Инновационная технология изготовления асфальтобетонных смесей и ее реализация в условиях государственно-частного партнерства
27 октября 2010 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 3(16)]
А. И. Смыковский,
кандидат техн. наук
А. В. Бусел,
директор ГУ «БелИСА», доктор техн. наук, профессор
И. А. Дрозд,
генеральный директор СЗАО «Белтуркстрой»
Качество дорожных покрытий определяет уровень транспортных затрат и комфорт пассажиров, то есть имеет под собой экономическую и социальную основы. Особенно остро эти вопросы стоят в городах, где сконцентрированы все грузопассажирские потоки. Обеспечить ровность и долговечность асфальтобетонных покрытий можно только на основе использования высококачественных материалов и новых технологий.
Традиционный асфальтобетон исчерпал свои возможности с появлением транспортных средств с нагрузками более 10 т на ось. Современные троллейбусы и автобусы имеют нагрузку 13–14 т на ось, что гораздо выше расчетных значений. Чтобы надежно воспринимать такие транспортные нагрузки, дорожное покрытие изготавливают из асфальтобетонных смесей на полимербитумных вяжущих. Полимеры, применяемые в этих целях (стирол-бутадитен-стирол, этилен-винил-ацетат и др.), импортируются в Республику Беларусь и имеют высокие цены (более 10 млн руб. за 1 т), в то время как цена битума на порядок ниже. Удорожание модифицированного битума в таких асфальтобетонах предлагается компенсировать введением в состав асфальтогранулята, получаемого переработкой старого асфальтобетона (табл. 1) [1].
Таблица 1
Объемы сбора и использования отходов асфальтобетона
Субъект хозяйствования |
Объемы по годам, тыс. т |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Брестская область |
10 |
10,5 |
11 |
11 |
11,5 |
11,5 |
12 |
Витебская область |
11 |
11,5 |
12 |
12 |
12 |
12,5 |
12,5 |
Гомельская область |
10 |
10 |
10,5 |
10,5 |
11 |
11 |
11 |
Гродненская область |
11 |
11 |
11,5 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Минская область |
10 |
10 |
10,5 |
11 |
11,5 |
11,5 |
11,5 |
Могилевская область |
12 |
12 |
12 |
13 |
13 |
14 |
14 |
г. Минск |
93 |
99 |
106 |
112 |
119 |
127 |
136 |
Всего |
157 |
164 |
173,5 |
181,5 |
190 |
199,5 |
209 |
Асфальтогранулят производят путем дробления отходов, получаемых при ремонте асфальтобетонных покрытий, в специальной дробильной установке до материала с размером частиц не более 20 мм [2, 3]. Такие частицы должны быть разогреты и равномерно распределены в структуре асфальтобетонной смеси на асфальтобетонном заводе (АБЗ). Имеющиеся в г. Минске АБЗ не позволяют выполнить этих условий, поэтому была использована мобильная асфальтосмесительная установка фирмы Benninghoven (Германия), европейского лидера в производстве оборудования данного типа (см. фото).
Мобильная асфальтосмесительная установка «МВА 2000»
Данная установка, созданная с применением новейших технических достижений, позволяет на более высоком уровне производить весь спектр типов и марок асфальтобетонных смесей. Особенностью установки «МАВ 2000» является наличие специальной линии для подачи асфальтогранулята. Она состоит из дозатора асфальтогранулята и конвейера. Погрузчик засыпает асфальтогранулят в дозатор, где он взвешивается и по ленточному транспортеру подается в сушильный барабан. Из сушильного барабана по байпасу асфальтогранулят совместно с другими минеральными материалами подается в смеситель, где смешивается с битумом и другими добавками. В результате получается асфальтобетонная смесь с улучшенными физико-механическими характеристиками. Так, по данным лабораторных испытаний, водонасыщение асфальтобетона снижается на 15 %, предел прочности на растяжение при 0°С возрастает на 20 %, предел прочности на растяжение при 50°С возрастает на 20 %, предел прочности на сдвиг при 50°С возрастает на 10 %. Улучшение свойств асфальтобетона положительным образом сказывается на долговечности устроенных дорожных покрытий и продлении сроков службы дорожных одежд.
Кроме прочего, асфальтосмесительная установка оборудована системой модификации нефтяного битума до получения конечного продукта в соответствии с действующим в Республике Беларусь стандартом СТБ 1220-2009 для приготовления асфальтобетонных смесей улучшенного качества.
Установка для модифицирования битума включает систему подачи битума, загрузки полимеров, систему подачи индустриального масла — пластификатора, скоростной смеситель, гомогенизатор с подкачивающим насосом, трубопроводы и другие элементы.
Модификация битума осуществляется полимерами вида термоэластопластов типа «Кратон-Д», «ДСТ» и т. п., что улучшает физико-механические характеристики применяемого битума и положительно сказывается на качестве выпускаемых асфальтобетонных смесей [4]. Лабораторные исследования партий асфальтобетонных смесей, выпускаемых СЗАО «Белтуркстрой» показали, что при использовании качественных сырьевых материалов и при обеспечении стабильности технологического процесса приготовления асфальтобетонных смесей при прочих равных условиях достигается значительное превышение качественных характеристик смесей по сравнению с нормативными значениями.
Для реализации данного инновационного решения в рамках государственно-частного партнерства было создано специализированное совместное предприятие — СЗАО «Белтуркстрой» — по выпуску асфальтобетонных смесей с долей государства в уставном фонде 9 % (Государственное предприятие «УДМСиБ»). Пакет из 91 % акций принадлежит иностранным предприятиям и белорусским частным структурам. Основной целью данного решения является экономия бюджетных денежных средств путем:
- повышения качества выпускаемых асфальтобетонных смесей и связанного с этим роста долговечности дорожных покрытий;
- применения старого дробленого асфальта (асфальтогранулята с фиксированными качественными характеристиками), что предписывается указом Президента Республики Беларусь № 327 от 22 июня 2009 г.
- оптимизации транспортно-логистической схемы доставки асфальтобетонных смесей на объекты г. Минска (завод находится в городской черте и может быть перемещен по мере необходимости).
В процессе реализации проекта привлечены значительные инвестиции и создана конкурентная среда в сегменте рынка торговли асфальтобетонными смесями в г. Минске.
Высокоточное оборудование завода и высокая степень автоматизации и компьютеризации технологических процессов позволяет применять при изготовлении асфальтобетонных смесей как эффективные полимерные добавки, так и местные материалы, в том числе отходы промышленности, легко изменяя технологические параметры. Это делает перспективным разработку новых экологоэффективных решений.
На асфальтосмесительной установке «МВА 2000» установлена горелка немецкого производства для работы на природном газе и система пылеочистки фирмы «Дэнотерм» — лидера в производстве промышленных систем пылеочистки. Очистка дымовых газов выполняется с помощью рукавных тканевых фильтров, выполненных из специальной жаростойкой ткани, с автоматической очисткой рукавов. Рукавные матерчатые фильтры позволяют очистить уходящие из сушильного барабана газы с эффективностью до 2 мг/м3, что позволяет эксплуатировать асфальтобетонную установку с проектной мощностью выпуска асфальтобетонных смесей до 160 т/час в условиях г. Минска без причинения вреда окружающей среде. Извлекаемая пыль участвует в технологическом процессе (в виде минерального порошка — до 50 % потребляемой массы минерального порошка) без снижения качественных характеристик асфальтобетонных смесей.
Таким образом, благодаря созданию инновационной базы по производству асфальтобетонных смесей достигаются цели проекта и в комплексе реализуется спектр задач, стоящих как непосредственно перед СЗАО «Белтуркстрой», так и перед дорожно-строительным комплексом г. Минска.
Литература
1. Вакс Л. З., Федоров Л. А., Бусел А. В., Смыковский А. И., Одерихо А. П. Повышение несущей способности конструкций дорожных одежд // Информ. сборник № 10 НТП ЖКХ Белорусского отделения межрегиональной общественной организации «Академия жилищно-коммунального хозяйства». — Минск, 2007. — С. 38–42.
2. СТБ 1705-2006 «Асфальтогранулят для транспортного строительства. Технические условия» // Госстрой. — Минск, 2007. — 11 с.
3. Смыковский А. И., Бусел А. В. И др. Патент Республики Беларусь № 10126 на изобретение «Асфальтогранулят» (приоритет ГП «БелдорНИИ» от 13.09.2004 г.).
4. Lonbet P. Une technique de restauration en place a choud des couches de roulement. Bull de liaison des Labo des P. etch. — № 105. Janvier-Fevrier. 1980. — 201 р.
Ссылки по теме:
|