Территориальные инновационные кластеры в Беларуси: возможности формирования
01 декабря 2009 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 3(12)]
Д.И. Алёхин,
заведующий отделом проблем научно-технической и инновационной политики ГУ «БелИСА», канд. социол. наук
Принятые в последние годы законодательные акты и программные документы, регулирующие становление и развитие научно-инновационной сферы Республики Беларусь, говорят о необходимости концентрации усилий всех участников инновационного процесса на наиболее эффективных и перспективных направлениях реализации государственной научно-технической и инновационной политики страны. Мировая практика показывает, что высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий, а способы активизации и совершенствования инновационной среды довольно разнообразны. К ним можно отнести развитие инновационной инфраструктуры (сети технопарков и бизнес-инкубаторов, инновационных фондов и венчурных компаний), сети трансфера технологий, прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики. Последний из перечисленных способов в настоящее время является одним из наиболее перспективных (особенно на региональном уровне).
Рассматривая «кластер» как экономическую категорию необходимо отметить, что одним из первых идею специализированной индустриальной локализации предложил Альфред Маршалл в конце XIX в. в «Принципах экономики» (1890). Характеристика локальных концентраций специализированной деятельности включала три основных блока:
- присутствие доступного квалифицированного труда;
- рост поддерживающих и вспомогательных отраслей;
- специализация различных фирм на различных стадиях и сегментах производственного процесса.
В свою очередь М. Портер в качестве ключевых элементов кластера выделил:
- характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающие отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, своими работниками и правительством;
- факторные условия, или основные вклады и условия, в которых фирма пытается конкурировать (затраты, связанные с основными факторами, такие как легкодоступные поставки природных ресурсов или недорогой, неквалифицированный труд в сравнении со знаниями и/или технологически связанными продвинутыми факторами);
- условия спроса или характер местного спроса (нужды и желания потребителей иностранных и отечественных товаров, так же как существование местного промышленного спроса на связанную промежуточную продукцию);
- присутствие родственных и поддерживающих отраслей, включающих поставщиков и удачливых конкурентов (и те и другие стимулируют кооперацию, последние также стимулируют конкуренцию).
Теория Портера о «бриллианте конкурентоспособности» является своего рода продолжением и развитием идей Маршалла [1].
В экономической литературе можно встретить множество определений понятия «кластер». Классическое определение М. Портера является наиболее универсальным: кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
К преимуществам кластерного подхода можно отнести:
- эффективную цепочку реализации инновационных идей от ее создания до нахождения конкретного потребителя;
- сложившуюся устойчивую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу;
- высокие конкурентные преимущества предприятий, входящих в кластер за счет внутренней специализации и возможностей минимизации затрат на внедрение инноваций;
- наличие в структуре кластеров мобильных промышленно ориентированных малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона; кроме того, в пределах территориального кластера хорошо развиваются малые формы предпринимательской деятельности, обеспечивающие необходимую «инновационную инфраструктуру» (в том числе идеи, знания) крупным предприятиям, часто используя их капитал;
- достаточно высокий инновационный уровень и экспортный потенциал «организаций кластера» и их стремление к дальнейшему инновационному развитию.
Кроме того, как отмечают некоторые авторы [2], кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации — «совокупного инновационного продукта», позволяет учесть особенности развития каждого региона, а механизмы ее реализации соответствуют реальным возможностям власти и сложившимся в стране экономическим и правовым условиям.
Современный опыт развитых стран мира показывает, что эффективное экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, но не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни новые высокотехнологичные отрасли не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались именно инновационные кластеры как альтернатива традиционного отраслевого подхода. И наиболее активные и жизнеспособные кластеры формируются на основе диверсификации межотраслевых связей.
В кластерных структурах близость большого количества предприятий предполагает обмен идеями и знаниями между специалистами, начинающими собственное дело, кроме того, высока возможность доступа к свободному капиталу вследствие географической концентрации фирм, притягивающей так называемых «бизнес-ангелов» и венчурный капитал.
Создание территориальных инновационных кластеров в Республике Беларусь — дело ближайшего будущего. Однако кластеризация — процесс сложный и длительный, со своими проблемами и трудностями.
Как отмечают многие исследователи, сложности реализации идей по созданию кластеров в основном связаны с взаимоувязкой интересов различных сторон, вовлеченных в этот процесс. Возникают трудности при обмене идеями, знаниями, технологиями. Возникают конкурентные проблемы «сиюминутного получения технологических преимуществ», переманивания кадров, юридического закрепления прав и обязанностей. К проблемам на пути кластеризации также можно отнести недостаточную развитость и низкую инновационную активность предприятий малого бизнеса, многим из которых характерны неконкурентоспособная (по современным стандартам технологий и методов) организация производства, высокая затратность и значительный уровень износа основных фондов.
Возможность создания кластера — это наличие, во-первых, формальной институциональной структуры (как вертикально, так и горизонтально интегрированной), координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в него компаний; во-вторых, секторов экономики, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития; в-третьих, природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциала, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации; в-четвертых, региональной стратегии развития.
Процедура создания кластеров имеет два условия:
- она должна привлечь представителей республиканской, региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для влияния на ситуацию в регионе;
- к процессу работы над созданием кластеров в регионе должна быть подключена общественность в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и т. д.
В настоящее время широко используются три типовых подхода к формированию территориальных инновационных кластеров [3].
Первый предполагает создание на основе специалистов администрации региона расширенной рабочей группы. В качестве экспертов (участников) могут быть привлечены представители различных региональных организаций, заинтересованных в создании кластера и способных оказать реальную помощь.
Второй включает сотрудничество органов власти и управления с существующими в регионе исследовательскими организациями, консалтинговыми фирмами, вузами и т. д. Работа с такими организациями осуществляется путем заключения с ними договоров об оказании услуг.
Третий подход является относительно новым для стран постсоветского пространства. Суть его заключается в создании специализированной организации — Агентства экономического развития. Региональные органы власти могут выступать одним из учредителей, передавая в качестве взноса в уставной капитал, например, объекты недвижимости и другое имущество.
Процедура создания кластеров имеет свои принципы и условия. Создавать кластеры необходимо поэтапно [3].
На первом этапе (подготовительном) выясняется актуальность, общая экономическая целесообразность, разработка и апробация механизмов создания и развития кластеров и принимается решение о полномасштабной работе над проектом.
На основном этапе решаются организационно-правовые вопросы, связанные с формированием кластеров.
Завершающий этап предполагает корректировку «портфеля» приоритетных кластеров, форм и методов государственной поддержки на основе мониторинга и анализа результатов формирования кластеров, а также разработку всех организационных документов, технико-технологических и экономических обоснований (см. табл.) [3].
Схема разработки кластера
Подготовительный этап |
Оценка актуальности создания кластера |
Оценка возможности создания кластера |
Раскрытие побудительных мотивов для создания кластера
|
Определение целей и задач кластера
|
Основной этап
|
Определение состава участников кластера
|
Оценка возможностей перераспределения ресурсов на основе рыночных механизмов для стимулирования ключевых точек развития региона
|
Формирование организационно-правовых положений создания кластера
|
Технико-экономическое обоснование организационного проекта кластера
|
Распределение организационных обязанностей между участниками кластера
|
Определение эффекта функционирования кластера
|
Завершающий этап
|
Формирование механизма взаимодействия кластера с администрацией региона
|
Экспертиза и заключение антимонопольного органа
|
Разработка и подписание договора о создании кластера
|
Практическая реализация разработки и создания кластера должна включать в себя следующие мероприятия:
1. Создание рабочего органа — координационного совета кластера, в задачи которого входят:
- формулирование проектов нормативных актов республиканского, ведомственного и областного уровней, обеспечивающих правовую сторону реализации задач создания кластера;
- определение состава потенциальных участников кластера;
- организация и координация научно-технологического сопровождения задач, решаемых кластером;
- обеспечение контроля за соблюдением внутренних и внешних правовых норм в деятельности кластера;
- представление интересов кластера на всех уровнях.
2. Создание привлекательных условий для потенциальных участников кластера.
3. Создание основной группы кластера, формирующей его «ядро», основу функционирования всего кластера.
4. Обеспечение развития кластера.
5. Самороспуск координационного совета кластера по мере выполнения первых трех задач.
Исходя из анализа потенциальных возможностей реализации кластерного подхода, для Беларуси приоритетными являются следующие направления в проведении инновационной политики [4]:
- создание современного механизма мониторинга инноваций: расширение системы показателей инновационной деятельности, гармонизация показателей с европейской статистикой, усовершенствование методики проведения статистического обследования инноваций;
- активизация региональной инновационной политики, формирование региональных стратегий развития с участием местных властей, университетов, предпринимательских структур, выделение до 20% средств региональных научно-технических программ на «мягкую» поддержку (разработка стратегий развития региона);
- определение источников финансовой поддержки инновационной инфраструктуры на республиканском и местном уровнях, стимулирование межрегиональных программ инновационного сотрудничества с использованием ресурсов государственных и отраслевых научно-технических программ;
- расширение практики «независимой экспертизы» научно-технических программ и проектов с привлечением в ряде случаев зарубежных экспертов; формирование межгосударственных проектов по разработке механизмов финансирования рисковых инвестиций с использованием для данной цели средств бюджета Союзного государства;
- активизация консультаций с общественными объединениями ученых, отраслевыми органами регулирования для отбора приоритетов регионального научно-технического, инновационного развития;
- обеспечение прозрачности информации о достигнутых результатах прикладных научных исследований, распространение опыта регионов стран Европы в сетевом взаимодействии с использованием ресурсов создаваемой сети трансфера технологий;
- продвижение средствами массовой информации инновационной культуры, положительного имиджа предпринимателя; проведение национального конкурса инновационных проектов с участием спонсоров, что позволит создать «истории успеха»;
- содействие международному сотрудничеству в сфере «мягкой поддержки» инновационной деятельности с использованием возможностей программ ЕС.
Региональные исполнительные органы власти в сфере кластерной политики должны стимулировать и поддерживать кластерные инициативы. Для этого они должны осуществлять следующие функции:
- информационно-аналитическую поддержку реализации кластерной политики;
- разработку общей стратегии, включая мотивы, цели, задачи и направления политики развития кластеров;
- использование существующих инструментов и мероприятий экономической политики для реализации кластерных инициатив;
- финансовую поддержку инициатив по развитию кластеров на региональном уровне;
- содействие развитию международного сотрудничества в сфере кластерной политики.
Для финансирования кластерных инициатив могут привлекаться следующие бюджетные средства:
- средства инвестиционных фондов;
- средства инновационных фондов;
- средства, выделяемые на создание свободных экономических зон;
- средства на фундаментальные исследования и НИОК(Т)Р;
- средства программ развития малого предпринимательства;
- средства, выделяемые на региональные научно-технические программы;
- собственные средства предприятий, используемые на исследования и разработки.
Несмотря на крайне высокую важность для экономики страны формирования инновационных кластеров и крайне высокую заинтересованность государства в инновационном развитии экономики регионов, на сегодняшний день отсутствуют государственные механизмы прямого действия, направленные на развитие территориальных инновационных кластеров.
Учитывая специфику белорусской модели экономического развития, которой присуща высокая роль государства в управлении экономикой и формировании приоритетов экономического развития, целесообразно создать инструмент, который призван реализовать на практике механизм проведения государственной экономической политики в вопросах формирования территориальных инновационных кластеров. Таким инструментом на уровне областей и г. Минска могло бы явиться региональное Агентство экономического развития (АЭР) (как вариант для Беларуси — Агентство по развитию региональных инновационных систем (АРИС) (при ГКНТ)), в задачи которого также будет входить организация и координация работ по созданию кластера на всех этапах, перечисленных в таблице. Филиалами агентства (выполнение функций АРИС) на местах могли бы стать, например, региональные ЦНТДИ.
Функции АРИС:
- участие в развитии региональных инновационных систем;
- научное обеспечение инновационной деятельности региональных (прежде всего промышленных) предприятий путем целевого создания организационных новшеств и сопровождения процесса производства и продвижения инновационной продукции;
- организация и координация работ по созданию территориальных инновационных кластеров;
- содействие нормативно-правовой защите и охране объектов промышленной собственности региональных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
- целевая подготовка (переподготовка) специалистов по инновационной деятельности;
- системное информационное обеспечение субъектов инновационной сферы различного статуса и принадлежности;
- организация и проведение мероприятий (выставок, семинаров, конференций) по проблемам инновационного развития региона;
- содействие формированию, экспертизе и реализации проектов региональной программы инновационного развития;
- работа с талантливой молодежью;
- содействие в выполнении международных инновационных проектов;
- организационное и методологическое содействие формированию научно-инновационных подразделений на предприятиях региона, определяющих экономическую стратегию развития и др.
Что касается механизмов активизации инновационного развития белорусских регионов и оказания им государственной поддержки, то в настоящее время существует достаточно эффективный механизм стимулирования процессов создания и деятельности территориальных инновационных кластеров. Этот механизм не требует существенного изменения законодательной базы и заключается в широком использовании потенциала свободных экономических зон (СЭЗ), существующих в каждой области и являющихся частью территории хозяйственного комплекса региона. Назначение СЭЗ — стимулирование свободного перемещения ресурсов и оптимальное использование экономических факторов в интересах конкретного региона. Использование специального правового режима СЭЗ для субъектов хозяйствования, формирующих территориальный инновационный кластер, обеспечивает создание механизма стимулирования развития такого кластера, попутно решая задачи по созданию благоприятных условий для привлечения внешних и внутренних инвестиций и позволяя получить желаемый экономический эффект в относительно короткие сроки.
Анализ экономической активности резидентов СЭЗ [5] показал, что на сегодняшний день СЭЗ, как инструмент региональной политики используется не в полную силу, а сами СЭЗ пока не стали точками роста, способными значительно повлиять на развитие отдельных территорий в Беларуси. Использование потенциала СЭЗ в качестве механизма создания инновационных кластеров и стимулирования концентрации наукоемких производств одного научно-технического профиля в регионе позволяет решить задачу инновационного развития регионов, как позволило в свое время создать региональные инновационные кластеры в США, Японии и Китае. В белорусских СЭЗ уже сегодня имеются все необходимые предпосылки для формирования инновационных кластеров: налаженная инфраструктура, льготы по налогообложению, центры трансфера технологий, инкубаторы малого предпринимательства и т. д.
Анализ первоисточников теории и практики образования кластеров позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективной организационной формой построения кластера является добровольное объединение независимых производителей товаров, услуг, научной и информационной продукции. Альтернативой такому подходу является учреждение государственного регулирования объединяемых в кластер субъектов в форме производственного объединения, треста и т. п. Стимулом инновационной деятельности участников кластера в первом случае является конкуренция на рынке. При жестком государственном регулировании побудительными мотивами для достижения любых результатов является контроль вышестоящим органом выполнения плановых показателей. При этом каждый из участников кластера ограничен в свободе маневра. Такая модель очень эффективна в экстремальных, кризисных условиях, когда предельно ясна цель и известно, что ее достижение возможно только при полном напряжении всех сил. Но в условиях свободной конкуренции она подавляет инициативу участников, абсолютно необходимую для ведения инновационной деятельности. Из этого следует, что наиболее целесообразной является организационно-правовая форма потенциального кластера в виде добровольного объединения независимых производителей на условиях прямых хозяйственных договоров без образования нового юридического лица. Однако эта форма не исключает существования на стартовом этапе создания кластера некого механизма, обеспечивающего координацию и организационную поддержку работ по созданию кластера.
Таким образом, для создания организационно-правового механизма развития территориальных инновационных кластеров, прежде всего, необходимо:
- создать АРИС — координирующий орган при ГКНТ, в задачи которого (помимо всего прочего) будет входить проведение региональной политики по созданию территориальных инновационных кластеров, в частности, формирование координационных советов создаваемых кластеров, а также сопровождение и мониторинг деятельности действующих;
- использовать правовой статус региональных СЭЗ для эффективной поддержки и стимулирования развития кластеров.
Литература:
1. Портер М.Э. «Конкуренция» — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.
2. Инновационные системы современной экономики [Текст]: монография /Л.Н. Нехорошева, Н.И. Богдан. — Минск: БГЭУ, 2003. — 219 с.
3. Митенев В.В., Кирик О.Б. Кластер как фактор развития экономики / Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. — Вологда: ВНКЦ, 2006. — Вып. 34.
4. Смирнов Е.Н. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза // Международная экономика, 2007. — № 2. — С. 53–58.
5. Анализ инновационного развития областей Республики Беларусь и разработка предложений по совершенствованию региональной инновационной политики: отчет о НИР (заключ.). № ГР 2072698. — Минск: ГУ «БелИСА», 2007.
Ссылки по теме:
|