога) возврата ими кредита и процентов;
– участие банков в разработке бизнес-планов отдельных инвестиционных проектов, привлечении иностранных кредитных линий и оформлении страхования рисков, подготовке решений о предоставлении правительственных и иных гарантий, компенсации части процентов по кредитам из различных источников, процедурах закупки оборудования, анализе хода выполнения программы и расчетов ее эффективности, решении других вопросов.
Порядок и условия предоставления юридическим лицам государственной поддержки в виде возмещения из средств республиканского бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами определен Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» (вместе с Положением о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита, Положением о порядке установления нормативного распределения выручки, Положением о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, Положением о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, Положением о порядке понижения цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо, а также предоставления отсрочки и (или) рассрочки погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию, Положением о порядке и условиях возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами).
Решение о возмещении из средств республиканского бюджета части процентов за пользование банковскими кредитами принимается Советом Министров Республики Беларусь.
Кредитодатель вправе застраховать риск невозврата (непогашения) кредита и (или) просрочки возврата (погашения) кредита. Страхователями по такому договору могут выступать банк или небанковская кредитно-финансовая организация — кредитодатели (ст. 146, Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-З «Банковский кодекс Республики Беларусь»).
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 13.12.2005 г. № 1422/15 «Об утверждении Положения о порядке выделения и использования денежных средств, аккумулируемых в открытом акционерном обществе “Белорусский банк развития и реконструкции “Белинвестбанк”, для финансирования государственных инвестиционных и (или) инновационных программ» финансирование проектов может осуществляться за счет инвестиционных ресурсов банка-агента, в том числе средств, поступающих от возврата ранее выданных за счет инвестиционных ресурсов кредитов, на основании заключенных между банком-агентом и кредитополучателями кредитных договоров.
Кредитные финансовые механизмы системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в достаточной степени обеспечены нормативными правовыми актами, но практически не используются в Беларуси.
Страховые механизмы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Проведенный нами анализ законодательства стран СНГ на предмет использования различных механизмов финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности показал, что страхование научных исследований в настоящее время не используется ни в одной из стран, в том числе и в Беларуси. Страхование рисков в инновационной деятельности в Беларуси законодательством предусмотрено.
Предусмотрена возможность использования страхования при выполнении инновационных проектов с учетом риска инновационной деятельности, связанного с неопределенностью рыночных и технологических перспектив применения новшеств (Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»).
Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 г. № 669, одним из механизмов реализации задачи создания целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и других финансовых источников запланирована разработка эффективной системы страхования инновационных рисков при выполнения НИОК(Т)Р и инновационных проектов.
Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь в 2011–2015 гг. будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.
Достижению указанных целей будет способствовать решение основных задач, включающих, в том числе, совершенствование законодательства о страховании и развитие инфраструктуры страхового рынка (гл. 3, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2011 г. № 631 «О Республиканской программе развития страховой деятельности на 2011–2015 гг.»).
Ссылки по теме:
|