БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(19) 2011
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(19) 2011

Процесс сбора электронной отчетности посредством применения интерактивных web-приложений

07 февраля 2012 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2011, № 2(19)]

УДК 004.41.03:001.891.(047)(476)


О. Н. Гурьева,
мл. науч. сотрудник ГУ «БелИСА» 


В статье рассмотрены различные инструменты обработки первичной информации, проанализированы преимущества и недостатки различных подходов. Автором даны конкретные рекомендации по оптимизации сбора электронной информации для ее последующей обработки.


Все больше организаций, предприятий, ведомств и частных лиц отказываются от документооборота на бумажных носителях и переходят к обмену информацией в электронном виде. Внедрение системы электронного документооборота позволяет оптимизировать бизнес-процессы, происходящие на предприятии: сократить сроки принятия решений руководителем за счет большей оперативности поступления данных, время на согласование документов, повысить оперативность работы, сократить расходы на бумагу и канцелярские товары. Защищенный и юридически значимый документооборот с различными контролирующими органами позволяет организовать электронную отчетность — сдача отчетности путем пересылки в электронном виде по телекоммуникационным каналам.

В настоящее время существует возможность представления любого вида информации — текстов, числовых массивов, изображений, звуков — в цифровом формате, пригодном для хранения, обработки и передачи. В современном мире человек буквально окружен электронными интерактивными сервисами: банкоматами, турникетами метро, билетными кассами, автозаправочными колонками, персональными компьютерами, сотовыми телефонами, электронными органайзерами (КПК, смартфонами и т. п.). Интернет стал общепризнанным фактором деловой и общественной жизни.

Немаловажным является и такой аспект, как возможность удаленной работы сотрудников компаний, организаций. Не редкостью сегодня являются примеры, когда работа над одним проектом осуществляется коллективом разработчиков, физически находящихся в разных странах, на разных континентах, что позволяет компаниям существенно уменьшить затраты на содержание офиса и расходы на поиск и привлечение персонала. Немаловажным также является и технический аспект. Использование современных серверных приложений позволяет работать удаленным пользователям на не очень мощных рабочих станциях, мобильных устройствах без установки дорогостоящего и требующего больших аппаратных ресурсов программного обеспечения.

Все вышеперечисленное позволяет с уверенностью сказать, что с развитием коммуникаций роль интерактивных сервисов как на уровне межличностного общения, так и на уровне деловых отношений будет только возрастать.

С точки зрения степени взаимодействия условно можно выделить следующие уровни интерактивности:

  • линейное взаимодействие (1:) или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;
  • реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;
  • множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними [3].

Практическим примером уровней взаимодействия может служить текстовая страница веб-сайта. При наличии обычного текста (например, статьи) можно говорить о линейном взаимодействии. Если же дополнить текст,  например, содержанием, каждый пункт которого является ссылкой на соответствующий раздел или подпункт статьи, то речь уже идет о реактивном взаимодействии. В качестве примера диалогового взаимодействия можно рассматривать ввод запроса в поисковой системе. По одному запросу выдается несколько (m) ссылок. По каждой из них осуществляется переход к какому-либо объекту или объектам, которые в свою очередь также могут содержать ссылки. Ссылки условно подразделяются на простые и гиперссылки. Первые, как правило, предназначены для навигации внутри ресурса, вторые — для перехода на внешние ресурсы и базы данных. Широко применяется система перекрестных ссылок. Именно система ссылок настолько преобразовала стандарты интерфейсов ресурсов, что сегодня возникают даже такие явления, как баннерные сети, оборот которых часто в несколько раз превышает доходы промышленных компаний. Наличие ссылок в электронных представлениях информации — это основа интерактивности ресурса.

Для создания интерактивных приложений разработан ряд языков программирования. Однако целью данной статьи является не описание методов и средств разработки интерактивных приложений, а рассмотрение возможных сложностей, возникающих при сборе электронной отчетности посредством интерактивных веб-приложений. В качестве примера рассмотрим сбор электронной отчетности о реализации проектов Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. (ГПИР).

Процесс сбора электронных отчетов о реализации проектов ГПИР происходит по следующему сценарию.

1. Заполнение электронной анкеты на предприятии, реализующем проект, и пересылка ее по электронной почте государственному заказчику.

2. Проверка достоверности информации ответственным за заполнение электронных форм от государственного заказчика и пересылка по электронной почте в Центр обработки информации всех анкет по проектам, курируемым государственным заказчиком.

3. Загрузка анкет в базу данных (БД).

При такой достаточно сложной схеме сбора отчетности возникают трудности с обеспечением достоверности и оперативности сбора информации, загружаемой в БД.

Электронные анкеты разработаны таким образом, что любая информация в любом поле может быть изменена оператором, заполняющим анкету. Следовательно, возможно искажение информации (например, замена планового срока, предусмотренного ГПИР, или изменение фактического значения показателя при пересылке одного и того же отчета в разные отчетные периоды). Подобные ситуации могут возникать при невнимательном заполнении анкет или в случае неопытности оператора. При этом достаточно сложно доказать, на каком именно этапе заполнения и передачи анкет по проектам ГПИР произошло искажение или потеря информации, а также кто именно предоставил данную информацию, то есть заполнил и выслал анкету (заполнение может быть перепоручено другому сотруднику на время отсутствия ответственного за заполнение анкет лица, может быть назначен новый исполнитель и т. п.). Кроме того, пересылка уже заполненных анкет осуществляется по электронной почте, которая при всех своих достоинствах имеет и ряд недостатков, в том числе и возможность частичной или полной потери данных [4]. Доставка электронной почты осуществляется по каналам передачи данных организаций, которые не несут ответственности за достоверность или утечку содержимого электронных писем. Наиболее часто данные искажаются при использовании электронной почты для обмена оперативной информацией. Электронное письмо, перехваченное специальной программой, может быть исправлено [5].

Для подтверждения подлинности документов, передаваемых по телекоммуникационным каналам, используется электронная цифровая подпись (ЭЦП). ЭЦП — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты электронного документа от подделки. ЭЦП формируется в результате преобразования информации с использованием средств криптографической защиты информации и позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе [6]. Однако на момент разработки и ввода в эксплуатацию автоматизированной системы мониторинга ГПИР в Республике Беларусь отсутствовала нормативно-правовая база, регулирующая применения ЭЦП.

В описанной ситуации наиболее эффективным для оптимизации сбора электронной отчетности стало применение интерактивных приложений с организацией удаленного дифференцированного доступа к БД. Возможность удаленного доступа позволяет повысить оперативность сбора информации и избежать вероятных проблем, связанных с пересылкой документов по электронной почте.

Дифференцированный доступ позволяет пользователю (оператору) войти в систему посредством ввода имени пользователя (логина) и пароля. Адрес веб-сайта, логин и пароль предоставляются ответственному представителю организации или ведомства (оператору, заполняющему формы отчетности, ответственному за контроль достоверности информации и т. д.). При успешной авторизации пользователь получает доступ к системе, соответствующий его правам, например: просмотр всех сведений на сайте; просмотр и редактирование определенных документов, объединенных каким-либо общим признаком; только чтение определенной информации; просмотр и редактирование любых данных системы.

Применение дифференцированного доступа защищает информацию от просмотра и изменения пользователем, не имеющим соответствующих прав. Ввод логина и пароля также обеспечивает невозможность дальнейшего отказа от авторства.

Используя для перехода ссылки, авторизованный пользователь в соответствии с предоставленными ему правами доступа просматривает интересующую его информацию, формирует доступные ему отчеты, а при необходимости и наличии соответствующего уровня доступа открывает и редактирует документы (анкеты) в режиме реального времени. Заполнение форм может быть реализовано следующим образом.

1. Авторизованный оператор открывает документ и переводит его в режим редактирования.

2. Последовательно заполняет поля всех разделов анкеты, реализованной в виде таблиц.

3. После заполнения последней таблицы, нажав кнопку «Готово», оператор просматривает все данные, чтобы убедиться в отсутствии ошибок (в режиме чтения). В случае необходимости оператор может вернуться к нужной таблице и устранить неточности в заполнении. Убедившись, что анкета заполнена верно, оператор подтверждает и сохраняет внесенные изменения. Пользователю также может быть предоставлена возможность на любом этапе заполнения электронной формы и из любого раздела сохранить внесенные изменения и экспортировать отчет.

Необходимо предусмотреть и автоматические проверки (формат вносимых данных, заполнение обязательных полей и т. п.). Обнаружив какое-либо несоответствие в заполнении отчета, система выдаст сообщение с описанием ошибки.

При отсутствии ошибок внесенные корректировки будут сохранены, после чего они станут доступны для просмотра пользователям с соответствующими правами.

Таким образом, применение интерактивных веб-приложений для сбора электронной отчетности позволяет не только сократить время, затрачиваемое на передачу информации от непосредственного исполнителя вышестоящим органам, но и предполагает более внимательное заполнение форм, а именно, в связи с невозможностью отказа от авторства и передачей информации напрямую вышестоящим органам, без каких-либо дополнительных проверок и уточнений. Кроме того, отсутствие длинной цепочки сотрудников, перепроверяющих информацию на нескольких уровнях прохождения документа, снижает влияние человеческого фактора — чем меньше людей открыли документ на стадии заполнения и корректировок, тем меньше случайных ошибок и неточностей.

За счет указанных достоинств — снижения влияния человеческого фактора, упрощения схемы взаимодействия между вышестоящими и подотчетными организациями, наличия авторизации без использования ЭЦП и дифференциации доступа к данным — применение интерактивных веб-приложений является наиболее оптимальным способом сбора электронной отчетности.


Литература:

1. Бизнес со скоростью мысли / Пер. с англ. / Билл Гейтс. — М.: ЭКСМО-пресс, 2001. — 477 с.
2. Технологии разработки программного обеспечения [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.atilekt.ru/about/technology. — Дата доступа: 25.10.2011.
3. Википедия [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. — Дата доступа: 26.10.2011.
4. Недостатки электронной почты [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://infouserhelp.h12.ru/stati/mail/nedostatki_mail9.htm. — Дата доступа: 25.10.2011.
5. Иванов, С. Пользование защищенной электронной почты в системах обмена финансовой информацией [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.oxpaha.ru/publisher_234_10752. — Дата доступа: 25.10.2011.
6. Электронно-цифровая подпись [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.oskolzakaz.ru/static/File/rc/Informacija. — Дата доступа: 26.10.2011.
7. Руководство пользователя по заполнению электронных форм статистической отчетности в режиме on-line [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.primstat.ru/statrep/enterweb/labr/instronline. — Дата доступа: 25.10.2011.
8. Сиддикуи, Б. Безопасность Web-сервисов [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.citforum.ru/security/internet/web_service. — Дата доступа: 25.10.2011.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Республиканский семинар по вопросам организации научно-технической деятельности в регионах (10 апреля 2024 г., г. Брест)

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Автоматизация и технологии в машино– и приборостроении» (18 апреля 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 05.02.2024
Copyright © БелИСА