Подготовка инновационных менеджеров в системе непрерывного образования
12 февраля 2009 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 3(9)]
Е.В. Гурина,
заведующая кафедрой «Экономика и управление научными исследованиями, проектированием и производством» БНТУ, канд. экон. наук, доцент
Т.И. Серченя,
старший преподаватель кафедры «Экономика и управление научными исследованиями, проектированием и производством» БНТУ
Введение
В современных условиях основой стабильного экономического роста становится человек с его знаниями и умениями. Формирование модели специалиста с определенным набором конкретных знаний, умений и навыков в зависимости от профиля будущей деятельности является залогом устойчивого социально-экономического развития страны. Однако система образования должна обеспечить не только подготовку таких специалистов, но и непрерывное обновление полученных знаний на протяжении всей профессиональной деятельности по всем специальностям. Одновременное достижение поставленных целей возможно лишь в рамках новой образовательной модели — системы непрерывного образования, главными атрибутами которой являются: преемственность уровней образования, открытость и гибкость образовательной системы, наличие высококвалифицированных педагогических кадров. Необходимость перехода к системе непрерывного образования подтверждается и докладами Всемирного банка: до 40% ВВП наиболее развитые страны получают в результате развития эффективной системы образования. В Республике Беларусь принцип непрерывности образования закреплен в Законе «Об образовании», его развитие предусматривается Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг., а также разработанной Министерством образования Республики Беларусь отраслевой программой инновационного развития, нацеленной на обеспечение опережающей подготовки кадров на уровне мировых квалификационных требований для инновационной сферы.
Данный методологический принцип позволяет обеспечить эффективную подготовку не только ученых, реализующих научную стадию инновационного цикла, и специалистов, непосредственно занятых инновационной деятельностью на производственной и эксплуатационной стадиях, но и специалистов-менеджеров.
В статье рассматриваются возможности развития образовательной системы Республики Беларусь с точки зрения обеспечения непрерывности образования на протяжении всей жизни человека. Обосновывается необходимость многоуровневой подготовки инновационных менеджеров в системе непрерывного образования с выделением соответствующих квалификационных уровней и уровней профессиональной подготовки.
Теоретические аспекты концепции «непрерывного образования»
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой завершилась четвертая технологическая революция, связанная с интеллектуализацией производства, и формируется новый тип постиндустриального общества — информационное общество. Экономическим фундаментом данного общества является особый тип экономики — экономика, основанная на знаниях (экономика знаний). Наиболее существенными чертами экономики знаний являются [1, с. 14]: интеллектуализация всех сфер деятельности (превращение знания в ключевое экономическое благо); устойчивый экономический рост, базирующийся на интенсивном использовании человеческого капитала и высоких технологий; увеличение объемов нематериального производства по сравнению с материальным; ускорение процессов общественного воспроизводства и динамизм преобразований в целом; формирование единого информационного пространства; развитие особого вида управленческой деятельности и новой функции управления — «управления знаниями»; утверждение в системе образования и подготовки кадров концепции «непрерывного образования».
Таким образом, успешный переход к экономике знаний предполагает формирование и реализацию новой образовательной модели, основанной на непрерывности образования (continuing education). Необходимость перехода к новой образовательной модели была подтверждена на Европейском саммите, прошедшем в Лиссабоне в марте 2000 г. В рамках Европейской стратегии занятости непрерывное образование определяется как «всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков, профессиональной компетенции» [2]. Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов среднего и профессионального образования; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего процесса его жизнедеятельности.
Следует отметить, что концепция непрерывного образования не является новой для общества. По мнению ряда исследователей, основой данной концепции послужили работы Бейзила Йекели «Образование в течение жизни» (1929 г.) и Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых» (1926 г.), в которых предлагаются такие подход, как «образование — это жизнь» и «вся жизнь — это обучение, по-этому у образования не может быть конечных точек». В ЮНЕСКО концепция непрерывного образования была представлена П. Ленграном в 1965 г. В определении Ленграна непрерывное образование означает «продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности» [3, с. 64]. Таким образом, П. Ленгран в центр образовательного процесса ставит человека, для постоянного развития способностей которого должны быть созданы все необходимые условия, и в первую очередь, институциональные условия.
Никос Кокосалакис и Морис Коган из Центра социальной морфологии и социальной политики Греции утверждают, что единого универсального определения «непрерывного образования», которое включало бы в себя как концептуальные, так и операционные компоненты, не существует. Сущность «непрерывного образования» индивидуальна для каждой страны и зависит от уровня социально-экономического развития, исторических предпосылок развития системы высшего образования и ее структуры.
Созданию условий для обеспечения непрерывного образования в течение всей жизни способствуют такие международные организации, как Организация международного сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО и Совет Европы. Принятие и реализация документов под заголовками «периодическое образование» (recurrent education), «постоянное образование» (education permanente) и «образование для взрослых» (adult education) позволили практически всем европейским странам перейти от образования для взрослых к непрерывному по-вторяющемуся образованию, а затем к обучению в течение всей жизни [3, с. 66]. Ключевые принципы непрерывного образования, определенные в Меморандуме Европейского Союза (2000 г.), следующие:
- новые базовые знания и навыки для всех. Итоговые документы Лиссабонского саммита (параграф 26) относят к таким навыкам компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки;
- увеличение инвестиций в человеческие ресурсы;
- инновационные методики преподавания и учения, предполагающие, что методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться;
- новая система оценки полученного образования как формального, так и неформального, и информального;
- развитие наставничества и консультирования;
- приближение образования к дому.
Таким образом, непрерывное образование способствует адаптации трудовых ресурсов к изменяющимся требованиям рынка труда. В дальнейшем, опираясь на статью 2 Закона Республики Беларусь «Об образовании», под непрерывным образованием (образованием на протяжении всей жизни) будет пониматься непрерывный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. При этом непреложным условием непрерывности является ориентация образовательных технологий на экономику знаний, в которой необходимым условием инновативности и международной конкурентоспособности выступают быстро адаптирующиеся к изменчивой внешней среде кадры.
Общая структура системы непрерывного образования в Республике Беларусь
«Доклад о развитии человека» за 2006–2007 гг. (Human Development Report, 2007), публикуемый ПРОООН, показал, что Республика Беларусь, занимая 64-ю позицию в рейтинге по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Столь высокую позицию обеспечил индекс образования — один из трех компонентов ИРЧП — равный 0,956. По индексу образования Республика Беларусь опережает Швейцарию (0,946) и Японию (0,946), занимающие соответственно седьмое и восьмое место в рейтинге.
Фактор образования учитывается и при анализе национальных инновационных систем. В соответствии с методикой наблюдений за инновационной деятельностью, принятой Европейской комиссией, к индикаторам, характеризующим развитие системы образования относятся следующие основные драйверы инноваций:
- доля выпускников с естественнонаучным и техническим образованием в возрасте 20–29 лет на 1 тыс. жителей;
- доля населения с третьей ступенью образования на 100 человек населения в возрасте 25–64 года;
- доля населения, охваченная непрерывным образованием, на 100 человек в возрасте 25–64 года и др. [4, с. 53].
Данные показатели позволяют судить об образовательном потенциале страны. В основе формирования образовательного потенциала Республики Беларусь лежит Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. № 1202-XІІ (в редакции от 11 июля 2007 г. № 253-З), которым предусмотрено основное и дополнительное образование [5]. При этом единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях (ст. 7 Закона «Об образовании»). На основании основных положений Закона «Об образовании» сформирована система непрерывного образования в Республике Беларусь, которая представлена на рис. 1.
Рис. 1. Система непрерывного образования в Республике Беларусь
Непрерывное образование в Республике Беларусь представлено в виде системы, т. к. обладает такими общесистемными признаками, как целостность, функциональность, структурность и иерархичность [1, с. 27]. Однако в настоящее время становление системы непрерывного образования в Республике Беларусь испытывает следующие трудности:
- проблема саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования (дефицит самостоятельности) как в средней, так и в высшей школе. У школьников и студентов практически отсутствует внутреннее стремление к познавательной деятельности через самообразование;
- в стенах учебного заведения прививаются знания, умения и навыки, но недостаточно развивается потребность в творческой и профессиональной деятельности, т. е. не в полной мере формируются адаптивные качества личности;
- практически отсутствует преемственность и комплексный подход к подготовке специалистов на всех уровнях образования: от средней школы до вуза и учреждений системы послевузовского образования.
Подготовка инновационных менеджеров в контексте непрерывности образования
В Республике Беларусь в настоящее время осуществляется переход на инновационный путь развития. Так в качестве основной задачи Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. обозначено «построение Национальной инновационной системы как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества» [7].
Таким образом, одним из основных условий эффективного функционирования Национальной инновационной системы является подготовка инновационно восприимчивых специалистов по всем специальностям. Эта необходимость обусловлена следующим. Во-первых, любая образовательная система должна быть адаптивной к развивающимся социально-экономическим, научно-техническим (технологическим), политическим и другим процессам. А это означает, что фундаментальная подготовка специалистов должна сочетаться с гибкой специализацией выпускников вуза, ориентированной на требования рынка труда.
Во-вторых, современные образовательные системы представляют собой единство процессов обучения и воспитания. Это предполагает ориентацию инженерной подготовки на формирование социально-профессиональных свойств личности, характеризующейся не только высоким уровнем профессионализма, но и знаниями мировых тенденций социального, экономического, научного, культурного развития; этических норм поведения, в т. ч. корпоративных; национальных особенностей этого развития, а также знаниями о роли и месте своей страны в данных процессах.
В-третьих, эффективность жизнедеятельности человека обусловлена его психолого-физиологическим состоянием, которое определяет степень устойчивости к воздействию множества положительных и отрицательных факторов в профессиональной и бытовой сферах. Следовательно, образовательный процесс должен быть направлен и на формирование знаний, умений и навыков студентов в части первичной саморегуляции различных психолого-биологических процессов в конкретных условиях.
В-четвертых, в условиях формирования инновационно восприимчивой экономики современный специалист должен: владеть знаниями об основных закономерностях развития инновационных процессов и сущности инновационной деятельности; ощущать необходимость и уметь воспринимать все новое, а также владеть навыками приобретения новых знаний, которые объективно, независимо от воли отдельного человека имеют тенденцию к постоянному расширенному воспроизводству; уметь использовать, продуцировать новые знания в своей деятельности, то есть быть творческим специалистом. Этот тезис напрямую связан с предыдущими и в значительной степени предопределяет и уровень востребованности специалистов на рынке труда, и их эффективную социализацию на начальном этапе профессиональной деятельности.
Другими словами, в настоящее время на всех ступенях образовательной системы (а тем более на ступени профессионального образования) представляется необходимым обратить внимание именно на совершенствование формирования творческого потенциала обучающихся, способных быстро и конструктивно включаться в инновационные процессы в соответствующей сфере деятельности.
Особенно важен учет отмеченных аспектов профессионального образования при подготовке инновационных менеджеров, которые должны обладать специфическими компетенциями. М.И. Демчук и А.Т. Юркевич в своей работе «Системная методология инновационной деятельности» формулируют следующие компетенции инновационного менеджера: компетенция предвосхищающего мышления (умение моделировать будущее развитие в зависимости от изменений внешней и внутренней среды); компетенция работать междисциплинарно; компетенция свободного, открытого мировосприятия, транскультурного понимания и кооперации; компетенция участия (желание, способность и умение участвовать в решении проблем инновационного развития на разных уровнях иерархии); компетенция планирования и реализации (способность проектировать инновационные процессы, реализовывать их с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов); способность к эмпатии; компетенция мотивировать себя и других [8, с. 267].
Формирование перечисленных компетенций возможно лишь в рамках многоуровневой системы подготовки инновационных менеджеров. Именно многоуровневая подготовка инновационных менеджеров должна лежать в основе концепции «непрерывного образования». Представляется, что данная система подготовки должна целостно охватывать такие образовательные ступени, как старшие классы средней школы с факультативным изучением, например, основ инноватики, все ступени профессионального образования, подготовку специалистов высшей научной квалификации и последипломное образование.
Анализ опыта подготовки инновационных менеджеров, накопленный в зарубежных странах, а также в России, показывает, что формирование многоуровневой системы подготовки кадров находится в сфере компетенции ряда министерств и ведомств, структура взаимодействия которых для Республики Беларусь представлена на рис. 2.
Рис. 2. Организационный аспект формирования многоуровневой системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь
Для обеспечения единства в организации обучения в рамках многоуровневой системы важно обеспечить взаимосвязь и преемственность трех систем: подготовки специалистов — профессиональной деятельности — переподготовки и повышения квалификации [9, с. 206]. Основным связующим элементом систем кадрового обеспечения является профессиональный стандарт.
В соответствии с Требованиями Qualifications and training methods Manual, Development of standards in vocational education and training от 1998 г. профессиональные стандарты представляют собой «подробно изложенные требования к должностным обязанностям, знаниям, умениям и навыкам, а также уровням профессиональной подготовки специалистов», учитывающие в том числе позиции по охране здоровья и безопасности для различных видов профессиональной деятельности. Очевидно, что именно профессиональные стандарты во многом определяют структуру и содержание образовательных стандартов, т. е. профессиональную подготовку.
Вместе с тем, данные требования носят рекомендательный характер. Каждая страна вправе самостоятельно определять структуру, объем, формы согласованности с документами, регулирующими отношения в области подготовки специалистов и их трудовой деятельности.
Анализ профессиональных стандартов европейских стран свидетельствует, что большинство из них содержит следующие позиции: код профессии в соответствии со структурой национального классификатора; описание видов деятельности; квалификационные требования (требования к видам и уровням ответственности); требования к компетентности; требования к профессиональному образованию и обучению; требования к опыту работы; требования к виду оценки компетентности; требования к должностным обязанностям; специальные требования.
Важным элементом любого профессионального стандарта являются требования к уровню профессионального образования и обучения. Для Республики Беларусь представляется целесообразным определить пять уровней в подготовке инновационных менеджеров:
- 1-й уровень соответствует первой ступени высшего образования, обеспечивающей подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками, и завершающейся присвоением квалификации «экономист-менеджер»;
- 2-й уровень соответствует второй ступени высшего образования, обеспечивающей формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и завершающейся присвоением степени «магистр»;
- 3-й уровень предполагает дополнительное профессиональное образование (на базе первого высшего), целью которого является профессиональная переподготовка специалистов и руководителей малых инновационных предприятий, субъектов инновационной инфраструктуры, подразделений стратегического развития, аналитических и маркетинговых служб учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности, непосредственно решающих задачи выведения на рынок новых товаров и повышения конкурентоспособности бизнеса;
- 4-й уровень предполагает дополнительное профессиональное образование через систему повышения квалификации и (или) профессиональную переподготовку в области инновационной деятельности. Основные потребители образовательных услуг этого уровня — руководители и специалисты научно-исследовательских учреждений, научно-производственных объединений, малых инновационных предприятий, крупных промышленных предприятий и субъектов инновационной инфраструктуры, привлекаемые к решению задач создания инноваций, продвижения и выведения на рынок новых товаров и развития новых направлений в бизнесе;
- 5-й уровень — образование, включающее подготовку кадров высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук (аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажера) и доктора наук (докторантура).
Каждый уровень подготовки специалистов в области инновационной деятельности соответствует определенному квалификационному уровню. По мнению авторов, соответствие квалификационных уровней (со второго по пятый) уровням профессионального образования возможно построить на основе требований к опыту практической работы.
Так, второй квалификационный уровень, включающий применение знаний в значительном диапазоне различных работ, выполняемых при различных обстоятельствах, помимо соответствующей профессиональной подготовки предполагает опыт практической деятельности не менее 3 лет. Для третьего квалификационного уровня опыт практической деятельности увеличивается до 5 лет; для четвертого квалификационного уровня опыт практической деятельности конкретизируется опытом работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Пятый квалификационный уровень, характеризующийся применением фундаментальных принципов при широком и часто непредсказуемом разнообразии обстоятельств, можно выделить для инновационных менеджеров, занятых в НИИ, для которых опыт работы увеличивается до 10 лет в сфере НИОКР. Для инновационных менеджеров, занятых в реальном векторе экономики, пятый квалификационный уровень требует опыта практической работы на руководящих должностях в соответствующей профилю организации отрасли не менее 5 лет. При этом не стоит забывать, что первичным при определении требований к квалификационным уровням являются требования к уровню профессионального образования.
Следует отметить, что процесс разработки профессиональных стандартов для инновационных менеджеров в Республике Беларусь сопряжен со следующими трудностями.
Во-первых, разработка профессиональных стандартов требует привлечения высококвалифицированных экспертов в области инновационной деятельности. В Республике Беларусь широко представлены эксперты-теоретики, а квалифицированные эксперты-практики фактически отсутствуют, так как лишь с 2004 г. ведется подготовка специалистов в рамках специализации 1-26 02 02 03 «Инновационный менеджмент».
Имеющиеся специалисты в своей деятельности основываются либо на опыте, полученном в результате зарубежных стажировок, либо на знаниях, полученных в 80-х годах прошлого столетия в рамках обучения в аспирантуре и докторантуре по специальности 08.00.26 — экономика, планирование и организация управления научно-техническим прогрессом, либо на курсах повышения квалификации (повышением квалификации специалистов в области инновационного менеджмента занимаются Академия управления при Президенте Республики Беларусь, РИИТ БНТУ и ряд других институтов повышения квалификации).
Во-вторых, в разработке профессиональных стандартов в первую очередь должны быть заинтересованы «ведущие» министерства и ведомства, а также инновационно активные предприятия и субъекты инновационной инфраструктуры. В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. число инновационно активных предприятий должно возрасти с 318 до 581 к 2010 г. Численность субъектов инновационной инфраструктуры также должна существенно увеличиться: в период до 2010 г. планируется увеличить количество научно-технологических парков до 20, научно-производственных центров — до 71, центров трансфера технологий — до 30, бизнес-инкубаторов — до 10 [7]. Все перечисленные субъекты являются потенциальными потребителями услуг инновационных менеджеров, но должные информационные связи между ними и учреждениями образования, осуществляющими подготовку данных специалистов, практически отсутствуют.
Выводы
Таким образом, для создания и эффективного функционирования многоуровневой системы подготовки инновационных менеджеров в Республике Беларусь необходимо:
- для формирования устойчивой познавательной деятельности, обеспечивающей, в свою очередь, формирование инновационно восприимчивого гражданина (и специалиста в том числе) Министерству образования Республики Беларусь в числе приоритетных считать задачу создания соответствующих учебно-методических комплексов по всем ступеням образования;
- разработать перечень профессий и должностей для специалистов в области инновационной деятельности, для которых создать профессиональные стандарты, обеспечив преемственность с соответствующим образовательными стандартами;
- пересмотреть существующий образовательный стандарт для специализации 1-26 02 02 03 «Инновационный менеджмент» в части увеличения сроков обучения. Сокращение срока обучения с пяти до четырех лет фактически лишает высшие учебные заведения (особенно технические) возможности осуществлять подготовку специалистов в конкретной привязке к отраслям реального сектора экономики;
- в рамках подготовки специалистов высшей научной квалификации ввести новую специальность «Инновационный менеджмент» по следующим специализациям: «стратегический менеджмент в инновационных организациях», «управление инновационными процессами», «управление интеллектуальной собственностью», «научно-инновационное предпринимательство», «экономика и управление инновациями на предприятии», «маркетинг инноваций («маркетинговая логистика») и т. д.
- ввести обязательное изучение основ управления инновационными процессами в магистратуре, аспирантуре и докторантуре по всем специальностям, с целью ориентации на внедрение результатов научных исследований в производство.
Литература:
1. Филатов, С.А. Непрерывное профессиональное образование в контексте экономики, основанной на знаниях: автореф. дис. …докт. экон. наук: 08.00.01 / С.А. Филатов; Томский гос. ун-т. — Томск, 2006. — 38 с.
2. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // Общество «Знание России» [Электронный ресурс]. — 2001. — Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html. — Дата доступа: 03.10.2008.
3. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / А.Е. Карпухина [и др.]; под общ. ред. А.Е. Карпухиной. — М.: МАКС Пресс, 2006. — 340 с.
4. Богдан, Н.И. Показатели инновационного развития в экономике знаний: европейский опыт и задачи Беларуси / Н.И. Богдан // Наука и инновации. — 2007. — № 5(51). — С. 52–58.
5. Об образовании: Закон Респ. Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202 –XII3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 11 июля 2007 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.
6. О высшем образовании: Закон Респ. Беларусь, 11 июля 2007 г., № 252-3 с изм. и доп.: текст по состоянию на 16 июля 2008 г // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2008.
7. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 26 марта 2007 г., № 136 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2006.
8. Демчук, М.И. Системная методология инновационной деятельности: учеб. Пособие / М.И. Демчук, А.Т. Юркевич. — Минск: РИВШ, 2007. — 304 с.
9. Зинов, В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение / В.Г. Зинов. — М.: Дело, 2005. — 496 с.
10. Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах»: Постановление Мин. труда и соц. Развития Российской Федерации, 5 марта 2004 г., № 34 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — М., 2004.
11. Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.
Ссылки по теме:
|